Возрастная презумпция беспомощного состояния в преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности: влияние на квалификацию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Логинова, В. С. Возрастная презумпция беспомощного состояния в преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности: влияние на квалификацию / В. С. Логинова, Е. В. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109200/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассмотрим вопросы, посвященные беспомощному состоянию потерпевшему, и такому критерию как возраст беспомощного при преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности и ее влияние на квалификацию.

Ключевые слова: беспомощное состояние, возраст, изнасилование, квалификация преступлений.

In this article, we will consider issues related to the helpless state of the victim, and such criteria as the age of the helpless in a crime against sexual integrity and sexual freedom of the individual and its impact on qualifications.

Keywords: helpless condition, age, rape, qualification of crimes.

Под беспомощным состоянием в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [2, c.26] понимается: «состояние, когда потерпевший в силу возраста, болезни или иных причин не осознавал фактического характера и социального значения совершаемых отношении него действий, либо не мог оказывать им сопротивление».

Признак беспомощного состояния, который предусмотрен некоторыми уголовно правовыми нормами в случае преступления, является как отягчающим обстоятельством (п. «з» ч.1 ст.63 УК РФ), альтернативно-конструктивным признаком состава преступления (ст.131, 132 УК РФ), так и квалифицирующим признаком, который влияет на степень общественной опасности содеянного и определяет квалификацию преступления в рамках конкретной статьи Уголовного кодекса РФ (например п. «в» ч.2 ст.105 УК РФ).

Вследствие этого, лица, пострадавшие от совершения преступления, предусмотренных:

1) п. «а» ч. 3 ст. 131, п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ — является лицо, достигшее 14-летнего возраста, но не достигшее 18-летнего возраста;

2) п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132 УК РФ — является лицо, не достигшее 14-летнего возраста; а также лицо, не достигшее 12-летнего возраста, если в отношении него совершено деяние, подпадающее под признаки преступлений, предусмотренных ч. 3–5 ст. 134 и ч. 2–4 ст. 135 УК РФ;

3) ч. 2 ст. 133 УК РФ — является лицо, не достигшее 18-летнего возраста;

4) ч. 3, ч. 6 ст. 134, ч. 2, ч. 5 ст. 135 УК РФ — является лицо, достигшее 12-летнего возраста, но не достигшее 14- летнего возраста;

5) ч. 1 и 2 ст. 134, ч. 1 ст. 135 УК РФ — является лицо, достигшее 14-летнего, но не достигшее 16-летнего возраста;

6) ч. 4 и 5 ст. 134, ч. 3 и 4 ст. 135 УК РФ — является лицо, достигшее 12-летнего возраста, но не достигшее 16- летнего возраста.

Возраст потерпевшего имеет несколько уголовно-правовых значений.

Во-первых, он служит для отличия разных видов преступлений против половой неприкосновенности. Например, половое сношение с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим четырнадцати лет, квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 134 УК РФ, а то же деяние, совершенное в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста квалифицируется по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ. Во-вторых, он используется для разграничения ответственности в рамках одного и того же состава полового преступления (например, изнасилование совершеннолетней влечет ответственность по ч. 1, несовершеннолетней — по п. «а» ч. 3, а потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, — по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ). В-третьих, является критерием, который отличает половые преступления от других преступлений, совершаемых по сексуальным мотивам. Например, половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, квалифицируются как преступления против половой неприкосновенности по статьям 134 или 135 УК РФ, а те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, образуют преступление против общественной нравственности по статьей 240.1 УК РФ.

В практике Верховного Суда РФ отражено правило, согласно которому: «если половое сношение или иное сексуальное действие, осуществленное без применения насилия (включая развратные действия, предусмотренные ст. 135 УК), совершено лицом в возрасте от 14 до 18 лет в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, содеянное всегда расценивается как насильственное сексуальное преступление и влечет ответственность по п. «б» ч. 4 ст. 131 или 132 УК» [2, c.5].

Д. дважды без применения насилия, используя беспомощное состояние заведомо для него не достигшего 12-летнего возраста Ш., совершил в отношении него действия сексуального характера [4, c.1].

Согласно решению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, статья 135 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение развратных действий в отношении несовершеннолетних. По ч.1 ст.135 УК — лица, не достигшего 16-летнего возраста, а по ч. 2 — в отношении лица, достигшего 12-летнего возраста, но не достигшего 14-летнего возраста. Следует отметить, что данные преступления могут быть совершены лицом, достигшим 18-летнего возраста, без применения насилия.

Уголовная ответственность за развратные действия, совершенные в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, не предусмотрена статьей 135 УК, что не означает отсутствия в уголовном законе такой ответственности. Согласно примечанию к ст. 131 УК: «потерпевший, не достигший 12-летнего возраста, признается находившимся в беспомощном состоянии, поскольку он в силу возраста не мог понимать характер и значение совершаемых с ним действий». Суд первой инстанции не учел, что в случае, если половое сношение, мужеложство, лесбиянство или развратные действия были совершены хотя и без использования насилия либо угрозы его применения, но в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, т. е. находящегося в беспомощном состоянии, такие деяния в соответствии с примечанием к ст. 131 УК подлежат квалификации соответственно по п. «б» ч. 4 ст. 131 или п. «б» ч. 4 ст. 132 УК.

Рассмотрение определения престарелого возраста как критерия беспомощного состояния вызывает определенные трудности на практике, так как законодательного или нормативного закрепления престарелого возраста не существует. Решение этой проблемы не удается, так как этот критерий сугубо индивидуален. Более приемлемым будет указание на престарелый возраст в совокупности с физическими недостатками или психическим состоянием потерпевшей.

Судебная практика воспринимает такое состояние, как глубокий сон, как ситуацию, свидетельствующую о беспомощности такое состояние.

Кроме того, при отсутствии физических и психических недостатков беспомощная может находиться в таком состоянии и в тех случаях, когда у нее нет возможности оказать сопротивление. Например, судебной практике известны случаи, когда женщина ехала с лицом, признанным в качестве обвиняемого на телеге, случайно застряла в ней между подушкой и соломой, тем самым позволило совершить с ней половой акт, так как потерпевшая не могла подняться со спины.

До этого времени в судебной практике говорилось, малолетний возраст не может свидетельствовать о беспомощности состояния как единственного критерия. Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отмечала: «Само по себе малолетство потерпевшей не является единственным условием для признания ее состояния, как «беспомощного» [3, с.5]. Чтобы определить понятие «беспомощного состояния», необходимо не только установить действительный возраст потерпевшей, но и определить, понимала ли она фактическую сторону отношений между мужчиной и женщиной, осведомленность о сексуальных отношениях и их социальном значении, установить уровень ее развития. Большое значение имеет установление факта сексуального опыта малолетней потерпевшей.

Так, из материалов уголовного дела суд усмотрел, что потерпевшие воспитываются в неблагополучной социальной среде, а образ жизни их матери и ее поведение в семье делают обоснованным утверждение защиты об определенной осведомленности девочек о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной.

Учитывая изложенные обстоятельства, содержание предъявленного М. обвинения, отсутствие каких-либо доказательств применения им по отношению к потерпевшим насилия либо угроз, Судебная коллегия считает необходимым его действия, ранее квалифицированные как совершение изнасилований малолетних А. и Д., не достигших 14-летнего возраста… переквалифицировать… как совершение половых сношений лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицами, заведомо не достигшими 16-летнего возраста» [3, c.5].

Такая судебная практика была обусловлена тем, что в законодательстве до последнего времени не был установлен предел возраста потерпевшей, по недостижении которого совершение добровольного полового сношения с ней однозначно признается изнасилованием с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ 2 данное упущение было устранено [1, c.2]. В соответствии с этим законом ст. 131 УК РФ дополнена примечанием, определяющим 12-летний возраст как возраст, недостижение которого презюмирует нахождение потерпевшей в беспомощном состоянии по признаку неспособности понимать характер и значение совершаемых с нею действий. Соответственно теперь половое сношение с девочкой, не достигшей 12-летнего возраста, однозначно должно квалифицироваться как изнасилование лица, находящегося в беспомощном состоянии, по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ.

В связи с выявленными проблемами с определением возрастного критерия беспомощного состояния потерпевшей при совершении изнасилования, требуют дальнейшего решения в принятии дополнительных мер для обеспечения назначения справедливого наказания.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // Российская газета. № 46. 02.03.2012.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 2.
  3. Кассационное определение Верховного суда РФ от 30.10.2006 по делу № 69-о06–25.
  4. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2014 г. N 83-АПУ14–15
  5. Галкин В. М. Применение уголовного закона по делам об изнасиловании / Под ред. Е. В. Болдырева. М., 1981. С. 108.
  6. Квалификация преступлений 2-е изд. Учебное пособие для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под редакцией Капинус О. С. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, беспомощное состояние, лицо, отношение лица, половое сношение, судебная практика, Верховный Суд РФ, половая неприкосновенность, престарелый возраст, Судебная коллегия.


Похожие статьи

Задать вопрос