Библиографическое описание:

Чупров А. А. Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств личности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (на примере дисциплинированности и самоконтроля) // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 224-227.

            Можно отметить, что длительное время в коррекционной педагогике и психологии на первый, и часто единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы умственно отсталого ребенка. В значительно меньшей степени исследовалась воля детей с нарушением интеллекта. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей  и подростков школы VIII вида определяется не только глубиной нарушений познавательной деятельности, но и особенностями волевой сферы данной категории детей, у которых значительно ослаблены умения приспосабливаться к социальным требованиям.

            Современное состояние исследований проблемы развития воли показало необходимость организации коррекционной работы по развитию волевых качеств, где необходимой предпосылкой успешного развития волевых качеств у детей с нарушением интеллекта является создание условий в процессе обучения и воспитания, которые заставляли бы их действовать и поступать определённым образом. Такие волевые качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, самоконтроль можно совершенствовать, создавая определённые условия, которые ставили бы ученика перед необходимостью проявлять указанные волевые качества. В связи с этим, правильная, педагогически обоснованная система физического воспитания ускоряет процесс формирования у учащихся с нарушением интеллекта волевых качеств. 

            Педагоги и методисты А.А. Дмитриев[3], Н.А. Козленко[5], В.М. Мозговой[7], Е.С. Черник[8], С.Ю. Юровский[9] отмечают необходимость  развития волевых качеств в системе физического воспитания умственно отсталых детей, включающей в себя урочные (занятия) и внеурочные формы работы.

            Урок физической культуры в специальной (коррекционной школе) VIII вида способствует развитию не только физических, но и личностных качеств умственно отсталого ребенка, в том числе и формированию волевых качеств. В связи с чем, урочная форма является неотъемлемой частью всей системы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта и ведущей – в развитии дисциплинированности и самоконтроля.

            Мы считаем, что урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут использоваться разнообразные упражнения; педагог будет сочетать и чередовать методы воспитания (убеждения, упражнения,  наглядный пример, поощрения, соревнования, наказания), предъявлять точно сформулированные и доступные для понимания ученика требования,   стремиться к повышению активности школьников с учетом их индивидуальных особенностей (интересов, волевых качеств характера, темперамента, способностей).

            С целью изучения  влияния урока как организованной формы обучения на развитие волевых качеств дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых школьников нами было проведено с 2005г. по 2008г. эмпирическое исследование на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната №31 VIII вида г. Хабаровска. Исследование проводилось в форме психолого-педагогического эксперимента. В нём приняли участие 40 учащихся  4 - 6 классов в возрасте 11 -13 лет.

            Сопоставление  полученных в ходе наблюдения на первом этапе эксперимента уровней развития самоконтроля и дисциплинированности у умственно отсталых учащихся позволило проследить  между ними существенную зависимость: чем выше был у них  уровень  самоконтроля, тем они были более дисциплинированнее, и наоборот.

      На формирующем этапе исследования нами была разработана система уроков физической культуры с учетом дидактических принципов и апробирована в течение двух лет, где одной из воспитательных задач рассматривалось развитие дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых школьников. 

            Поскольку урок физической культуры является ведущей формой обучения, то мы стремились использовать его структурные компоненты  (этапы) в развитии у умственно отсталых школьников дисциплинированности и самоконтроля. В вводной части урока обращали внимание детей на необходимость соблюдения дисциплинированности во время переодевания в раздевалке,  на развитие умения аккуратно складывать свою одежду. Мы показывали детям единый  порядок складывания одежды и обуви, образец готовности ребенка к уроку и отмечали какую они могут оказать  помощь товарищу, давали установку на правильное  построение детей в зале.

            В подготовительной  части урока при выполнении строевых и общеразвивающих упражнений учащиеся, ощущая постоянный контроль со стороны учителя,  соблюдали дисциплину, что проявлялось в их поведении. Самоконтроль выражался в  правильном выполнении учащимися инструкций педагога, стремлении добиться хороших результатов.

            В основной части урока  нами для развития навыков самоконтроля предлагалось детям  проанализировать выполнения задания тем или иным учеником и выявить ошибки и погрешности, а также сравнить с выполнением другого ученика и предложить возможные варианты устранения ошибок. С этими детьми мы совместно анализировали совершенные ими ошибки, сравнивали с предложенным образцом и предлагали выполнить точный вариант. В дальнейшем детям предлагалось самим проанализировать технику выполнения упражнения и выявить  возможные ошибки.

            В заключительной части урока ученики принимали активное участие в разборе прошедшего занятия, закрепляли теоретические сведения, организованно уходили в класс.

            В процессе уроков мы стремились четко и доступно, понятно для ребенка давать указания (требования). С этой целью мы сочетали: наглядный показ техники выполнения упражнения со словесной инструкцией его выполнения, а затем предлагали выполнить упражнение по частям, в целом (практический метод обучения).    

            Организуя уроки, мы стремились повышать познавательную и двигательную активность школьников, используя при этом разнообразные методы обучения (круговой тренировки, игровой, работы по карточкам, проблемного обучения). Например, мы использовали подвижную игру «Салки», где детям предлагалось в начале проанализировать правила игры, а затем выполнить их. Самоконтроль выражался в умении детей принять и выполнить следующую инструкцию:

-играть в парах;

-один ученик должен убегать, другой – догонять;

-убегающий имеет право сделать остановку шагом на 5 секунд и снова убежать;

-всего убегающему можно сделать 3 остановки (во время остановки убегающий    ученик в течение 5 секунд «неприкасаемый»).

Особую роль в развитии волевых качеств играет применение учителем разнообразных по степени сложности упражнений.

            Процесс обучения стоился с учетом индивидуальных особенностей детей, в первую очередь волевых качеств. Так, если у ребенка имелся интерес к выполнению физического упражнения и он вел себя достаточно дисциплинированно, то ему бы предоставлялась большая самостоятельность, тем самым совершенствовались зачатки воли. При отсутствии интереса и низкого уровня самоконтроля мы применяли к данному ребенку разные приемы обучения (облегчение задания, использование игровой ситуации и т. д.) и воспитания (поощрение, одобрение, убеждение и т. д.)

            Для эффективности коррекционного воздействия на развитие волевых качеств мы комбинировали разные методы воспитания в течение серии уроков. Мы использовали метод убеждения, одобрения, практического приучения,  метод наказания и наглядный пример, но каждый метод по разному влиял на поведение детей. Например, метод убеждения мы применяли индивидуально, для того чтобы  научить детей помогать товарищам, выработать умение подчиняться дежурному в классе.

            Метод  одобрения выражался в виде кратких замечаний или соответствующих жестов. Например,  в игре «Охотники и утки», «охотник» мог сильно бросить в  «утку» мяч, но ребенок только  лишь слегка коснулся им «утки», чтобы не ударить. Мы говорили: «Молодец, что не ударил», выражая одобрение жестом. В других случаях мы использовали замечания типа: «хорошо защищал команду», «смелый поступок», «молодец, что помог товарищу» и т. п.

            Практическое приучение заключалось в точном выполнении и соблюдении  последовательности в  предложенном упражнении. Например,  при закреплении  стойки баскетболиста предлагалась несколько вариантов ее исполнения:

-принять стойку, приподняться на носки, равномерно распределить тяжесть тела на обе ноги, возвратиться в исходное положение;

-из положения стоя на носках, ноги врозь перенести тяжесть с одной ноги на другую и затем принять положение стойки, согнув ноги в коленях;

-в шаге, в беге – принимает стойку баскетболиста.

            В результате многократного повторения различных вариантов стойки баскетболиста учащиеся стали более точно выполнять данные упражнения, осознанно и  дисциплинированно.

            Метод наказания заключался в порицании отрицательных действий, поведения и поступков учащихся. Например, при игре «Перестрелка», школьник сильно ударил мячом игрока другой команды, мы остановили игру и высказали неодобрение, сделали ему замечание «Если ты еще так сделаешь, то больше играть в игры не будешь». После данного порицания он соблюдал дисциплину.

            При обучении повороту без мяча   мы воздействовали на детей личным примером выполнения педагогом этого упражнения, а также использовали случаи из жизни школьного коллектива. Мы обращали  внимание  на высокие спортивные достижения других школьников и отмечали, что и другие так смогут  в результате тренировок.

            Наблюдения за детьми в процессе уроков физической культуры показали, что для развития волевых качеств следует применять разнообразные методы воспитания и обучения, чередовать и сочетать их. Эффективней всего сочетание словесных, наглядных и практических  методов  обучения, позволяющих детям осознать и наглядно представить содержание их деятельности. Ведущими методами воспитания волевых качеств у умственно отсталых детей являются убеждение, поощрение, пример, практическое приучение.

            Таким образом, организация регулярных занятий физической культурой с учетом  особенностей развития  волевых качеств  школьников с нарушением интеллекта позволила нам применять разнообразные методы коррекционной работы, что способствовало развитию у них дисциплинированности и самоконтроля.

            По итогам коррекционной работы по развитию дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых детей  в процессе уроков физической культуры нами было проведено контрольное экспериментальное исследование. Динамика развития дисциплинированности и  самоконтроля у умственно отсталых учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика волевых качеств личности учащихся школы VIII вида.   

        Волевые

качества

Этапы

экспери-

мента

   Дисциплинированность

Самоконтроль       

уровни развития

уровни развития

высо-

кий

сред-

ний

низ-

кий

очень

низкий

высо-

кий

сред-

ний

низ-

кий

очень

низкий

2005г.

10%

40%

30%

20%

10%

30%

40%

20%

2008

20%

60%

10%

10%

20%

50%

20%

10%

 

            Анализ полученных  данных свидетельствует об эффективности работы по развитию дисциплинированности и самоконтроля на уроках физической культуры у умственно отсталых школьников. Проведенная работа показала, что урок физической культуры действительно является  одной из основных и продуктивных форм  организации коррекционно-развивающего процесса в школе VIII вида. Он позволяет учителю сочетать и варьировать разные методы обучения и воспитания умственно отсталых школьников, применять их с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, тем самым обеспечивая совершенствование волевых качеств у детей.

            Данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и расширения области изучения влияния всей системы физического воспитания на развитие дисциплинированности и самоконтроля школьников с нарушением интеллекта.  

Литература

            1.Азарян Р.Н. Урок физической культуры как важное средство воспитания нравственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих детей. //Дефектология. – 1984. - №6. – С. 53-59.

            2.Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1980. - №2. – С.16-23.

3.Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2002. – 176 с.

4.Кербель Л.А. Воспитание волевых качеств в процессе занятий физическими упражнениями // Формирование волевых качеств учащейся молодежи в процессе физического воспитания. – М., 1982. – 78 с.

5.Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966. – 223 с.

6.Лаужикас И.П. Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования, развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы):  Автореф. Дисс. … канд. пед. наук. – Вильнюс, 1967. – 20 с.

7.Основы олигофренопедагогики: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.,  2006. – 224 с.

8.Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие. – М., 1997. – 318 с.

      9.Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре. //Дефектология. – 1985. - №1. – С. 39-46.

      10.Юровский С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. - 1980. - №3. – С.16-27.

 

    

      

           

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle