Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 762 раза

Библиографическое описание:

Алешина, А. С. Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом / А. С. Алешина, О. Б. Аношкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 500-504. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108783/ (дата обращения: 02.05.2024).



Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании не только физического, но и психологического и морального развития личности. Они способствуют развитию у человека качеств, необходимых для достижения поставленной цели, результата. В данной статье рассматриваются теоретические и методические аспекты воспитания волевых качеств посредством занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, воспитание, волевые качества.

Physical culture and sports play an important role in the formation of not only physical, but also psychological and moral development of the individual. In this context, they also contribute to the development of volitional qualities in humans. This article discusses the theoretical and methodological aspects of the education of volitional qualities through physical education and sports.

Keywords: physical culture, sports, education, volitional qualities.

Физическая культура и спорт для большинства из нас явления одного порядка. Если спросить человека, бегущего по лесу, чем он занимается, он, скорее всего, ответит: — спортом. Но это будет правильно, если где-то недалеко наблюдает за пробежкой тренер с секундомером. Только тогда можно сказать, что человек — профессиональный спортсмен — он работает на результат, готовится к соревнованиям, в которых может и должен победить. Перед ним стоят цели и задачи, которую определил тренерский состав; за его состоянием наблюдает профессиональный врач, в случае травмы ему будет оказана профессиональная помощь, к тренировкам и соревнованиям ему поможет подготовиться массажист, оборудование и снаряжение проверит технический специалист. В общем, рядом с профессиональным спортсменом работает целый штат сотрудников.

В другом случае это будут занятия физкультурой — то, чем человек занимается в своё удовольствие, но с пользой для здоровья. И для этих занятий по большому счёту необходимо только желание самого человека. Однако это нисколько не умаляет пользы подобных тренировок как для поддержания организма в хорошем тонусе, так и для воспитания ценных личностных качеств. Физическая культура, как и культура в целом, направляет человека в предписываемое правилами русло, приводит к пониманию необходимости заботится о своём физическом состоянии, совершенствовать организм, причём этому процессу не мешает ни возраст, ни физическая подготовка, ни социальный статус.

Далее подробнее рассмотрим вопрос об общих и индивидуальных особенностях занятий физической культурой и спортом и о том, как эти занятия влияют на формирование и развитие личностных качеств человека.

Физическая культура — часть культуры общества, одна из важнейших сфер, направленных на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. В настоящее время физическое воспитание занимает важное место в жизни каждого человека. Это обусловлено и популяризацией здорового образа жизни, и объективными условиями современного мира. Так, например, стремительно протекающий процесс цифровизации общества, предоставляя людям комфорт, удобства и все необходимые блага, таит в себе немалую опасность: делает человека малоподвижным, что негативно сказывается на здоровье и общем физическом состоянии.

Физическое воспитание позволяет поддерживать постоянную двигательную активность, что способствует поддержанию и сохранению здоровья, поддержанию и улучшению физической формы, развитию важных в повседневной жизни и профессиональной сфере качеств и способностей. Регулярные физические нагрузки в разных проявлениях способствуют снижению психологической усталости и уровня стресса — главным опасностям современности.

Физическая культура в обществе способствует повышению уровня здоровья и физического развития граждан. Здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, от него во многом зависит всестороннее гармоничное развитие личности, физические и духовные интересы, возможности, правильное использование резервов организма.

Составной частью физической культуры, средством и методом физического воспитания является спорт. Сила, ловкость, быстрота, выносливость всегда были необходимы людям. В древние времена эти качества развивала сама жизнь. Человек преследовал зверя на охоте, верхом на коне охранял стада, рубил деревья… Такие нагрузки укрепляли тело как бы сами собой. Но люди постепенно начали намеренно закалять организм и волю, начали состязаться, чтобы определить, кто сильнее, быстрее. Так возник спорт. Его появление относится к тому времени, когда самосохранение перестало быть всепоглощающей заботой человека. Актуальность занятий физической культуры и спортом обусловлена следующими эффективными результатами таких активностей [1]:

Физическое здоровье и благополучие. Современный образ жизни, связанный с сидячей работой и зависимостью от технологий, часто ведет к физической инертности и, как следствие, ряду заболеваний: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз, диабет, гиподинамия. Физические занятия и спорт помогают поддерживать здоровье, укреплять иммунную систему, улучшать физическую форму и снижать риск развития многих хронических заболеваний. Многие исследования подтверждают, что люди, регулярно занимающиеся спортом, живут дольше.

Психологическое благополучие. Занятия спортом способствуют повышению уровня уверенности в себе и самооценки, которая относится к ядру личности и является важным регулятором её поведения. Критичность, требовательность к себе, целеустремленность, умение преодолевать себя и добиваться поставленной цели — результат активных занятий. Современная жизнь полна стрессовых ситуаций, человек часто подвержен чувству повышенной тревожности, депрессиям, долгое время может пребывать в состоянии психастении, возникающей под влиянием внешних факторов. Физическая активность способствует выработке эндорфинов, нейротрансмиттеров — особых химических веществ, улучшающих настроение и прерывающих цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые являются причиной напряжения. В любом случае, пользу приносит даже небольшая, посильная физическая нагрузка, главное — её регулярность.

Социальная адаптация и коммуникация. Активные занятия спортом и различные комплексы физических упражнений обеспечивают возможность для социальной активности и коммуникации. Они объединяют людей по командному принципу, создают сообщества, способствуют развитию социальных навыков. Командные виды спорта, такие как футбол, волейбол или баскетбол, формируют навыки сотрудничества, лидерства, вырабатывают чувство общности, уважения не только к членам команды, но и к соперникам, умение изменять своё поведение если это требование команды. В процессе совместной деятельности формируется важная черта личности — ответственность.

Развитие характера и волевых качеств. Занятия спортом требуют железной дисциплины, упорства и самоконтроля — оценки собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, а способность личности к систематическому самоконтролю — один из показателей развития её волевой сферы. Спорт помогает формировать целеустремленность, выдержку, неутомимость, умение и желание идти на оправданный риск, способность преодолевать трудности, силу воли, которая, в свою очередь, формирует способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Приобретение подобных качеств полезно в различных сферах жизни каждого человека, включая образование и карьеру.

Преодоление сидячего образа жизни. Появление и развитие современных технологий, во многом облегчающих жизнь и ощутимо снижающих физические нагрузки, многочасовая работа за компьютером способствуют сидячему образу жизни, что может иметь отрицательное воздействие не только на физическое, но и психическое здоровье. Физические занятия и спорт помогают поддерживать активный образ жизни, деятельное состояние, внутреннюю энергию и определенным образом компенсировать этот негативный эффект. Регулярные занятия укрепляют сердце, улучшают работу кровеносной системы, помогают снизить уровень холестерина в крови, помогают бороться с лишним весом и потерей гибкости тела, повышают мышечный тонус, что особенно актуально для людей старшего возраста.

Достижение целей и самореализация. Спорт может стать точкой отсчета, платформой для достижения амбициозных личных целей, для самореализации. Участие в соревнованиях, стремление опередить, превзойти соперника; улучшение результатов и достижение спортивных целей приносит человеку удовлетворение и смысл в жизни. Но не только победа, а даже просто участие в соревнованиях на протяжении всей истории спорта было честью и доблестью.

Актуальность и необходимость физических занятий и спорта в современном мире невозможно недооценивать. Они способствуют укреплению физического и психологического здоровья, развитию волевых качеств, социальной адаптации и самореализации. Поэтому их важность в будущем будет не только сохраняться, но и возрастать.

Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать [2].

Субъективно волевое усилие каждым человеком переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением тех или иных трудностей, наличие которых является необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Воля — одно из важнейших качеств, которое формирует личность и определяет успех в жизни. Воспитание волевых качеств — это процесс, который помогает развивать решимость, самоконтроль, упорство и дисциплину. Один из наиболее эффективных способов достичь этой цели — занятия физической культурой и спортом [3].

Воля — это способность принимать решения и действовать на основе собственных убеждений и целей, несмотря на трудности и внешние обстоятельства. Это качество играет важную роль в достижении успеха в различных сферах жизни, включая образование, карьеру и личные отношения [2].

Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей либо импульсивных желаний. Для волевого акта характерно не «я хочу», а «надо», «я должен». Волевое поведение — это принятие решения и его реализация.

Занятия физической культурой и спортом являются эффективным способам воспитания волевых качеств по ряду причин [1]:

Самодисциплина и регулярность. Регулярные тренировки требуют от спортсмена самодисциплины. Постоянство в тренировках формирует умение управлять своим временем и собственными действиями.

Управление эмоциями. Спорт требует контроля над эмоциями, особенно в ситуациях соревнований. Спортсмен должен уметь справляться со стрессом, агрессией и радостью, чтобы сохранять хладнокровие.

Устойчивость к трудностям. Физическая активность часто сопровождается физическими и психологическими трудностями. Спортсмены учатся преодолевать боль, усталость и сомнения, что развивает их стойкость.

Целеустремлённость и мотивация. Занимаясь спортом, человек ставит перед собой четкие цели — улучшение результатов или победа. Это развивает целеустремлённость и мотивацию к достижению успеха.

Уверенность в себе. Достижения в спорте способствуют укреплению уверенности в собственных способностях и способностях решать любые возникающие проблемы.

Задача морально-волевой подготовки состоит в целенаправленном формировании моральных и волевых качеств, черт характера человека, которые позволили бы ему гармонично сочетать занятия спортом с другими занятиями, и успешно реализовать специальные навыки и умения во время соревнований.

В процессе занятий спортом постоянно возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляет волю. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления большим трудом и усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Как уже отмечалось, занятия спортом предоставляют неограниченные возможности для воспитания воли. Например, стойкость и настойчивость — результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях; целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения новых упражнений; самообладание воспитывается в обстановке жестокого соперничества на ответственных соревнованиях, при необходимости срочно исправить сделанные ошибки.

Морально-волевая подготовка в спорте играет важную роль в формировании психологической устойчивости, необходимой для успехов спортсменов. И здесь невозможно переоценить роль тренера. Изначально это человек, который не просто обучает, но и воспитывает. Как правило, не только передачей спортивного опыта, но, прежде всего, личным примером, наличием у себя моральных и волевых качеств. Морально-волевая подготовка решает такие задачи, как:

– формирование мотивации. Развитие внутренней мотивации спортсменов, помогает понимать, почему они занимаются спортом, и ставить перед собой четкие цели;

– саморегуляция и стрессоустойчивость. Обучение спортсменов методам саморегуляции для того, чтобы они могли справляться со стрессом, давлением и адаптироваться к любым возникающим неблагоприятным ситуациям;

– развитие силы воли. Тренировка силы воли необходима для того, чтобы спортсмены могли соблюдать режим, преодолевать лень, устойчиво выполнять задачи и не отступать при трудностях;

– формирование позитивного мышления. Помощь спортсменам в развитии оптимизма и уверенности в своих силах, а также в умении видеть позитивные аспекты даже в неудачах;

– соблюдение спортивной этики. Обучение спортсменов нормам поведения, честности, уважению к соперникам и тренерам, соблюдение этических стандартов в спорте, содействие в формировании профессиональной ответственности и дисциплины, важной для достижения спортивных успехов;

– работа с конфликтными ситуациями. Помощь спортсменам в разрешении конфликтов внутри команды либо с внешними сторонами с целью сохранения психологического комфорта;

– формирование планов и стратегий. Разработка стратегий и планов для достижения спортивных целей, тренировка умений принимать решения и действовать согласно заданной стратегии;

– работа с самооценкой и самоуважением. Поддержка спортсменов в развитии здоровой самооценки и самоуважения, что способствует уверенности в себе и своих спортивных способностях;

– поддержка развития командного духа. Помощь спортсменам в восприятии команды как единого целого, своеобразной семьи и содействие формированию позитивных отношений внутри коллектива.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания спортсмена органически связан с совершенствованием тактико-технического мастерства, развитием физических качеств и других сторон подготовки. Практической основой методики морально-волевой подготовки в учебно-тренировочном процессе являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

Для эффективного воспитания волевых качеств через физическую культуру и спорт, целесообразно использовать следующие методы:

– постановка четких целей. Спортсмены должны определить свои цели и работать на их достижение. Это способствует развитию целеустремлённости;

– регулярность тренировок. Систематические занятия спортом помогают формировать решимость и упорство;

– работа с тренером или инструктором. Профессиональные наставники могут помочь развивать необходимые спортсмену качества: самодисциплину, технику тренировок, оказывают моральное содействие;

– поддержка окружающих. Положительные отзывы родителей, друзей и тренеров могут стать мощным стимулом для развития волевых качеств и достижения успеха;

– учение на примерах неудач. Неудачи в спорте учат спокойно к ним относиться, делать правильные выводы, адаптироваться к ситуации и учиться на своих ошибках.

Воспитание волевых качеств через занятия физической культурой и спортом — мощный инструмент для формирования сильной и успешной личности. Спорт обучает самодисциплине, управлению эмоциями, упорству и другим важным навыкам, которые пригодятся во всех сферах жизни.

Рассмотрев подробно все аспекты заявленной в работе темы, мы можем констатировать следующее: воспитание волевых качеств через занятия физической культурой и спортом — мощный инструмент для формирования сильной и успешной личности. Здоровый образ жизни, формируемый регулярными занятиями, залог успешной планомерной работы по воспитанию гармонически развитого человека и, в целом, общества, ориентированного на созидание и возможности реализации самых амбициозных планов.

Физическая культура и спорт приучают к постоянной самодисциплине, управлению эмоциями, упорству и другим важным навыкам, которые пригодятся во всех сферах жизни; учат ставить сложные цели и достигать их; показывают практически безграничные возможности человека в стремлении к самосовершенствованию.

Литература:

  1. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 493 с.
  2. Письменский, И. А. Физическая культура: учебник для вузов / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 450 с.
  3. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 599 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, занятие спортом, качество, волевое усилие, занятие, морально-волевая подготовка, развитие, здоровый образ жизни, физическое воспитание.


Похожие статьи

Задать вопрос