Библиографическое описание:

Тарасов П. Ю. Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 209-211.

В настоящее время российская  система профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений представлена следующими направлениями: сфера среднего, высшего образования, а также курсы переподготовки и  повышения квалификации.

В Российской педагогической энциклопедии под профессиональным образованием понимают  социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Система профессиональной подготовки создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества. Целью системы профессиональной подготовки является создание творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к особенностям избранной сферы деятельности [5, с. 211].

А.Г.Казакова в своей работе раскрывает в качестве цели педагогов в процессе профессиональной подготовки формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития; мобильных и конкурентоспособных [10, с. 102].

В.А. Сластенин выявил в процессе профессиональной подготовки наибольшую ценность - формирование у студентов развитого профессионального мышления [6, с. 25]. П.И. Пидкасистый раскрывает понятие профессиональной подготовки как обучение, имеющее своей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена как в образовательных учреждения начального, среднего, так  и высшего профессионального образования [4, с. 97].

С.М. Вишнякова выявляет отличительную черту профессиональной подготовки – направленность получаемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые соответствуют  требованиям, предъявляемым к осваиваемой профессии [1, с. 264].

Раскрывая требования научно-технического прогресса, Л.Д. Столяренко  в своих работах считает необходимым воспитание у современных специалистов в процессе их профессиональной подготовки способа мышления, обеспечивающего познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне обобщения, способность применять знания в незнакомых ситуациях, включать их в новые системы для расширения границ познания. Однако традиционная система профессионального обучения не обеспечивает формирования такого способа мышления [8, с. 468].

Профессиональная подготовка имеет строго научную структуру, зафиксированную в таких основных государственных документах, как Закон РФ «Об образовании», государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.

Государственный образовательный стандарт уточняет и дополняет требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений. В процессе профессиональной подготовки, согласно государственному образовательному стандарту, режиссер театрализованных представлений получает знания об истории и теории классической режиссуры, драматургии и мастерства актера, учится понимать природу конфликта – главного двигателя действия сценического искусства; изучает специфические особенности режиссуры и драматургии праздничных действ, их синтетическую природу, включающую разнообразные виды и жанры художественного творчества;  осваивает характерные черты «театрализации» как творческого метода перевода жизненного документального материала в художественно-образную сценическую форму.

Основными профессиональными умениями, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений согласно государственному стандарту, являются умения в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки; способность реализовать свой художественный замысел, применять полученные знания в методологии художественно-педагогической и научно-педагогической деятельности.

Также стоит выделить владение  режиссером театрализованных представлений практическими навыками режиссуры и мастерства актера, способами применения разнообразных художественных средств художественной выразительности при постановке театрализованных представлений; приемами творческого монтажа художественного материала различных форм и жанров в целостное театрализованное действо; новейшими технологиями, применяемыми в постановочной деятельности; методами режиссерского анализа произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.; законами композиции и художественной формы.

            Особое значение отводится наличию у режиссеров театрализованных представлений развитого чувства темпо-ритма, а также педагогических и организаторских способностей [2].

Процесс обучения в вузе строится, в основном, на активизации процесса обучения и самостоятельной работе студента, установлении партнерских отношений, обратной связи между педагогом и студентами. Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения  специалистов других направлений. В свою очередь, чтобы обеспечить качественную подготовку режиссеров театрализованных представлений, являющейся творческой профессией, на первый план выходит применение методов, методик и технологий, основной  целью которых является формирование нестандартно мыслящей личности. Для обеспечения качественной подготовки специалиста творческой специальности необходимо проанализировать накопленный опыт по созданию и проведению театрализованных представлений и народных праздников, создать теоретические и научные принципы на основе осмысления постановочных решений и приемов, интересных находок в области драматургии, режиссуры и исполнительского мастерства [9, с. 3].

В нашей стране существует целая сеть учебных заведений, воспитывающих будущих режиссеров, в том чисел режиссеров театрализованных представлений: это и Московский и Сант-Петербургский университеты культуры, Восточно-Сибирский институт культуры, это и театральное училище им. Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, Российская академия театрального искусства, ряд других учебных заведений.

Программа всех этих учебных заведений в своей основе опирается на систему Станиславского. И это естественно, потому что, чем дальше развивается не только российское, но и мировое театральное искусство, тем более убедительным становится величайшее наследие, оставленное нам  К.С.Станиславским. Поэтому профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в настоящее время осуществляется на основе изучения  курса классической режиссуры, в первую очередь – творческого, педагогического опыта и театральной теории К.С.Станиславского, Вл.И. Немирович-Данченко.

Режиссер, должен философски относиться к своей профессиональной деятельности. Уметь в своей работе осветить актуальные проблемы, волнующие общественность в данное время. А воплотить это возможно, только хорошо проанализировав действительность: те реалия и насущные проблемы, которые волнуют общество. В свою очередь, режиссер-педагог, преподающий в вузе,  должен обладать всем спектром профессионального мастерства, в основе которого лежат способности аналитика. Функции режиссера театрализованных представления чрезвычайно велики и разнообразны, так как  ему приходится осуществлять весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки  театрализованного представления.

По мнению Б.Е. Захавы, необходимым условием для подготовки режиссеров театрализованных представлений является наличие у студентов творческой наблюдательности, фантазии и воображения, чувство времени и чувство пространства, чувство ритма, как основы для формирования аналитических умений [3, с. 302].

Роль педагога-режиссера заключается в помощи способному студенту раскрыть свои возможности, систематизировать свои знания, навыки и умения, направить их в нужное творческое русло, натолкнуть на интересные режиссерские решения, предостеречь от опасных заблуждений [9, с. 6].

Специфику профессиональной подготовки режиссеров этого направления обуславливает синтетическая природа театрализованных представлений, так как свою задачу педагоги видят в воспитании и формировании у студента профессиональных навыков.

Кроме того, стоит сказать, что режиссура театрализованных представлений, в отличие от академической режиссуры, не так давно оформилась в отдельную систему знаний. Так театрализованному представлению свойственна массовость: обычно задействовано большое количество участников представления, в том числе и зрителей; и как следствие, само представление происходит на открытом пространстве, большой площадке.

Главной задачей в процессе  профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений является создание педагогических условий для целостного профессионально-ориентированного процесса в работе над театрализованным представлением. Когнитивный процесс, характерный для начального периода обучения в высшей школе, предполагает приобретение, применение и преобразование опыта  театральной педагогики.

В.А. Сластенин придерживается мнения, что совокупность профессионально обусловленных требований к режиссеру определяется как профессиональная готовность к профессиональной  деятельности. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой –  научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [6, с. 21].

Деятельность педагога-режиссера – сложное образование, характеризующееся многоаспектностью, разнообразием связей и отношений составляющих её элементов. Аналитические умения педагога-режиссера является одним из базисных элементов педагогической деятельности, лежащей в основе построения эффективного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Если говорить о профессиональной компетентности режиссера-педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности, позволяющие режиссеру самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические и режиссерские задачи. Необходимым для решения тех или иных задач предполагается знание теории, умение и готовность применять их положения на практике.

Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью режиссера можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению  деятельности.

Режиссер – человек, дающий надлежащее направление творческому процессу в целом. Правильная организация режиссером-педагогом восприятия материала студентами во многом обеспечивает его понимание, осмысление. Полученная и переработанная с помощью аналитических умений информация должна быть сохранена и в дальнейшем преобразована в рабочий материал, выносимый на сцену как результат  профессиональной деятельности.

Одна из важнейших задач стоящих перед режиссером в процессе профессиональной подготовки –  научить студентов приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции –  анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию –  и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности –  понятия, суждения, умозаключения, целостные образы, идеи. А для этого, по мнению М.Л.Сосновой в своей профессиональной деятельности режиссер должен владеть всеми ведущими типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим [7, с. 319].

Библиографический список:

1.                  Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. 535 с.

2.                  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 053300 Режиссура театрализованных представлений и праздников. – М.: 2003.

3.                  Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. Изд. 4-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 334 с.

4.                  Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 408 с.

5.                  Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 2 том, 1999.

6.                  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 512 с.

7.                  Соснова М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2007. – 432с.

8.                  Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — С.468

9.                  Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1985. – 73 с.

10.              Ученые записки. Вып. 23 / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. – МГУКИ, 2001.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle