Правовое регулирование деятельности самозанятых лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 22.12.2023

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Калачева, П. А. Правовое регулирование деятельности самозанятых лиц / П. А. Калачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109482/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены особенности и проблемы правового регулирования деятельности самозанятых лиц в Российской Федерации, проведен анализ действующего гражданского и налогового законодательства, предложено определение самозанятого гражданина.

Ключевые слова: правовое регулирование, самозанятость, предпринимательская деятельность, специальный налоговый режим.

Основной закон государства в ст. 34 закрепляет положение о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].

В ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [2].

С развитием общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации возросло появление новых субъектов и видов бизнеса. Одним из таких субъектов являются самозанятые граждане, правовое регулирование деятельности которых в настоящее время не совершенно.

Основной проблемой здесь выступает отсутствие специализированного законодательства, регламентирующего деятельность данных лиц, а также законодательного закрепления единой нормативной правовой дефиниции самозанятых.

С принятием Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» [6] в 2019 году был введен новый специальный налоговый режим для самозанятых, одной из задач которого являлось «выведение из тени» этой категории граждан. Это свидетельствовало о начале формирования отдельного института самозанятых в России, что безусловно является актуальной темой для исследования.

Несмотря на развитие нового налогового режима, нормативной правовой нормы, закрепляющей понятие «самозанятые» законодатель не устанавливает. Для того чтобы сформулировать определение этого понятия, представляется необходимым проанализировать отдельные законодательные акты.

Вышеупомянутый закон закрепил лишь некоторые нормы, регулирующие деятельность самозанятых граждан. Анализируя общие положения федерального закона, отраженные в п. 7 ст. 2, стоит отметить, что в нем появился новый термин «налог на профессиональный доход» (далее — НПД), который определяется как доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

При этом плательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Законом.

В п. 8 ст. 2 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ определено, что физические лица, которые применяют специальный налоговый режим, освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, которые являются объектом налогообложения НПД. Аналогичное положение закреплено в п. 70 ст. 217 НК РФ [4]. Соответственно, самозанятый как налогоплательщик НПД освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц, но в только в отношении тех доходов, которые получены им от деятельности, которую он ведет в рамках своей самозанятости. Данный факт позволяет избежать двойного налогообложения в работе самозанятого.

Помимо освобождения от уплаты НДФЛ самозанятые обладают следующими привилегиями, отраженными в ФЗ № 422: право не предоставлять отчетность и налоговые декларации; право уменьшения суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей; низкие налоговые ставки (4 %) в сравнении с иными специальными налоговыми режимами; отсутствие обязанности уплачивать взносы на пенсионное страхование; трудовой стаж по месту работы не прерывается; чеки формируются в приложении «Мой налог», что позволяет не использовать контрольно-кассовую технику; совмещение деятельности в качестве самозанятого с работой по трудовому договору и т. д.

Порядок ведения деятельности и постановки на учет самозанятого в налоговом органе установлены в п. 70 ст. 217, пп. 3 п. 3 ст. 422, п. 7.3 ст. 83, п. 2 ст. 84, пп. 13 п. 1 ст. 102 НК РФ [3].

Обратимся к Федеральному закону от 26.07.2017 № 199, которым внесены изменения в статьи 2 и 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [5], в нем определено, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данный нормативный правовой акт окончательно установил существование такого субъекта предпринимательской деятельности как самозанятый гражданин и закрепил отличие самозанятого от индивидуального предпринимателя. Однако на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии определения какая именно деятельность разрешена к осуществлению самозанятым.

На основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать определение самозанятого гражданина — это физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяющее специальный налоговый режим, осуществляющее профессиональную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг для личных, домашних нужд и(или) иных подобных нужд, при ведении которой оно не имеет работодателя и не привлекает наемных работников по трудовым договорам.

Таким образом, нормы, которые отнесены к регулированию деятельности самозанятых граждан, являются общими или по своему содержанию недостаточными для того, чтобы в полной мере установить сущность и особенности регулирования деятельности самозанятых. Данный вывод свидетельствует о необходимости принятия на федеральном уровне нового специализированного законодательного акта, регулирующего деятельность института самозанятых в Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020 г. N- 144;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. — N 32. — ст. 3301;
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. — N 31- ст. 3824;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000 г. — N 32 — ст. 3340;
  5. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017 г. — N 31 (часть I) — ст. 4748;
  6. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СЗ РФ. 2018 г. — N 49 (часть I) — ст. 7494;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения — 17.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): специальный налоговый режим, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, индивидуальный предприниматель, деятельность, оказание услуг, правовое регулирование деятельности, профессиональный доход, РФ, самозанятой гражданин.


Похожие статьи

Задать вопрос