Библиографическое описание:

Саламова К. Вопросы адаптации в студенческих группах в ходе совместной деятельности // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 206-208.

Эффективность совместной деятельности студентов высших учебных заведений обусловливается в первую очередь степенью их адаптации к университетской жизни. Именно поэтому здесь следует особо подчеркнуть роль процесса адаптации. Адаптация – это процесс постепенного приспосабливания к уровню высшего образования, к новым умениям по выбранной профессии. В результате адаптации студентов к образовательному процессу в вузе происходит следующее:

1) формируется устойчивое, стабильное отношение к выбранной профессии;

2) идет подготовка к профессиональной деятельности;

3) выполняется процесс принятия присущей образовательной среды системы ценностей.

Ясно, что наиболее успешно адаптация происходит при удовлетворении потребностей личности, при появлении возможности расширения деятельности и развития (1). В этом случае адаптация ориентируется на решение психологических вопросов, относящихся к понятиям «превосходство», целенаправленность», индивидуальное развитие», «самоутверждение» и т.д.

Л.А.Антипова, изучив особенности адаптации студентов младших курсов к университетской жизни, получила интересные результаты: «Университетская среда, отражающая собой зону взаимовлияния системы обучения, материалы обучения и определенную часть социокультурного пространства субъектов процесса обучения, существенным образом влияет на процесс социальной адаптации студентов» (3, с.70).

Л.А.Антипова выделяет следующие формы адаптации обучающихся на младших курсах студентов к высшей образовательной среде:

Ÿ формальная – познавательно-информационная адаптация к новой среде, к содержанию обучения в структуре вуза, к традициям, обязанностям;

Ÿ социальная – внутригрупповое объединение студентов и присоединение данных групп к студенческой среде в целом;

Ÿ дидактическая – адаптация новых форм и методов обучения к высшим учебным заведениям.

Другие ученые выделяют пассивную, активную, изменчивую и стабильную формы адаптации. Предполагается, что при пассивной адаптации нормы и принципы принимаются индивидом по принципу «я такой же, как и все». При этом он ограничивается простыми целями, несложными видами деятельности. Активная адаптация способствует успешной социализации. Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но также регулирует свою деятельность, строит отношения в соответствии со свойственным ему окружением. В этом случае у молодежи, наряду с иными интересами, появляется интерес к совместной деятельности. Они приобретают возможность для реализации в новой среде. Студенты, имеющие интерес к активной адаптации, имеют также обширные интересы к общению. Эти интересы ведут их к целесообразным связям со сверстниками, со средой. Студенты с изменчивой адаптацией различаются по двум направлениям: позитивному и негативному. Их адаптационный уровень то растет, то снижается. Стабильная адаптация протекает на трех уровнях: на высоком, среднем и низком (1;2).

В психологической науке указываются на многочисленные факторы для достижения высоких результатов в деле организации совместной деятельности студентов. Одним из них представляется понятие «социальной фасилитации» (на латыни sosialis – общественное, fasilitare - облегчение). Данное понятие выражает значение действовать при участии других». Сущность понятия социальной фасилитации заключается в том, что во время совместной деятельности присутствие других лиц облегчает и стимулирует действия личности. Однако, «во многих экспериментах получены обратные результаты. Так, присутствие других лиц во время совместной деятельности снижает эффективность результатов, создает задержки. Это – явление так называемой «социальной ингибиции» (2,с.185).

В нашем исследовании речь идет о среде высшего учебного заведения: о представленных в группах студентах, их совместной деятельности, личностной среды. Подобная среда формируется из студенческих групп. В структуре высшего образования они признаны как «первичный коллектив, коммуникативная среда, референтная группа» (3,с.70). Педагоги и кураторы, преподаватели факультетских и общеуниверситетских кафедр, администрация, а также профессиональная среда, включая также и студентов, формируют социальную среду обучения студентов.

Известно, что саморазвитие студентов в профессиональных учебных заведениях осуществляется в направлении развития их профессиональных способностей. В.А.Челянова сущность работы, которая должна вестись в высших и средних профессиональных учебных заведениях в связи с саморазвитием студентов, в первую очередь связывает с ростом их познавательной активности: «Саморазвитие является долгим процессом. Поэтому, работа по повышению познавательной деятельности для достижения поставленной цели должна осуществляться систематически, постепенно, в плановом и целенаправленном порядке, у студентов должны развиваться творческие способности. Средства и пути работы по увеличению познавательной активности должны служить не только развитию учебных интересов у студентов, но и развитию мотивов в этой области» (5, с. 34). 

В.А.Челянова отмечает, что для достижения успеха в совместной деятельности студентов, педагог должен строить свою работу на базе ряда требований. «Процесс освоения знаний дает возможность объединять обучение, воспитание и мировоззрение. Проводимые под названием «Обучаться исследованию» мероприятия по профессиональному практикуму оказывают существенную практическую помощь студентам в исследовательской области. Проводимые под этим названием мероприятия (обсуждения, конкурсы, семинары, опыты и т.д.) создают основу для повышения работоспособности по соответствующим профессиям, для соответственного саморазвития» (7, с. 35).

В ходе опыта по изучению исследовательской способности студентам предлагается поисковая модель. Данная модель объединяет в себе следующие принципы:

- основные понятия, идеи студент не получает в готовом виде, а сам осваивает их, в ходе исследования действует, выступая из собственной субъективной позиции, а педагог выполняет при этом роль сотрудника-помощника;

- каждый студент, самостоятельно изучая полученные в ходе исследования факты, обсуждаемые явления, дает им разъяснение;

- внепредметная творческая деятельность позволяет студенту получать  интегративные знания по своей профессии, расширяет круг исследований;

- исследовательские ситуации, позволяющие студентам приобретать новые представления, понятия, навыки и умения, создают возможность для практического применения познанного и т.д.

Проводимая на данном уровне работа осуществляется под руководством и контролем педагога. Подобный контроль в экспериментальных условиях, направляясь не на сам процесс непосредственно, а на его регулирование, направленность, носит визуальный характер. В данном процессе в качестве основного фактора выступают также личность студента, его индивидуальные свойства.

В.Я.Баширов характеризует личность студента по трем аспектам (4, с. 151): социальный аспект, являющийся воплощением социальных отношений, порождаемых вследствие принадлежности студента к конкретной национальности, группе; педагогически-психологический аспект, состоящий из единства психических процессов личности, переживаемых ею психический состояний, уровня образования и свойств личности; биологический аспект, включающий в себя высшую нервную деятельность, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи и глаз, роста и другие составные части. Эти аспекты, обобщаясь в социальном опыте студентов, составляют основу его познания.

Ясно, что обязанности профессиональных учебных заведений не завершаются только лишь подготовкой специалистов по различным специальностям. Они также должны готовить специалистов для саморегулирования, самоуправления и управления другими. Эффективная деятельность специалиста регулируется путем социального партнерства. В этой области, наряду с теоретическими вопросами, требуется также формирование практической деятельности.

Л.В.Серых и Л.В.Верзунова подходят к проблеме с позиции развития у студентов умений «социального партнерства» (6, с.14) в процессе подготовки специалистов. «В связи с этим, в соответствии с требованиями рыночной экономики и образовательных услуг, с позиции формирования профессиональной пригодности у обучаемых в профессиональных учебных заведениях специалистов, должны проводиться необходимые изменения для формирования умений социального партнерства. А это, в свою очередь, требует построения модели социального партнерства в сферах профессионального образования» (6, с. 15).

Авторы включают в структуру модели социального партнерства cледующие компоненты:

1) субъекты социального партнерства;

2) цель, содержание и механизмы регулирования отношений (М.А.Белякова, В.Ю.Выборнов, Н.М.Тайворонский, Е.В.Речняков, В.В.Прота­сов, Е.Г.Сафонова и др.). здесь в качестве субъектов социального партнерства (либо социальными субъектами) выступают индивид, группа либо организация. В нашем исследовании это – студенческая группа и составляющие ее индивиды. Каждый из них представлен в удачном становлении социального партнерства группе, к которой он принадлежит, своими интересами, стараниями, потребностями.

Л.В.Серых и Л.В.Верзунова справедливо высоко оценивают социальное партнерство как подготовительный этап к профессиональной деятельности студентов. При этом развитие студентов в ходе совместной деятельности перемещается в центр внимания в качестве необходимой задачи (6). Словом, в качестве содержания социального партнерства в системе образования выступает взаимное влияние субъектов, понимаемое как совместная деятельность студентов.

Таким образом, субъектами социального партнерства в учебных заведениях являются студенты, которые в то же время являются также субъектами обучения. Следовательно, совместная деятельность студентов может считаться идеальным фактором для формирования социального партнерства. Однако здесь имеются и другие важные задачи, требующие своего разъяснения. Так, для выяснения цели социального партнерства важным условием является активизация и актуализация каждого его субъекта (студента). Именно в ходе совместной деятельности они осуществляют испытание степени собственной готовности к социальным связям, взаимодействию, степени подчинения собственных целей общей цели. 

                                     

Использованная  литература

 

1.Алиев Р.И. Этнопсихология: глобализация и национализм.- Баку: Нур­лан, 2007, 180 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1999, 375 с.

3.Антипова Л.А. Условия успешной адаптации студентов младших курсов к ус­­ло­виям вуза  // Сред­нее профессиональное образова­ние, 2008, № 6, с. 69 - 71.

4. Баширов Б.Я. Дидактика высшей школы. -Баку: Маариф, 1992, 224 с.

5.Мусхелишвили Н.Л., Киселев А.П. Теоретические принципы психолого-гер­меневтического анализа чувственности, значений и смыслов // Вопросы психо­ло­гии , 2008, № 3, с. 11-22.

6.Серых Л.В., Верзунова Л.В. Модель социального партнерства, обеспечиваю­щая развитие профессиональной компетентности будущего специалиста//Сред­нее профессиональное образование, 2008, № 5, с. 14-17.

7. Челянова В.А. Саморазвитие личности в процессе познавательной Дея­тель­­­нос­ти //  Сред­нее профессиональное образование, 2008, № 6, с. 34-36.

8. Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация в организации групповой работы сту­ден­тов // Сред­нее профессиональное образование, 2008, № 3, с. 86-88.

 

 

Основные термины: совместной деятельности, совместной деятельности, социального партнерства, социального партнерства, совместной деятельности студентов, совместной деятельности студентов, ходе совместной деятельности, ходе совместной деятельности, профессиональных учебных заведениях, профессиональных учебных заведениях, адаптации студентов, адаптации студентов, совместная деятельность студентов, совместная деятельность студентов, модели социального партнерства, модели социального партнерства, Похожая статья, Похожая статья, деятельности студентов высших, деятельности студентов высших

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle