Библиографическое описание:

Андросова И. В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 69-73.

В настоящее время, в странах с развитой рыночной экономикой, а также в России, идет по интенсивному пути развития форма договорных отношений - субконтрактация. Изначально развитие субконтрактации в нашей стране складывалось с большим трудом. Крупные предприятия, имеющие традиционную структуру, в большинстве своем, существенно проигрывают на рынке кооперационных поставок не только предприятиям Китая и Восточной Европы, но и вновь созданным малым и средним предприятиям. 

Субконтрактная система — одна из форм производственной кооперации между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов. Методика субконтрактной системы состоит в следующем: две стороны — контрактор и субконтрактор заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям (субконтракторам) производство деталей, комплектующих или узлов необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором.

Построение взаимоотношений между малыми и крупными предприятиями с использованием субконтрактной системы наиболее характерно для сферы производства. Вопрос об использовании субконтрактации решается исходя из двух основных критериев — производственной мощности и технической специализации предприятия. Первый вариант: субконтрактация на основе производственных мощностей, когда контрактору не достаточно своих собственных производственных мощностей для выполнения заказа в полном объеме, а создание дополнительных мощностей невыгодно и нежелательно. При таком варианте контрактор нанимает субконтрактора для выполнения остального объема заказов, получаемых контрактором. Данная форма субконтрактации используется при нестабильности объема заказов, получаемых контрактором. Второй вариант: субконтрактация на основе специализации. В этом случае контрактор желает воспользоваться определенными услугами субконтракторов, имеющих специальное оборудование и аппаратуру для производства сложных и требующих высокой точности работ. Такие субконтракторы обладают специальными техническими навыками (технологиями), необходимыми для определенных производственных процессов (производства изделий), и контракторы предпочитают пользоваться их услугами [2, с.49].

По данным опроса, проводимого Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства (рис.1.), в настоящий момент времени основными секторами промышленности развития субконтрактных отношений являются машиностроение, металлообработка, изготовление оснастки и нестандартных металлоконструкций. Затем идут электроника, электротехника, производство резино – технических и полимерных изделий производственного назначения. Сейчас постепенно развивается рынок услуг – разработка технической документации, промышленный дизайн, измерения, испытания.

 

 

Рис. 1. Изменение удельных весов субконтрактных отношений в отраслях регионального хозяйствующего субъекта

Преимущества таких отношений между малыми и крупными предприятиями очевидны. Для контрактора основным преимуществом субконтрактации является сравнительно низкая себестоимость комплектующих и услуг, получаемых от мелких и средних предприятий, поскольку у них накладные расходы ниже. В результате сокращается себестоимость конечного продукта. Контрактору гарантирована поставка качественных и соответствующих техническим условиям изделий, и благодаря этому он может до минимума сократить товарно-материальные запасы. Для малых предприятий – субконтракторов появляется гарантированный канал сбыта своей продукции. Однако для малых предприятий, пожелавших включиться в субконтрактацию, существует не мало препятствий [3, с.10].

Малые предприятия в большинстве своем не располагают подготовленным персоналом для организации маркетинга субконтрактной продукции, необходимыми средствами для оплаты маркетинговых (промоутинговых) мероприятий, в том числе наиболее эффективных, таких, как участие в выставках, ярмарках. Недостаток опыта и средств для маркетингового продвижения существенно ограничивают рынки сбыта этих предприятий. Недостаток средств также не позволяет этим предприятиям внедрять и сертифицировать системы управления качеством.

Руководители малых предприятий зачастую стремятся сохранить информацию о своем предприятии возможно более закрытой (из соображений безопасности бизнеса), что препятствует получению заказов от крупных (в особенности зарубежных) заказчиков; предоставляют недостоверную информацию (преувеличение возможностей предприятия), что ведет к срыву выполнения заказа.

Существенной проблемой, препятствующей становлению хозяйственной интеграции малого и крупного предпринимательства, является также «информационный вакуум»: крупные компании практически не имеют информации о потенциальных (производственных, сбытовых, инновационных и др.) возможностях и потребностях (в помещении, оборудовании и т.д.) малых фирм. В свою очередь, большинство малых фирм, обладая слабой «пробивной способностью» и не имея «нужных» связей, не может самостоятельно выйти на уровень руководства крупного предприятия для обсуждения возможных перспектив их совместной работы. В результате возникает парадоксальная ситуация: даже будучи заинтересованными в сотрудничестве, субъекты малого и крупного предпринимательства продолжают работать изолированно друг от друга.

Огромную помощь в решении данной проблемы   оказывают созданные на базе Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства региональные центры субконтрактации,  основными направлениями которых в интересах развития промышленности и малого предпринимательства региона  являются:

1.                 оптимизация кооперационных связей предприятий региона,  ведение (наполнение и актуализация) открытой базы данных по промышленным предприятиям по собственному региону; 

2.                 организация информационного обмена между предприятиями;
привлечение кооперационных заказов (субконтрактов) в регион;

3.                 развитие межрегиональных связей (с использованием возможностей информационного обмена в системе центров субконтрактации);

4.                 участие в развитии промышленного климата региона, включая участие в разработке и реализации региональных программ.

Однако, несмотря на значительную поддержку, оказываемую со стороны центра, стоящие перед промышленными предприятиями проблемы не решить силами одного центра, пусть даже поддерживаемого правительством. Необходима систематическая комплексная работа по оптимизации промышленной кооперации на рыночной основе, а значит, исходя из принципов здравого смысла, эффективности и добровольности. Региональный центр промышленной субконтрактации же – это лишь одно звено в формирующейся сложной системе. Промышленные предприятия же сами должны избрать приемлемые формы и организационные схемы взаимодействия. Так, например, Курская область демонстрирует подобные формы взаимодействия. Чтобы не быть голословным, приведем факты, свидетельствующие об этом. По данным официального сайта   Торгово-промышленной палаты (Курская область) крупные промышленные предприятия приглашают для сотрудничества на принципах производственной кооперации субъектов малого и среднего бизнеса. На сайте представлена таблица,  отражающая список крупных предприятий и предлагаемые виды услуг по производству и кооперации (таблица 1).

К сожаленью, это только шестнадцать крупных  предприятий г. Курска и Курской области, из которых  14 – предприятия промышленности, 2 предприятия строительного профиля. Тенденция  наиболее привлекательного  сектора экономики – промышленности сохраняется и в нашем регионе, полностью соответствуя общероссийским.

Таблица 1.

Перечень крупных предприятий Курской области, предлагающих совместную деятельность малым фирмам на основе субконтрактации

№ п/п

Наименование предприятия

Номенклатура основной продукции

Предлагаемые виды услуг по производству, кооперации

1

ООО «Станкостроительное производство»

Модернизация, ремонт, реновация металлообрабатывающего оборудования

Различные виды механической обработки  деталей

2

ООО «Курский завод упорных подшипников»

Подшипники шариковые упорные

Производство заготовительных и жестяно-сварочных работ

3

ООО

«Инструментальное производство»

Изготовление средств технологического оснащения, в т.ч. режущего, абразивного и мерительного инструмента

Изготовление приспособлений, штампов, пресс-форм, механическая обработка до 500 н/ч в месяц, в т.ч. координатно-расточные работы

4

ООО «Завод кузнечных изделий»

Изготовление штампованных изделий и поковок методами холодной и горячей ковки и штамповки

Изготовление поковок и штампованных изделий до 500 тн в месяц

5

ООО «Ремонтно-механическое производство»

Производство ремонтно-механических работ всех видов оборудования

Расточные, внутренние и наружные зубообрабатывающие операции

6

ООО «Курский завод упорных подшипников»

Подшипники шариковые упорные

Производство заготовительных и жестяно-сварочных работ

7

ЗАО НПО «Композит»

Изделия из резиновых и композиционных материалов

Техпластины и резинотехнические изделия, в т.ч. нестандартные

8

ООО «Завод топливной аппаратуры»

Плунжерные пары топливных насосов двигателей внутреннего сгорания для автотракторной техники

Токарная, токарно-автоматная, фрезерная, шлифовальная обработка деталей и заготовок, гальванопокрытие

9

ООО «Техмашстрой»

Чугунные отливки из серого чугуна СЧ15-СЧЗО

Изготовление отливок из серого чугуна

10

ОАО «Элеватормельмаш»

Комплексное и нестандартное оборудование для предприятий сельхозпереработки

Изготовление нестандартного оборудования

11

ЗАО «Курскрезинотехника»

Формовые и неформовые резинотехнические изделия различного назначения

Стандартные и нестандартные РТИ, ремни, рукава высокого давления

12

ОАО «Льговский завод «Электрощит»

Металлические шкафы для электросиловых устройств

Ремонт электродвигателей, изготовление металлических шкафов, щитов и других металлоконструкций

13

ФГУП «Курский завод «Маяк»

Измерительная аппаратура и приборы, медицинские физиотерапевтические приборы, светильники, энергосберегающее оборудование

Изготовление энергосберегающего оборудования. Изготовление электротехнического оборудования, в т.ч. печатных плат

14

ООО «Завод «РОМСО»

Сетки сварные и плетеные, решетки, стеллажи, металлические шкафы и верстаки, клеточное оборудование

Нестандартное оборудование, сварные металлические конструкции

15

ООО «Курский завод «Аккумулятор»

Свинцовые кислотные и щелочные аккумуляторы

Механическая обработка заготовок: токарная до 350 н/ч в м-ц, фрезерная до 120 н/ч).

16

ЗАО «Картонажная фабрика»

Различные виды изделий из картона и картонная упаковка

Стандартная и оригинальная упаковка из картона

 

Таким образом, субконтрактная система взаимодействия малого и крупного бизнеса в промышленности зарождается и  в Курской области. Вместе с тем успешно внедряется в Зеленограде, в Томске, на Урале. Однако, чтобы это явление стало привычным во всех регионах, нужна четкая законодательная база формирования таких отношений между предприятиями.

Выявление данных проблем развития субконтрактных отношений приводит к обсуждению реальных возможностей и предпосылок для того, чтобы процессам промышленной субконтрактации придать объемный и системный характер. Так, если удастся решить проблему загрузки промышленных предприятий хотя бы частично, то это повлечет за собой производство новых продуктов, обеспечение новыми рабочими местами, новые налоговые поступления в бюджет, общее оживление экономической активности со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

 

Библиографический список

  1. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение//Вопросы экономики. - 2007. - №13. – с.18-24.
  2. Латыпова А.Р. Субконтрактация как форма кооперации и ее роль в инновационном процессе// Вопросы экономики. - 2008. - №1. – с.48-53.
  3. Никонова О.Е. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход//Проблемы современной экономики. – 2008. - №4. – с. 8-11.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle