Рентабельность предприятия: понятие, сущность и основные коэффициенты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2023

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Жирова, Г. В. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и основные коэффициенты / Г. В. Жирова, А. Д. Рамазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109737/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены теоретические аспекты рентабельности, приведена группировка основных показателей рентабельности и представлена модель, оценивающая влияние факторов на показатели рентабельности (модель Дюпона).

Ключевые слова: рентабельность, коэффициенты рентабельности, факторы, эффективность деятельности, модель Дюпона.

Результаты функционирования компаний подвергаются оценке на основе абсолютных и относительных показателей, где ключевым является концепт рентабельности. В общем понимании рентабельность отражает прибыльность предприятия. Экономическая литература предоставляет множество интерпретаций понятия рентабельности [2].

Рентабельность, согласно определению в толковом словаре экономических терминов, является показателем, отражающим степень прибыльности или убыточности производства, компании в целом или отдельных видов продукции.

В более обширном энциклопедическом словаре термин «рентабельность» происходит от немецкого слова «rentabel», переводимого как «доходный, прибыльный», и трактуется как «показатель экономической эффективности производства. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств» [1].

Рентабельность позволяет оценить, насколько успешно предприятие или проект используют свои ресурсы и приносят доход своим владельцам. Эта метрика является важным инструментом для принятия решений в сфере бизнеса и экономики. Анализ рентабельности позволяет оценить эффективность инвестиций, затрат на производство и развитие, а также определить потенциал для улучшения финансовых результатов. Кроме того, рентабельность применяется для сравнения разных компаний или проектов, а также для измерения эффективности деятельности внутри организации. Понимание рентабельности и ее факторов позволяет более точно определить стратегии и меры для достижения более высоких показателей производительности и прибыли.

Рентабельность на уровне каждого экономического субъекта, как в операционном, так и в стратегическом управлении, а также в общем с финансовой точки зрения, представляет собой основной показатель устойчивости и успешности всей финансово-хозяйственной деятельности. Рентабельность представляет собой меру прибыльности предприятия или организации и позволяет оценить эффективность вложенных в нее ресурсов.

Оценивая финансовые показатели прибыльности компании, показатели рентабельности группируются с учетом различных аспектов хозяйственной и финансовой деятельности, а также с учетом интересов участников этих процессов и прочих соотносящихся факторов.

Анализ показателей рентабельности позволяет оценить эффективность деятельности организации в целом и в различных областях, включая производственную, инвестиционную и финансовую. Важно отметить, что эти показатели являются относительными, представляя собой соотношение конкретного типа прибыли к определенному показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность (например, активы, затраты, собственный капитал, заемный капитал, объем продаж и другие). Основные коэффициенты рентабельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты рентабельности

C:\Users\admin\Desktop\табл.jpg

Помимо основных показателей рентабельности, широко применяются дополнительные показатели, такие как:

– рентабельность оборотных средств;

– рентабельность эффективности использования рабочей силы;

– рентабельность эффективности использования основного капитала;

– рентабельность положительного денежного потока и т. д.

Индивидуальные показатели рентабельности отражают эффективность использования отдельных ресурсов предприятием. Расчет и анализ различных коэффициентов рентабельности зависят от поставленных целей, таких как сравнение с аналогичными показателями других организаций, изучение динамики, выявление факторов, оказывающих на них влияние и так далее. Показатели рентабельности подвергаются анализу в динамике, в контексте среднеотраслевых значений и данных о конкурентах.

Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и приносящий прибыль, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п.

Для анализа воздействия факторов на прибыльность компании часто применяется модель или уравнение Дюпона, представляющее собой факторный подход. Соответствующая модель выражена следующей формулой (двухфакторная мультипликативная модель):

Ra = Пр/А × В/В = Пр/В × В/А = Rв × Коб.а = Коб.а × Rв

Где:

Ra — рентабельность активов (экономическая рентабельность);

Пр — прибыль;

А — активы;

В — выручка;

Rв — рентабельность продаж (услуг);

Коб.а — коэффициент оборачиваемости активов.

Аналогичные модификации данной модели представлены в форме трех- и пятифакторных уравнений. Этот метод дает возможность выявить причины возникших проблем и разработать стратегии для повышения уровня рентабельности.

Таким образом, рентабельность представляет собой относительный показатель, который оценивает эффективность, доходность и прибыльность предприятия или бизнеса. Рентабельность может быть классифицирована по различным характеристикам, таким как субъект деятельности, вид ресурсов, вид затрат, вид эффекта, фазы деятельности предприятия, а также временной период. Для анализа рентабельности компании применяется система взаимосвязанных показателей, включая рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и другие. Выбор конкретных показателей рентабельности зависит от целей и субъектов проводимого анализа. Для анализа рентабельности предприятия и факторов, влияющих на нее, используется модель Дюпона. Чем выше показатель рентабельности, тем эффективнее деятельность коммерческой организации.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Большой энциклопедический словарь. — Электрон. дан. — [Москва]: BigSlovar.ru (C), 2012–2018. — Режим доступа: http://bigslovar.ru/, свободный (дата обращения: 26.12.2023).
  2. Прожерин П. В. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и основные коэффициенты // Форум молодых ученых. 2018. № 6–2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rentabelnost-predpriyatiya-ponyatie-suschnost-i-osnovnye-koeffitsienty (дата обращения: 26.12.2023).
  3. Трухина Таисия Геннадьевна, Гурлева Елена Анатольевна Применение системы показателей рентабельности при оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта // Science Time. 2017. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sistemy-pokazateley-rentabelnosti-pri-otsenke-effektivnosti-deyatelnosti-hozyaystvuyuschego-subekta (дата обращения: 27.12.2023).
  4. Фомин Н. Ю., Широбоков Д. П. Сущность, показатели и методологические аспекты оценки финансового состояния предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4–2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-pokazateli-i-metodologicheskie-aspekty-otsenki-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya (дата обращения: 14.11.2023).
  5. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 374 с.
Основные термины (генерируются автоматически): показатель рентабельности, рентабельность, показатель, коэффициент рентабельности, основной показатель рентабельности, прибыльность предприятия, рентабельность активов, рентабельность продаж, рентабельность эффективности использования, собственный капитал.


Похожие статьи

Задать вопрос