Библиографическое описание:

Питерскова Т. А. Этапы развития дидактики высшей школы в Германии // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 200-203.

Участие России в построении общеевропейского образовательного пространства, предполагает изучение позитивного опыта зарубежных систем непрерывного профессионального образования с целью улучшения качества преподавательской деятельности. Несомненный интерес представляет позитивный опыт решения проблемы организации подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в Германии, т.к. проблема развития дидактики высшей школы и, как следствие, проблема повышения педагогической квалификации преподавателей занимали и занимают в настоящее время в Германии особое место. В первую очередь это связано с пониманием роли научно-педагогических кадров, пониманием обществом важности и значимости воспроизводства кадров высшей квалификации для повышения конкурентоспособности экономики страны.

Общими вопросами развития дидактики высшей школы в Германии занимались такие  отечественные исследователи, как В. Г. Иванов, Л. И. Писарева, Л. Д. Соловьева, А. И. Галаган, Ю. Ф. Тимофеева и др. Исследованием данной проблематики за рубежом занимались В.-Д. Веблер, В. Г. Петерсен, И. Вильдт, К. Тумсер-Даут, Д. Шпиндлер, М. Вальтер, Д. Зигрид, К. Бохард и др.

Обратимся к определению «дидактика высшей школы». Анализ справочно-энциклопедической и научно педагогической литературы на немецком языке показал, что существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Дидактика высшей школы трактуется как:

·                    теория обучения, которая специализируется на учении в высшей школе (В. Г. Петерсен) [1];

·                    передача преподавателем научного знания согласно дидактическим принципам обучающимся при одновременном развитии у последних критического мышления (И. Вильдт) [2];

·                    образовательное мероприятие, заключающееся в улучшении качества обучения в высшей школе (К. Тумсер-Даут) [3];

·                    часть общей дидактики, задача которой заключается в исследовании сообщения / изложения достижений науки; передача опыта и результатов научно-исследовательской работы в высшей школе» [4];

·                    наука об условиях, целях, содержании, методах и средствах обучения и учения в высшей школе и о практических дидактических изменениях учебы [4].

Из приведенных выше определений видно, что исследователи едины в определении категории «дидактика высшей школы». Считаем правомерным согласиться с рядом исследователей в том, что, обучение дидактике высшей школы преподавателей направлено на улучшение качества обучения в вузе.

На разных этапах развития Германии вопросы подготовки и повышения квалификации вузовских преподавателей решались с учетом задач, определяемых требованиями общества.

В настоящей статье считаем уместным выделить этапы развития дидактики высшей школы в Германии. Критерием такой периодизации служит нормативно-правовое обеспечение дидактики высшей школы в Германии.

Весь ход развития дидактики высшей школы в Германии наглядно отражен в таблице:

Этап

Развитие дидактики высшей школы

ГДР

ФРГ

I этап (начало XX в. – 70-е гг.) зарождение и развитие

а) начало XX в. – 50-е гг.;

 

 

 

Зарождение педагогики высшей школы как науки

 

 

 

б) 50-е гг. – 60-е гг.;

 

Развитие педагогики высшей школы в центральном институте высшего образования

Возникновение дидактики высшей школы как науки

в) 60-е гг – 70-е гг.

Интенсивное развитие дидактики высшей школы, дискуссии по поводу возможностей ее институционализации

II этап (80-е гг. – 90 –е гг.) стагнация

Регресс, характеризующийся значительным снижением интереса к образовательным мероприятиям в области дидактика высшей школы, и, как следствие, отсутствие научных дискуссий по данной проблематике.

III этап (конец 90-х гг. XXв. – по настоящее) интенсивное развитие

Подъем и интенсивное развитие дидактики высшей школы, возникновение новых ЦДВШ, их объединение в сети и комплексы.

Таблица 1. Развитие дидактики высшей школы в Германии

Дидактика высшей школы как наука появилась в Германии в начале XX века.

В ГДР исследования в области педагогики высшей школы начали проводиться в начале XX в. [5]. В дальнейшем эта работа неуклонно расширялась. В 70-х годах в ГДР вопросами вузовской педагогики занимался НИИ высшего образования и 13 вузовских центров. В их обязанности входила организация повышения педагогической квалификации преподавателей.

О возникновении дидактики высшей школы в западных немецких университетах начали говорить лишь во второй половине XX в. [6]. По мнению известного исследователя в области дидактики высшей школы В.-Д. Веблера, интенсивному развитию дидактики высшей школы в ФРГ способствовали движения студентов и ассистентов в 60-х гг. [7]. А в 80-х гг. в истории развития дидактики высшей школы начался этап «стагнации и частичного регресса» [8].

В 90-х гг. началась реализация многочисленных проектов и инициатив в области дидактики высшей школы. О росте интереса к обучению дидактике высшей школы свидетельствует спрос на педагогическое консультирование по вопросам организации и проведения образовательных мероприятий в области дидактики высшей школы, рост числа слушателей образовательных мероприятий, предлагаемых центрами дидактики высшей школы по повышению квалификации преподавателей.

Важное значение в истории развития дидактики высшей школы Германии имеют два нормативных документа, принятых комитетом по дидактике высшей школы (Arbeitsgemeinschaft für Hochschuldidaktik – AHD). В 1991 г вышел в свет «Билефельдский меморандум» (das «Bielefelder Memorandum»), в котором сформулированы недостатки и проблемы академического обучения в высшей школе с дидактической точки зрения и предложены пути их решения [24]. «С 90-х гг. начинается позитивное развитие [дидактики высшей школы] благодаря опубликованию в 1991г. … Билефельдского меморандума комитета по дидактике высшей школы», – утверждал профессор В.-Д. Веблер [25, c. 19]. В 1994г. комитет по дидактике высшей школы принял «Брауншвейгское решение» (Braunschweiger Erklärung) об организации подготовки и переподготовки преподавателей университетов [26]. В данном документе были сформулированы «Ожидаемые результаты образовательной политики и деятельности высшей школы по организации повышения квалификации преподавателей вузов для решения поставленных образовательных задач» («Erwartungen an die Hochschulpolitik und an die Hochschulen zur Qualifizierung von Hochschuldozentinnen und -dozenten für die künftigen Lehraufgaben»). В мае 1994г. это решение было разослано министрам федеральных земель и администрации высших школ [9]. Необходимость организации и проведения данных образовательных мероприятий для профессорско-преподавательского состава неоднократно подчеркивал министр науки и искусства федеральной земли Баден-Вюртемберг, считая их «условием для улучшения качества обучения в вузе» [27].

С целью улучшения качества обучения в высшей школе образовательные мероприятия в системе повышения квалификации преподавателей приобрели политически важное значение 03.02.1993. Федеральное правительство выдвинул на первый план в образовательной политике «Реализацию надлежащих образовательных мероприятий для развития дидактических компетенций обучающих» («Einführung geeigneter Maßnahmen und Anreize zur Stärkung didaktischer Kompetenzen der Lehrenden») [28]. Решение о внедрении образовательных мероприятий для развития дидактических обучающих компетенций в образовательный процесс было принято на конференции министров культуры земель ФРГ (Kultusministerkonferenz) и конференции ректоров в Германии (Hochschulrektorenkonferenz) [29].

Согласно данным исследования Й. Вильдта и О. Гауса, в 1999г. в Германии насчитывалось 17 центров дидактики высшей школы и около 50 образовательных мероприятий в области дидактики высшей школы на федеральном и региональном уровнях [9].

В начале XXI века продолжалось активное развитие дидактики высшей школы: открылись новые центры дидактики высшей школы (далее ЦДВШ). Так, например, 01.10.2001 в рамках реализации программы «Объединение для обучения» («Bündnis für Lehre») Министерство науки и искусства федеральной земли Баден-Вюртемберг в согласовании с федеральной конференцией ректоров и девятью федеральными университетами учредило центр дидактики высшей школы в данной федеральной земле [10]. Согласно «Концепции основания дидактического центра» от 15.05.2001 целью ЦДВШ является профессионализация преподавания для улучшения качества обучения в вузе [11]. Ее реализации служит развитие профессиональной компетентности в области дидактики высшей школы профессорско-преподавательского состава.

ЦДВШ объединяет в себе 9 университетов федеративной земли, две региональных организации (в каждой из которых свое региональное управление) и располагает локальным местом работы в каждом университете.

Объединение Баден включает в себя Фрейбург, Гейдельберг, Карлсруе, Констанц, Мангейм с региональным управлением во Фрейбурге.

Объединение Вюртемберг включает в себя Гогенгейм, Штутгарт, Тюбинген, Ульм с региональным управлением в Штутгарте.

Концепция работы ЦДВШ и программа повышения квалификации в области дидактики высшей школы разработаны в 2002г., утверждены министерством образования и федеральными университетами в 2003г.

В Баварии университеты объединились в 2004г. в 3 региональные организации. Первая представляет собой центр повышения квалификации в обучение в высшей школе, в нее входят университеты г. Бамберг, г. Байройт, г. Эрланген-Нюрнберг и г. Вюрцбург. Во вторую организацию входят 2 университета: г. Мюнхен и г. Аугсбург, которые разработали программу «Профессиональное обучение в высшей школе» («ProfiLehre»). Третья организация представлена университетами г. Регенсбург, г. Пассау и г.Айхьштет. Названные региональные объединения совместно разработали общую программу повышения квалификации для преподавателей высшей школы.

В настоящее время в северном Рейн-Вестфалии насчитывается много центров дидактики высшей школы уже с первой волны их возникновения, т.е. с 1973г. Например, ЦДВШ университета г.Дортмунд, ЦДВШ технической высшей школы г. Ахен, междисциплинарный ЦДВШ г. Билефельд (в настоящее время закрыт), и ЦДВШ университета г. Ессен (в настоящее время Центр развития высшей школы и гарантии качества обучения в высшей школе университета г. Дуигсбург-Ессен). В 90-х. гг. университеты г. Бохум и г. Дюссельдорф проявили инициативу в области дидактики высшей школы. В 2002г. в рамках проекта на уровне федеральной земли реформа высшей школы 2000plus в Северном Рейн-Вестфалии были реализованы проекты в области дидактики высшей школы в университетах г. Падеборн, г. Зиген и г. Вупперталь. Спустя 2 года в 2004г. все учреждения, центры и рабочие места дидактики высшей школы университетов федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, объединились в комплекс, чтобы продолжать работу по повышению квалификации преподавателей и совершенствоваться в этой области и сделать данные образовательные услуги доступными всем научно-педагогическим кадрам высших школ Северного Рейн-Вестфалии.

Из вышеизложенного следует, что тенденцией развития ЦДВШ в Германии является укрупнение данных образовательных учреждений, объединение их в комплексы, сети.

Специфика ЦДВШ состоит в их органичной связи с системой высшего профессионального образования, в необходимости оперативно реагировать на наиболее значимые изменения, происходящие в ней. Следуя общей для европейских стран тенденции роста значимости и престижа качественного образования как инвестиции в будущее, цель ЦДВШ заключается в профессионализации преподавания для улучшения качества обучения в вузе за счет развития профессиональной компетентности в области дидактики высшей школы профессорско-преподавательского состава.

Кроме этого постоянно растущее значение дидактики высшей школы в Германии Й. Вильдт и O. Гаус объясняют «следованием международным тенденциям» развития системы повышения квалификации преподавателей, например в англосаксонских и скандинавских странах, Австралии, Канаде, Новой Зеландии» [9].

Таким образом, дидактика высшей школы как наука появилась в Германии в начале XX века и прошла до настоящего времени три этапа в своем развитии и продолжает интенсивно развиваться. В течение последних лет в Германии разработаны и внедрены в практику программы повышения квалификации преподавателей в области дидактики высшей школы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Peterßen W. H. Didaktik und Curriculum/Lehrplan. In L. Rost (Hrsg.), Pädagogik. Handbuch für Studium und Praxis. München: Oldenbourg, 2001. S. 743-760.

2.      Wildt J., Gaus O. Überlegungen zu einem gestuften System hochschuldidaktische Weiterbildungsstudien. In U. Welbers (Hrsg.), Studienreform mit Bachelor und Master. Neuwied: Luchterhand, 2001. S. 159-195.

3.      Thumser-Dauth K. Evaluation hochschuldidaktischer Weiterbildung: Entwicklung, Bewertung und Umsetzung des 3P-Modells. Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2007. 248 s.

4.      Spindler D., Walther M. Zur Lage der HSD – Materialien zu Funktion, Planung und Organisation hochschuldidaktischer Zentren in der BRD Blickpunkt HSD 18 Heft. AHD, 1971. 154 s.

5.      Leitner E. Hochschulpädagogik. Zur Genese und Funktion der Hochschulpädagogik im Rahmen der Entwicklung der deutschen Universität 1800–1968. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1984.

6.      Wildt J. Hochschuldidaktik im Netzwerk. In U. Welbers (Hrsg.), Hochschuldidaktische Aus- und Weiterbildung. Grundlagen – Handlungsformen – Kooperationen. Bielefeld: Bertelsmann, 2003. S. 83-94.

7.      Webler W.-D. 30 Jahre Arbeitsgemeinschaft für Hochschuldidaktik (AHD). Stellenwert einer solchen Organisation in der deutschen Hochullandschaft // Das Hochschulwesen. 2001. № 49. S. 141-146.

8.      Wildt J., Encke B., Blümke K. Professionalisierung der Hochschuldidaktik: Ein Beitrag zur Personalentwicklung an Hochschulen. Bielefeld: Bertelsmann, 2003.

9.      Wildt J., Gaus O. Überlegungen zu einem gestuften System hochschuldidaktische Weiterbildungsstudien. In U. Welbers (Hrsg.), Studienreform mit Bachelor und Master. Neuwied: Luchterhand, 2001. S. 159-195.

10.  Qualifizierungsprogramm des HDZ: Konzept – Programm – Umsetzung. Stuttgart: Regionalverbünde Hochschuldidaktik der Universitäten des Landes Baden-Württemberg, 2003. 30 s.

11.  Konzept zur Einrichtung eines Didaktikzentrums vom 15.05.2001. Stuttgart: Ministerium für Wissenschaft und Kunst, 2001. – 15 s.

12.  Webler W.-D. Zur Steigerung des Prestiges von Lehrleistungen an deutschen Hochschulen. Bielefelder Memorandum der AHD. In W.-D. Webler, H.-U. Otto (Hrsg.) Der Ort der Lehre in der Hochschule. Weinheim: Beltz, 1991.

13.  Webler W.-D. Zur professionellen Vorbereitung auf die Hochschullehre. Ein Blick auf den internationalen Sachstand aus Anlass modellhafter Nachwuchspolitik in Baden-Württemberg // Das Hochschulwesen. 2003. № 51. S. 14-24.

14.  Arbeitsgemeinschaft für Hochschuldidaktik e.V., AHD. Qualifizierung für die Lehre. Braunschweiger Erklärung des AHD-Vorstands. Unveröffentlichtes Manuskript. Universität Bielefeld, 1994.

15.  Ministerium für Wissenschaft, Forschung und Kunst Baden-Württemberg. Erstmals «Baden-Württemberg-Zertifikat» als Auszeichnung für Lehrkompetenz an 47 Hochschullehrer vergeben – «Aktion gutes Studium» setzt Rahmen // Pressemitteilung. 2003. № 159.

16.  Webler, W.-D. Professionalisierung an Hochschulen. Zur Qualifizierung des wissenschaftlichen Nachwuchses für seine künftigen Aufgaben in Lehre, Prüfung, Forschungsmanagement und Selbstverwaltung [Text] / W.-D. Webler // Das Hochschulwesen. – 2003. – №41. – S.119-144.

17.  Kultusministerkonferenz. Umsetzung der Studienstrukturreform. – Bonn: Monographie, 1993.

18.  Ministerium für Schule und Weiterbildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie Nordrhein-Westfalen. Gesetz über die Hochschulen des Landes Nordrhein-Westfalen (Hochschulgesetz – HG). – Düsseldorf, 2000.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle