Нарушение прав заявителя при отказе в регистрации сообщения о преступлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.12.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Савельев, В. О. Нарушение прав заявителя при отказе в регистрации сообщения о преступлении / В. О. Савельев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108820/ (дата обращения: 02.05.2024).



Указанная статья посвящена проблемам законодательства, регулирующего стадию возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: регистрация сообщения о преступлении, уголовное судопроизводство, отказ в регистрации сообщения о преступлении, права заявителя.

В данной работе рассматриваются проблемы незаконного отказа в регистрации сообщения о преступлении.

Объектом исследования в данной работе выступают правоотношения, возникающие между субъектами стадии возбуждения уголовного дела при приеме и регистрации сообщения о преступлении.

Предметом исследования является институт принятия и регистрации сообщения о преступлении.

Методы, использованные при написании указанной работы, включат метод анализа, включая системный и логический анализ нормативно-правовых актов и судебный решений, сравнительно-правовой метод, а также метод моделирования.

Нормативной основой исследования являются Конституция РФ, уголовно-процессуальное законодательство РФ, ведомственные инструкции правоохранительный и следственных органов, судебный решения, а так же разъяснения Пленума ВС РФ.

Актуальность данной проблемы основывается на анализе современного законодательства и современной судебных решений, который на указывают на сложившуюся в следственных и правоохранительных органах негативную практику по отказу в регистрации сообщения о преступлении на основании широкого толкования положения ведомственной инструкции.

Конституция Российской Федерации гарантирует, что государство обеспечивает защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение защиты основных прав и свобод осуществляется всеми доступными и предусмотренными в законе способами. Способом, который используется для защиты своих прав и законных интересов от преступного посягательства является уголовное судопроизводство. Само уголовное судопроизводство, исходя из положений пункта 56 статьи 5 УПК РФ, включает в себя как досудебное, так и судебное производство. На основании данной статьи, досудебное производство включает в себя стадию возбуждения уголовного дела и стадию уголовного преследования. Таким образом, оно начинается с момента получения советующими органами сообщения о преступлении и заканчивается передачей прокурором уголовного дела в суд.

Порядок уголовного судопроизводства и его участники строго регламентированы и отношения между ними в целом носят императивный характер. Это объясняется важностью охраняемых уголовным законом прав и свобод. От имени государства защиту основных прав и интересов человека и гражданина от преступных посягательств выступают уполномоченные государственные органы, наделенными специальными полномочиями. К таким органам, в частности, относятся органы МВД РФ, органы Следственного комитета РФ и Прокуратура.

Уголовное судопроизводство начинается с этапа приема и регистрации сообщения о преступлении. В целом, процесс принятия и регистрации детально не определен в действующем УПК РФ. Ввиду этого, стоит обратиться к ведомственным актам МВД РФ и СК РФ, а именно к положениям содержащимся в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [2] и Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации [3].

Согласно нормативным предписаниям указанных инструкций, круг лиц, имеющих право заявить о преступлении не ограничен и в него включаются как непосредственно пострадавшее от преступного посягательства лицо или его законный представитель, так и иное лицо, обладающие сведениями о совершенном преступном деянии. Процесс начинается с обращения заявителя в советующий государственный орган и сообщения известной ему информацию о событии преступления. Прием данных обращений осуществляется круглосуточно, независимо от места и времени совершения описываемого преступления. При поступлении такого сообщения от лица, осуществляющие прием должностные лица, осуществляющие в рамках своих должностных полномочий прием сообщений о преступлении, обязаны принять указанное сообщение и зарегистрировать его в соответствующей книге учета каждое поступившее к ним сообщение о преступлении. На основании положений указанных инструкций, после регистрация указанного сообщения о преступлении, должностное лицо, осуществившее его регистрацию, передает его лицу, которому поручено проведение проверки информации, содержащимся в данном сообщении. На основании результатов данной проверки решается вопрос либо о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передачи его по подследственности исходя из положений УПК РФ.

Из вышесказанного следует, доступ к уголовному судопроизводству для защиты своих основных прав и законных интересов от уголовных посягательств начинается непосредственного с вышеописанного этапа. Через данный этап непосредственно осуществляется доступ человека к правосудию. Нарушение прав заявителя на данном этапе может повлечь затруднение доступа к правосудию. Как указывает Пленум ВС РФ, такие действия как отказ в регистрации сообщения о преступлении являются действиями, которые затрудняют доступ лица к осуществлению правосудия, что влечет нарушение его конституционных прав и свобод [4]. Ввиду этого, хотелось бы остановиться именно на анализе отказа в регистрации сообщения о преступлении, как одно из серьезных нарушений права заявителя на доступ к правосудию.

Для этого стоит обратить внимание на указанные в данной работе инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении. По мнению автора, данные инструкции были приняты для унификации процесса работы с поступающими обращениями граждан, сообщающих о предполагаемые преступные посягательства. Данные инструкции принимались в соответствии и во исполнение уголовно-процессуального кодекса РФ для уточнения его положений. При этом, необходимо обратить внимание на содержащиеся в них положение о том, что поступившее сообщение или обращение не регистрируется, в случае если в нем отсутствует информация, которая бы указывала на наличие в сообщаемом деянии признаков преступления. Так, в качестве сообщений, которые не подлежат регистрации в книге сообщения о преступлении и последующей проверке в рамках стадии возбуждения уголовного дела, в частности, выступают обращения, в которых заявитель высказывает предположение о совершении преступления должностными лицами в рамках осуществлениями ими своих законных полномочий. Таким образом, данные обращения не будут рассмотрены в рамках стадии возбуждения уголовного дела, а лишь зарегистрированы как входящие документы и рассмотрены либо в общем порядке, предусмотренном для рассмотрения обращения граждан, либо в порядке, предусмотренном УПК РФ для рассмотрения жалоб на действия(бездействия) уполномоченных должностных лиц.

При анализе данной нормы обнаруживается достаточно серьезная проблема. Так, на основании данного положения, должностное лицо должно прийти к выводу, что в полученном им сообщении отсутствуют сведения, указывающие на признаки преступления. Однако, на этапе принятия у должностного лица отсутствуют полномочия по верификации полученных от заявителя сведений, ввиду того, что данная деятельность осуществляется в рамках проверки сообщения о преступлении, которая возможно только после регистрации данного сообщения. Таким образом, остается не решенным вопрос о том, что является основанием для признанная данных сведений не содержащими информации о признаках преступления.

Думается, что на практике возможно возникновение такой ситуации, при которой заявитель, не имея достаточных данных о факте совершения преступлении на момент сообщения о преступлении, передает информацию в правоохранительные или следственные органы с целью определения признаков преступления в сообщаемом событии. Однако, должностное лицо, основываясь на личной субъективной оценке и широком толковании вышеуказанной нормы, сочтет данное сообщение не содержащим сведения, которые бы указывали на признаки преступления и откажет в принятии такого заявления. Вероятно, и возникновение такой ситуации, при которой данное положение может быть использовано должностным лицом с целью сокрытия от учета. Так, Е. М. Головащук называет отказ в регистрации сообщения о преступлении одной из форм сокрытия преступлений от учета, осуществляема в целях улучшения статистики раскрываемости [8].

Стоит отметить, что с точки зрения Пленума ВС РФ наличие данного положения в ведомственных инструкциях является обоснованным. Так, исходя из решения Пленума ВС РФ от 22.11.2013 № АКПИ13–975, суд делает вывод, что наличие данных нормативных предписаний не препятствует рассмотрению сообщений о преступлении в полном объеме, с учетом доводов заявителя и конкретных обстоятельств дела [5]. Таким образом, суд приходит к выводу что данные нормы не ведут к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Однако, в защиту мнения автора статьи, хотелось бы привести один из самых показательных примеров в судебной практике, который говорит о том, что наличие данной нормы создает возможность злоупотребления её широким толкованием. Так, Верховный суд Республики Дагестан признал отказ в регистрации сообщения о преступлении нарушающим конституционные права и свободы заявителя [6]. Согласно данному определению, заявитель обратился в органы СК И ФСБ с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции, проводивших обыск в его квартире, который был позже признан судом незаконным. Однако, по мнению заявителя, несмотря на полноту указанных в нем сведений и приложенные документы, подтверждающие незаконность указанного обыска, в регистрации ему было отказано на основании того, что оно не содержит сведения, которые бы указывали на признаки преступления. Заявителем отказ был обжалован, в порядке статьи 125 УПК РФ, в Советский районный суд г. Махачкалы, который признал данный отказ незаконным и удовлетворил его жалобу. Прокуратура Республики Дагестан внесла апелляционное представление на данное решение с целью его отмены. Верховный Суд Республики Дагестан поддержал решение нижестоящей инстанции, указав, что заявление, поданное заявителем, соответствует требованиям статьи 141 УПК РФ и содержит все сведения, указывающие на признаки преступления. Таким образом, можно заметить, что данное положение инструкции действительно может быть использовано на практике для сокрытия преступлений от учета.

При этом, стоит отметить, что механизм контроля за законностью решений, принимаемых должностными лицами на данной стадии, присутствует. В частности, согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ [7] прокурорами РФ должен осуществлять надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлении органами дознания и органами следствия. Должны проверяться полнота регистрируемых сведений, соблюдение положений единого порядка обращения с указанными сообщениями, а также должны выявляться все случаи укрытия преступлений от учета. При этом, думается, что мер, предусмотренных данным приказом недостаточно ввиду того, что при вынесении решения об отказе в регистрации сообщения о преступлении не предусмотрена обязанность уведомление прокурора для решения вопроса о законности и обоснованности данного решения.

Однако, стоит указать, что наличие данного положения в указываемой ведомственной инструкции можно объяснить защитой от злоупотребления заявителем своим правом на обращение в рассматриваемые органы с сообщением о преступлении. Думается, что в некоторых случаях, заявитель может использовать свое право на обращение с сообщением о преступлении в целях оспаривания решения должностного лица и оказания на него давления.

Исходя из вышеизложенного, думается, что положение инструкций о порядке приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении в органах МВД РФ и следственных органа СК РФ о возможности отказа в регистрации сообщения о преступлении на основании отсутствия сведений, указывающих на признаки преступления, нуждается в доработке. Так, автором предлагается исключить из порядка работы с сообщениями о преступлении положения о том, что сообщения о преступлении, не содержащие сведения, указывающие на признаки преступления. Таким образом, по каждому сообщению, о преступлении предлагается проводить соответствующую проверку в порядке статьи 144 УПК РФ. При этом, оставив положение о том, что сообщения о преступлении, содержащие несогласие заявителя с действиями или решениями должностных лиц, не подлежат регистрации.

Внести в указанный порядок работы с сообщениями о преступлении дополнение к указанной норме, согласно которому копия решения об отказе в регистрации сообщения о преступлении направляется прокурору. Данное дополнение позволит органам прокуратуры более оперативно проверять законность и обоснованность данных решений.

Литература:

  1. Процессуальное противодействие укрытию преступлений органами внутренних дел. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Головащук Е. М. — Красноярск, 2003. — 237 c.
  2. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170872 // Интернет ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 02.06.2023)
  3. Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143040 // Интернет ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 02.06.2023)
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84964/ // Интернет ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 02.06.2023)
  5. Решение верховного суда РФ от 22.11.2013 N АКПИ13–975 // URL: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-22.11.2013-N-AKPI13–975 // Интернет-ресурс Кодификация РФ (Дата обращения: 02.06.2023)
  6. Апелляционное постановление Верховного суда республики Дагестан № 22К-2170/2018 22К-36/2019 от 10 января 2019 г. по делу № 22К-2170/2018 URL: https://goo.su/1NOenqM // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (Дата обращения: 02.06.2023)
  7. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 19.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119859 // «Консультант Плюс» (дата обращения 02.06.2023)
  8. Головащук Е. М. Процессуальное противодействие укрытию преступлений органами внутренних дел : дис . ... канд . юрид . наук . Красноярск, 2003. С. 84.
Основные термины (генерируются автоматически): регистрация сообщения, преступление, признак преступления, РФ, должностное лицо, сообщение, уголовное судопроизводство, регистрация, Дагестан, порядок приема.


Ключевые слова

уголовное судопроизводство, регистрация сообщения о преступлении, отказ в регистрации сообщения о преступлении, права заявителя

Похожие статьи

Задать вопрос