Библиографическое описание:

Новикова А. А. Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 191-198.

            Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, все эти факторы особенно остро отражаются на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

            Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как химического, так и не химического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Наряду с экологическими проблемами окружающей среды, аддиктивное поведение становится реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является немаловажным звеном в полноценном функционировании общества и дальнейших его перспективах.

            Все выше сказанное обуславливает актуальность данной работы, которая заключается в разработке адекватных средств и приемов профилактической деятельности, поскольку проще предупредить формирование аддиктивного поведения, чем бороться с многочисленными последствиями такой стратегии поведения.

            В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.                                                                                                                                           

  Концептуальные подходы к организации профилактической деятельности аддиктивного поведения в среде подростков.

            Несмотря на наличие достаточно большого количества работ в области аддиктивного поведения, алкоголизма, наркомании и токсикомании у детей и подростков, до настоящего времени отсутствуют работы, посвященные разработке комплексной системы первичной профилактики злоупотребления ПАВ и других аддикций, реабилитации несовершеннолетних, страдающих зависимостью.

В опубликованных ранее работах рассматриваются либо отдельные нозологические формы (алкоголизм, наркомания, токсикомания), либо доболезненные проявления (аддиктивное поведение). В тоже время в подростковом возрасте бывает трудно провести четкую грань между аддиктивным поведением и болезнью. 

            Первые рекомендации по профилактике алкоголизма у молодежи в отечественной литературе относятся к концу ХIХ (Алексеев П.С.,1898) - началу ХХ века (“Доклады Владимирской управы…”, 1911), рекомендующие перенять опыт Финляндии в виде уроков трезвости, при этом особо подчеркивается, что труд учителей и других земских работников по пропаганде трезвости должен вознаграждаться.

            Профилактические мероприятия можно разделить на две большие группы: общегосударственные, представленные в основном системой запретов и ограничений рекламы ПАВ и их потребления, а также непосредственной работой с населением. Обобщая мировой опыт профилактики наркотизации, В.М.Ялтонский и Н.А.Сирота (1996) выделяют шесть основных подходов: информационный, обучение управлению эмоциями, поведенческий (обучение противостоянию давлению), формирование жизненных навыков, обучение альтернативной наркотикам деятельности, укрепление здоровья.

            Как показывает многовековой опыт, запретительные мероприятия имеют неоднозначные результаты, несмотря на это соблазн их применения слишком велик.

            Традиционные представления о том, что первичная профилактика направлена на работу с группой риска (Красик Е.Д.,1974; Врублевский А.Г., Цетлин М.Г., Кириллова Л.А. , 1988; Князев Ю.Н., 1988; Lie K., Helserad O., 1988; Walters S.T., Gruenewald D.A., Miller J.H., Bennett M.E.,2001) и представляет собой систему наказаний и запретов, а также санитарное просвещение (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991), претерпели за последние годы видоизменение, так как результаты данной работы не однозначны (29).

            В течение многих лет первичная профилактика рассматривалась в основном с позиций информирования населения о состоянии проблемы, тяжести медицинских и социальных последствий наркологических заболеваний (Вуилстик К, 1981; Личко А.Е., Сушко В.В., Иванов Н.Я., 1989; Bagnall G., 1988; Sigelman C.K., Leach D.B. et al, 2000; Baum S., 2000), но при этом не учитывались не химические зависимости, которые распространены не менее чем химические. Вместе с тем, как справедливо замечает Б.Спрангер (1994) передача информации не эквивалентна обучению, а именно информационный подход характерен для многих реализуемых программ, которые лишь формально меняют отношение (Harrington N.G., Brigham N.L., Clayton R.R., 1999), но не реальное поведение подростка (Weaver S.C., Tennant F.S., 1973; Stuart R.B, 1974). Вместе с тем, даже в монографических изданиях (Штерева Л.В., Неженцев В.М., 1976; Бородкин Ю.С., Грекова Т.И., 1987) первичной профилактике не уделялось до последнего времени достаточного внимания.

            На наш взгляд в профилактической программе информированию отводится минимальная роль. Программа профилактики должна уйти от медикоцентрического подхода. Для эффективной реализации профилактической программы предполагается работать с личностными характеристиками приводящими к формированию аддикций.

  Стратегией первичной профилактики является: комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация), многоаспектность, субъектность. Лобовая атака в просвещении бесполезна (Левин Б.М., 1998). По данным опроса учащихся (Баушева И.Л., Кошкина Е.А., Паронян И.Д. 1998), они хотят получать сведения не о вреде психоактивных веществ, а о сохранении здоровья. Программа должна быть основана на идеи позитивной профилактики, т.е. не запугивание детей о проблемах  и последствиях аддиктивного поведения, а формирование у подростков жизненных навыков, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды.

            Больше всего подростков интересует тематика, связанная с проблемами взаимоотношений с социумом, преодоления кризиса идентичности. Они интересуются проблемами полового воспитания, рационального питания и др. В некоторых работах (Наймушина Л.П., 1999) переоценивается роль информирования в профилактике.  Автор основывается в частности на том, что на вопрос анкеты:”Если бы Вы знали о вреде алкоголя и наркотиков, стали бы Вы их принимать?” большинство опрошенных студентов (96,7%) ответило отрицательно. Подобная формулировка вопроса недостаточно корректна, уже хотя бы потому, что понятие “вреда” может быть разным у обследователя и анкетируемого.

            Мнение населения о целесообразности различных форм профилактики зависит от опрашиваемого контингента. При этом имеет значение как социальный статус, так и степень вовлеченности в (Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю., 1988). Учащиеся ПТУ отнесли к числу наиболее важных методов профилактики кинофильмы и телепередачи (более 50%), тогда как положительное отношение к лекциям и беседам снижалось по мере вовлечения подростков в алкоголизацию (с 32,4% до 16,0%). К аналогичному мнению пришли также А.Е.Личко, Битенский В.С.(1991). Существует и противоположное мнение школьников о наибольшей действенности врачебных лекций и занятий (Шлопак В.Г., 1999). Однако многие исследователи сомневаются в их эффективности (Подростки и наркотики, 1999; Дереча В.А., Карпец В.В., 2000; Коновалов И.Н. и др., 2001) (39).

            Имеется положительный опыт использования специальной настольной игры и видеокассет с целью ранней профилактики (Czuchry M., Sia T.L., Dansereau D.F., 1999). Для старших подростков предлагаются индивидуальные консультации.

Причины недостаточной эффективности профилактики в рассогласовании наиболее важных установок, в частности за распределение ответственности за результат работы, между специалистами по работе с подростками с одной стороны, и родителями и подростками с другой. Оценка эффективности профилактической программы должна учитывать не только воздержание от ПАВ и пр. аддиктивных агентов, но и общее развитие подростка.

            В последние годы все большее внимание исследователей обращается на позитивную первичную профилактику, выходящую за рамки информационного подхода. Расширяются и ее цели: она рассматривается сквозь призму формирования полноценно функционирующей личности. Отмечается смещение акцентов с поведенческого подхода, наиболее ярко проявившегося в программе “Как сказать “нет”  к проблемам экзистенциальным: поиску смысла жизни и работе с чувством вины и стыда.

            Главным агентом первичной профилактической деятельности должны выступать учитель, социальный педагог, психолог. Более половины учителей-предметников использовали учебный материал для  просвещения, не имея однако для этого необходимых методических пособий.

            За последнее время в России накопился опыт внедрения зарубежных программ антинаркотического воспитания, описанный в ряде статей (Романова О.Л., Самойлова М.В., 1994, Б.Спрангер, 1994 и др.). Вместе с тем они оказались механически перенесены на нашу почву без необходимой адаптации, что существенно снизило их эффективность (Подростки и наркотики, 1999; Надеждин А.В., 2000).

            Многие пособия по профилактике аддиктивного поведения к настоящему времени устарели, поскольку в них звучит сильный идеологический уклон, некоторые рекомендации пришли в противоречие с современным законодательством , а другие отражают лишь отдельные стороны проблемы, в частности направлены на повышение уровня знаний педагогов в области профилактики наркотизации, а психо-социальные аспекты в данных пособиях не учитываются. Опубликованные в последние десятилетия на Западе справочники по профилактике аддикций, хотя и отражают многосторонний подход, но требуют адаптации к культуральным условиям.

            Предлагаемая Нами программа работы основана на идеи комплексной работы с подростками преимущественно ориентированная на работу с психологическими особенностями подростками, детерминирующими аддиктивное поведение.

            Таким образом, из всего выше сказанного следует, что в генезисе профилактических работ прослеживается тенденция отказа от медико-биологического подхода и информирования о неблагоприятных последствиях аддикций. На Наш взгляд профилактическая деятельность должна строится на позициях позитивной клиентцентрированной работы. В таком случае подросток является не пассивным наблюдателем, а активно заинтересованным в собственном здоровье и психическом благополучие. Специфической особенностью предлагаемой программы работы является содействие максимальной активности подростка в решение проблем, построение жизненных планов и пр.

  Технология организации психологической профилактики аддиктивного поведения.

            Организация профилактики аддиктивного поведения связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего процесса с учетом целей профилактики.

В основе технологии лежат данные современных психологических научных исследований в области аддиктивного поведения. При этом при организации профилактической работы строится с учетом особенностей образовательного учреждения, контингент, группы риска, социальный паспорт микрорайона.

            Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.

  Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению.

  Этапами профилактической деятельности являются:

• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень самооценки, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, агрессивное поведение, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

• Компетентностный этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения.

• Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

            Профилактика аддиктивного поведения в образовательном учреждение касается  всех сфер жизни подростка: семьи, друзей, образовательной среды, общественной жизни в целом.

            В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи.

            В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании, работа над повышением школьной успешности.  Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – делать жизнь с кого? В связи с этим большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

  В планировании профилактической деятельности учитываются следующие принципы:

Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования зависимого поведения. Это способствуют преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом.  Предлагаемая ниже программа работы основана на  исследованиях в психологической науке с использованием активизирующих технологий.

            Системность как принцип организации профилактики предполагает работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений различного типа, а также субъектов профилактической деятельности, занимающихся профилактической работой.

Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы

Дифференцированность, по возрасту и по категории субъектов. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.

            Из выше сказанного следует, что перспективной целью  профилактики является обеспечение роста эффективности процесса профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков, повышение психологической грамотности преподавательского состава и родителей. Стратегическая цель -  оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения, развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, адекватно оценивать степень риска от того или иного действия, умения общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку и т.д. Конечная цель профилактики – формирование стрессоустойчивой и успешной личности.

            Технология профилактики аддиктивного поведения отражена в  Программе  психологической профилактики аддиктивного поведения. Данная программа разработана в  2005г. и была реализована в учреждении дополнительного образования и средней общеобразовательной школе.

            Специфика проведения программы зависит от типа образовательного учреждения и зависит от специфики организации образовательного процесса и содержания образовательной среды.

            Актуальность программы обусловлена тем, что по данным официальной статистики процент детей и подростков с аддиктивным поведением, достаточно велик. Это ведет за собой целый ряд социальных и личностных проблем. В связи с этим особенно важно проводить грамотно спланированную, целенаправленную и конкретную профилактическую работу с подростками, которая позволит снизить риск формирования зависимостей.

            Программой предусматривается работа с подростками (12-15 лет) вне зависимости от включенности их в «группу риска». Эффективность профилактической работы зависит от того, кто, как и какими методами поведут эту сложную, но очень важную работу. «Агентами» её могут стать учителя, психологи, социальные педагоги, прошедшие специальную подготовку, а также сами ученики и их родители.

            Мы в своей практике работаем по специально созданной программе, которая содержит три основные модели первичной профилактики:

1.Программа достижения социально-психологической компетентности, цель которой - выработать навыки эффективного общения.

2.Программа обучения жизненным навыкам, реализующая цель - выработать навыки ответственного принятия решений.

3.Программа работы с личностными детерминантами аддиктивного поведения, реализуемая цель - работа по разрешению личностных проблем подростка.

            Эти превентивные модели решают общие задачи:

1.развитие социальной и личностной компетентности;

2.выработка навыков самозащиты;

3.предупреждение возникновения проблем.

            Программой предусмотрено:

-обучение эффективному общению, умению управлять своими чувствами, -самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях;

-развитие критического мышления и уверенности в себе, навыка постановки целей;

-мотивация подростков на построение позитивных отношений со сверстниками;

-укрепление связей подростков с семьёй и другими значимыми взрослыми;

-формирование осознанного понимания негативных влияний  аддиктивных агентов;

-оказание помощи в преодолении возникающих проблем у подростков.

            Программа по профилактике наркомании в среде подростков рассчитана на 28 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Детальное описание предлагаемых форм работы представлено в приложение № 1 методической разработки.

  Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Уменьшение факторов риска употребления ПАВ в молодежной среде.

2.Формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3.Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

4.Позитивная личностная динамика.

5.Освоение подростками навыков эффективного общения.

6.Овладение способов совладания с негативными переживаниями.

7.Снижение степени напряженности взаимоотношений с окружающими.

            Методы работы, используемые в ходе реализации программы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, проведение методических занятий с супервизорами.

            Обоснование методов.

            Мы понимаем профилактику зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активное участие в создании своего жизненного пространства.

            Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой. Необходимо помнить, что «наркомания расползается как пожар: для его возникновения может быть достаточно одной спички, а для прекращения недостаточно и десятков пожарных машин». Так что, «гаси искру до пожара, беду отводи до удара».

            При выборе методов мы ставили следующие содержательные акценты, которые относятся к важнейшим задачам профилактики зависимости у подростков. Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести к наркотической или другим зависимостям, обуславливает необходимость обратиться к элементам зависимого поведения, а также умению справляться с конфликтами, способности к контактам и т.д. При этом обсуждаются причины зависимого поведения и пробуждается осознание того, что пристрастие и зависимость это те темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то есть они являются составными частями нашей жизни.

            Решение конфликтов также может быть связано с формированием зависимостей. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем  «погружение» в зависимость человек пытается уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Говорить друг с другом, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь - важные цели профилактики зависимости.

            Восприятие и выражение чувств, одна из важных тем нашей работы. Молодые люди сами ищут ответы на такие вопросы как: как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость, или другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того, чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении то, что мне не нравится? Здесь важную роль играют тренинговые группы. Поэтому представленные нами методы обращаются к следующим темам. Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к «чужакам»? и т.д. В комплексе также представлены конструктивные формы снятия стресса и расслабления.

            Таким образом, профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которой, на наш взгляд, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности. Эта деятельность способствует реализации накапливающихся подростков фрустрированных потребностей и обеспечивает сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.

Анализ результативности программы психологической профилактики аддиктивного поведения.

            Оценка результативности любой программы – это один из наиболее важных этапов ее создания. Качественная оценка результатов профилактической работы, в частности и психологической работы в целом включает несколько компонентов. Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и включает в себя соотношение поставленных целей и задач с результатом.

            Поскольку программа содержит три основные модели обучающей программы первичной профилактики — программа достижения социально-психологической компетентности (основная цель выработать навыки эффективного общения), программа обучения жизненным навыкам (основная цель выработать навыки ответственного принятия решений, совладания с кризисными ситуациями) и программа работы с личностными детерминантами аддиктивного поведения (цель: работа по разрешению личностных проблем подростка). Эти цели являются конкретными, достижимыми и представляют предполагаемый результат программы.

            Предлагаемая нами программа психологической профилактики аддиктивного поведения предполагает следующие результаты:

1.Уменьшение факторов риска формирования аддикций в среде подростков.

2.Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3.Позитивная личностная динамика.

4.Освоение подростками навыков эффективного общения.

5.Усвоение навыков совладания с негативными переживаниями.

6.Снижение степени напряженности взаимоотношений с окружающими.

  Анализ результативности использую критерии эффективности программы:

1.Уменьшение факторов риска формирования аддикций.

2.Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

3.Наличие навыков противодействия негативно влияющей среде.

  Мониторинг результативности программы.

            Поскольку профилактические программы имеют длительный временной интервал действия, то проводить оценивание результативности можно по критериям  № 2 и №3 обозначенных выше. Основной ситуацией оценки изменений произошедших с подростком является тренинговая среда, однако нами предложены методы оценки эффективности работы, применяемые вне тренингового пространства и включающие  тестовые методики, самоанализ подростков и внешнею оценку педагогам. 

Основные выводы.

            В результате проведенного Нами исследования проблемы профилактики аддиктивного поведения подростков можно сделать следующие выводы: в сложившейся социальной ситуации проблема аддиктивного поведения является актуальной в следствие широкой распространенности аддикций в обществе и тяжести медицинских, психологических, социальных последствий данного явления; аддиктивное поведение подростков негативно сказывается не только на актуальной ситуации развития, но и на всем онтогенезе в целом; в следствие выше сказанного остро возникает проблема проведения эффективных профилактических мероприятий в среде подростков;

как было показано в работе значимую роль в профилактической деятельности занимает психологическая служба образовательного учреждения так, как по данным приведенной выше медицинская, информационная профилактика является мало эффективной, поскольку не направлена на причину аддикций; профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которой должна стать идея формирования рефлексивной позиции по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности, а также решение актуальных личностных проблем подростка.

            Результаты проведенной работы  могут применяться в условиях всех типов образовательных учреждений в контингент, которых включены обучающиеся (воспитанники) подросткового возраста.

Литература

1.Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990.

2.Баярд Д., Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. М. – 1992.

3.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2000.

4.Березовский А.Э. Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения. www.psycheya.ru. - 2007.

5.Битенский В.С. Клинические и терапевтические аспекты наркомании в подростковом возрасте// автореф. дис. д–а мед. наук. – М. 1991.

6.Володин     В.Д. Иванец Н.Н. Пелипас В.Е. Профилактика наркомании //  Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. № 1. 1999

7.Гульдан В. В., Романова О. Л., Корсун А. М. и др. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — Л.: Медицина, 1989.

8.Галков В. А. Роль и значение психологической службы в предупреждении наркомании в учреждениях исполнения наказания // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002.

9.Гульдан В.В., Романова О.Л., Дрынков А.В. Психологическое исследование запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам // Вопросы наркологии. — 1990. — № 4.

10.Данилова Т.А. Формирование копинг–поведения учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников. Дис. канд. психол. наук. СПБ.  1997.

11.Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт. М. 2001

12.Димофф Т., Карпер С. Как уберечь детей от наркотиков / Пер. с англ.—М.: Золотой телёнок, 1999.

13.Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений// Групповая психотерапия. Под. ред. Карвасарского Б.Д. С. Ледера. М.Медицина. 1990.

14.Каплан Г.И. Клиническая психиатрия. М. - 1994.

15.Качачов В. Г. Об аддикциях и аддиктивном поведении // Мир психологии № 3 , 2006.

16.Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий / Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодёжи, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Казанская государственная медицинская академия. — Казань: Медицина, 2000.

17.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М. - 2000.

18. Котляров В.В. Другие наркотики или Homo Addictus (человек зависимый). М. - 2006.

19.Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск 1998.

20.Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л. - 1991.

21.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М. - 1985,

22.Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань — 2002.

23.Моложавенко А. В. Коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике аддиктивного поведения подростков диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Волгоград 2002г.

24.Нартова-Бочавер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности. Психологический журнал №1 2002г.

25.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996г.

26.Позднякова М. Е. Роль семьи в предупреждении алкоголизма // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями). — М.: Институт социологии АН СССР, 1991. — Кн. 2.

27.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М., 2000.

28.Попова Е. Г. Концептуальные подходы системы профилактики злоупотребления ПАВ и других форм зависимостей детей, подростков и молодежи . УРФО - 1998.

29.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.//Под ред. Березина С.В. , Лисецкого К.С., Орешниковой И.Б. М. – 2000.

30.Психология развития. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю. СПБ — 2005.

31.Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании// Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С., Орешниковой И.Б. Самара – 1999.

32.Самасинх Д. Устранение романтического ореола вокруг наркотиков // Здоровье мира. ВОЗ. — 1995. — № 4.

33.Спрангер Б. Е. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире // Вопросы наркологии. — 1994. — № 1.

34.Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели тренинги сценарии. – Издательство института психотерапии. – М. 2002.

35.Четвереков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности. Диссертация канд. псих. наук. Новосибирск. 2002.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle