Автор: Пичугин Эдуард Анатольевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Библиографическое описание:

Пичугин Э. А. Текущее состояние и перспективы развития рынка кинопоказа в России // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 73-76.

Исследования российского рынка кинопроката свидетельствуют о том, что вопреки прогнозам вытеснения кино телевидением и домашним просмотром фильмов, на современном этапе кинотеатры остаются популярным местом проведения досуга. Проведем исследование тенденций развития предприятий киноиндустрии за период 2000-2008гг. В течение рассматриваемых 9 лет рынок кинотеатров России вырос со 105 в 2000 году до 736 объектов в 2008 году, т.е. в 7 раз; число кинозалов увеличилось практически в 24 раза – с 78 до 1864 (рис. 1). Таким образом, если в 2000 году в России число кинозалов превышало число кинотеатров лишь на 42%, то в 2008 году – уже на 153%.

За исследуемый период бум введения в эксплуатацию новых кинотеатров приходится на 2001 – 2003 гг., когда ежегодный прирост кинотеатров в среднем к предыдущему году составил 94%. Самые высокие темпы роста наблюдались в 2003 году. Затем, начиная с 2004 года, средний прирост кинотеатров составил 14% с максимальными темпами прироста в 2004 году –21% и постепенным снижением до 10% на конец 2008 года (рис. 2).

Темпы прироста количества кинозалов в процентах к предыдущему году находятся в одном трендовом ряду со средними темпами прироста кинотеатров. Бум открытия новых кинозалов наблюдался в 2000-2003 гг. Однако в 2004-2005 гг. темпы прироста сократились в 4 раза, а в 2006-2008 гг. – в среднем в 6 раз. При этом необходимо отметить, что в 2003 году – пике прироста кинотеатров и кинозалов по сравнению с предыдущим периодом, темпы прироста кинотеатров превышают темпы прироста кинозалов (рис. 2).



Рис. 1. Российский рынок кинопроката               Рис. 2. Ежегодный прирост российского в 2000-2008гг.                                                                      рынка кинопроката в 2001-2008 гг.

Как показали исследования рынка кинопроката в России, он имеет ряд характерных черт:

1. Традиционно в российском рынке кинопроката выделяется три основных рынка кинотеатров и кинозалов – Москва, Санкт-Петербург и регионы. В частности, в общем числе кинозалов, открытых в 2003 году доля Москвы составляла 18%, Санкт-Петербурга – 6%, а регионов – 76%; в 2004 году доля Москвы равнялась 34%, Санкт-Петербурга – 16% и регионов – 50%; в 2005 году 29% пришлось на Москву, 11% — на Санкт-Петербург и 60% — на остальные регионы России.

2. Активное размещение кинозалов в торговых центрах. Тенденция открытия кинотеатров в торговых центрах активно проявилась в 2004, 2005 году (рис. 3). Так, число кинозалов, открытых в торговых центрах, увеличилось по сравнению с 2004 годом более чем на 90%, а их доля в общем количестве открытых кинозалов составила 62%. В 2004 году их количество увеличилось более чем в два раза с долей в общем количестве открытых кинозалов – 49%.

Рис. 3. Количество кинозалов в торговых центрах в 2000-2008гг.

3. Российский рынок кинопоказа обладает достаточно высоким уровнем конкуренции. Однако, если в 2005 году 31% рынка современных кинотеатров России контролировался десятью крупнейшими операторами кинотеатров страны, то на конец 2008 года, этот показатель составил около 41%. За анализируемый период изменился состав 10 крупнейших операторов сетей кинотеатров России, хотя 4 крупнейших оператора сохраняют свои лидирующие позиции на протяжении последних четырех лет; к ним относится «Каро Фильм»,  «Формула Кино», «Киномакс»,  «Кронверк Синема» (табл.1).

Таблица 1

Top 10 крупных операторов сетей кинотеатров России за период 2005-2008 гг.

Оператор

Доля рынка по количеству кинозалов, %

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Каро Фильм

6,6

8,8

9,9

8,9

Формула Кино

4,5

4,4

4,0

3,6

Киномакс

4,2

4,6

4,2

4,9

Кронверк Синема

3,2

3,3

3,6

4,3

Парадиз

2,4

1,7

 

1,9

Синема Парк

2,3

3,8

3,8

5,6

Rising Star Media

2,2

1,8

2,5

-

Центрфильм

2,1

-

-

-

ЕА-Синема

1,8

-

-

-

Арт Саймс Синема

1,7

1,9

2,3

2,7

Роскино

-

2,3

2,2

-

Люксор

-

1,8

2,1

2,2

Премьер Зал

-

-

2,1

3,1

KinoStar

-

-

-

3,3

Итого, общая доля рынка Top 10

31,0

34,4

36,7

40,5

 

Данные табл. 1 свидетельствуют о появлении новых игроков на рынке кинопоказа и об усилении сегмента сетевых операторов: киносети расширяют территориальные зоны своего влияния, диверсифицируют свою деятельность, осваивая бизнес развлечений.

При этом операторы киносетей готовятся к следующему этапу развития кинорынка. Несмотря на то, что продолжают появляться стандартные проекты будущих кинозалов в торговых и развлекательных комплексах, этот новый этап будет связан с усилением конкуренции на рынке. Это приведет к увеличению сроков окупаемости проектов, также как и к росту необходимых капиталовложений. Борьба между операторами кинотеатров будет вестись все больше на уровне неценовой конкуренции и специализированного предложения киноуслуг.

К примеру, к концу 2007 года в стране насчитывался уже 31 цифровой кинозал в 27 кинотеатрах (2% от общего числа современных киноэкранов в РФ). Не только сетевые операторы, но и независимые кинотеатры по всей стране принимают активное участие в «цифровой революции» кинопоказа в России: в списке городов, где работают цифровые кинозалы, в т. ч. оснащенные возможностью стереопоказа, – не только Москва и Санкт-Петербург, но и Набережные Челны, Тюмень, Челябинск, Казань, Красноярск, Уфа, Самара, Тольятти, Сургут, Владивосток и Благовещенск. Еще одной причиной резкого увеличения числа цифровых кинозалов стало появление фильмов, предназначенных для просмотра в режиме «3D». В частности под релиз фильма «Беовульф 3D» 2007 года было оборудовано около 15 киноэкранов.

Инвестиционная активность в сфере кинопоказа приводит к тому, что на рынке появляется все больше сетевых операторов. Так, в 2007 г. были открыты первые киноплощадки будущих киносетей «Mori Cinema» (в Санкт-Петербурге), «Синема Инвест» (в Москве), «Диамант Синема» (в Волгограде), «DVI Cinema» (в Ижевске), «Киномечта» (в Казани и Самаре). На современном этапе, несмотря на то, что у десяти ведущих сетевых операторов кинотеатров находится уже более 40% рынка современных экранов, число игроков на рынке кинопоказа продолжает расти.

4. Наличие цифровой кинопроекции. Важным событием 2006 года в отрасли кинопоказа стало вхождение России в число стран, начавших внедрение цифровой кинопроекции. Первым цифровым постоянно действующим коммерческим кинотеатром в России стал большой зал кинотеатра «Заневский Каскад» в Санкт-Петербурге.

Ориентация сетевых операторов кинотеатров на последние технические новшества, планы по расширению своей деятельности в регионах и даже в странах СНГ (компания «Киномакс», «Кронверк Синема») в 2006 году создали предпосылки для возникновения необходимости привлечения инвестиций на развитие сети.

В области финансовой политики отечественные киносети выбрали несколько путей привлечения дополнительных средств: вывод акций компании на биржу, дополнительный выпуск ценных бумаг, продажа части активов, или получение кредита.

В 2006 году уже семь операторов российских киносетей так или иначе занялись привлечением сторонних инвестиций: «Киномакс», «Кронверк Синема», «Каро Фильм», «Самохвал», «Формула кино», «Синема Парк» и «Rising Star Media».

5. Неравномерность географии охвата российских городов современными кинотеатрами. С точки зрения географии охвата достаточно четко просматривается граница зоны предоставления качественных услуг кинопоказа, которая проходит по городам с численностью населения менее 100 тыс. жителей. Именно на этом уровне численность современных кинозалов в городах снижается более чем в два раза. В одиннадцати городах-миллионниках, где проживает 18% населения страны, расположена половина всех современных кинозалов России. В городах с населением от 100 тыс. до миллиона жителей (30% населения РФ) находится около 40% российских киноэкранов. В то же время небольшие населенные пункты (с количеством жителей менее 100 тыс. человек), где проживает более половины населения страны, могут похвастаться лишь 9% всех современных киноэкранов.

В целом рынок кинопоказа России приближается к стадии зрелости, поскольку темпы роста открытий новых кинозалов продолжают снижаться, а усиливающаяся конкуренция заставляет кинотеатры больше внимания уделять качеству предоставляемых услуг (проводить модернизацию, ремонт и даже реконструкцию морально устаревших киноплощадок, повышая тем самым свою конкурентоспособность). Кинопоказ по-прежнему остается инвестиционно привлекательной отраслью экономики России: на рынок продолжают выходить новые сетевые операторы, которые строят кинозалы в торгово-развлекательных комплексах региональных центров; в то же время крупные отечественные киносети проявляют интерес к рынку других стран, причем не только ближнего зарубежья (СНГ), но и стран Восточной Европы и Турции.

Независимым кинотеатрам в свою очередь становится все сложнее конкурировать с сетевыми кинозалами – прежде всего при заключении договоров с дистрибьюторами по условиям проката фильмов; в результате вхождение в ту или иную сеть на условиях репертуарного планирования или франшизы или полное слияние с доминирующей киносетью (продажа) становятся оптимальными решениями в этой неравной конкурентной борьбе.

Начало поглощений операторами киносетей независимых кинотеатров в форме приобретения готового бизнеса свидетельствует о дефиците свободных географических ниш для развития киносетей в отдельных городах; в этих условиях покупка уже действующего успешного кинотеатра – более перспективный для сетевых операторов бизнес, чем рискованное развертывание совершенно нового предприятия.

При этом постоянно растущая в последние годы зависимость российского рынка кинопоказа от торговых центров ставит этот рынок в сложную ситуацию в условиях кризиса. В то время как операторы кинотеатров еще обладают ресурсами для развития киносети, стагнация на рынке торговой недвижимости замедляет распространение современного кинопоказа в России. Высокий уровень арендных ставок, продолжающих расти, ухудшает положение арендаторов развлекательной зоны, прежде всего тех, чьи комплексы начали работать в 2007–2008 годах: их контракты изначально предусматривают жесткие условия аренды, инвестиции на открытие еще не были возвращены, круг постоянных лояльных потребителей не успел сложиться, а экономический кризис уже урезает их доходы и прибыли. В то же время кинотеатры, открывшиеся четыре-пять лет назад, менее подвержены влиянию кризиса: благодаря своей популярности, к тому же они располагаются в лучших торговых комплексах, открытых в те времена, когда места для строительства были доступны, и имеют лучшие условия аренды; затраты же на открытие этих комплексов уже полностью или частично погашены. Накопившие опыт руководители киноплощадок имеют возможность повышать качество и расширять ассортимент услуг — например, посредством перехода на цифровую кинопроекцию — с целью усиления своих конкурентных позиций.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle