Применение наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Бурдуковская, Т. А. Применение наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста / Т. А. Бурдуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108628/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена исследованию применения наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Целью данной статьи выступает проведение комплексного анализа в области коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Данное научное исследование проводилось в несколько этапов. Вначале была определена тематика исследования, четко сформулирована тема статьи, обоснована его актуальность. Далее были определены цель и задачи исследования.

Был осуществлен поиск и изучение научной литературы по данной проблематике. В дальнейшем проводился выбор методов исследования и их обоснование. В исследовании были применены общенаучные, а также частные методы исследования. Общенаучные методы: комплексный анализ, дедукционный метод, индукционный метод. В области частных методов были использованы такие методы, как аналитический, системно-структурный.

Далее были получены, обработаны и проанализированы данные по исследуемой проблеме.

Ключевые слова: наглядное моделирование, слоговая структура слова, дошкольный возраст.

The article is devoted to the study of the use of visual modeling in the correction of violations of the syllabic structure of words in preschool children.

The purpose of this article is to conduct a comprehensive analysis in the field of correction of violations of the syllabic structure of words in preschool children. This scientific research was carried out in several stages. First, the topic of the study was determined, the topic of the article was clearly formulated, and its relevance was justified. Next, the purpose and objectives of the study were determined.

A search and study of scientific literature on this issue was carried out. Subsequently, the selection of research methods and their justification were carried out. The study used general scientific as well as private research methods. General scientific methods: comprehensive analysis, deductive method, induction method. In the field of private methods, methods such as analytical, system-structural.

Next, data on the problem under study was obtained, processed and analyzed.

Keywords: visual modeling, syllable structure of the word, preschool age.

У дошкольников отмечаются такие типы нарушений слоговой структуры слова, как слоговая элизия (опускание слога/ слогообразующей гласной/нескольких слогов) перестановка слогов, антиципация (уподобление одного слога другому), персеверация слогов (увеличение количества слогов за счет повторений одного из них), контаминация (соединение частей разных слов в одно, добавление слогообразующей гласной в стечение согласных [1].

Большинство дошкольников может безошибочно произносить слова без стечения согласных, состоящие из 1–3 слогов. В словах с более сложной слоговой структурой для многих являются характерными следующие искажения [3]:

— добавление гласной в стечение согласных, в результате чего количество слогов в слове увеличивается (дно — дано, магнит — магинит);

— опускание одного или нескольких слогов (автобусы — тобусы, Буратино — тино);

— антиципация (сапожки — попошки, силовик — сививик).

У некоторых дошкольников также встречаются персеверации слогов (гиппопотамом — гипапапатамом, подушка — падудушка) и перестановки слогов (похвала-пахлава, витамины — митавины).

Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия, дает возможность целенаправленно развивать артикуляционный аппарат, использовать свои творческие возможности и фантазию [2].

Моделирование состоит из этапов:

1 этап. Усвоение и анализ сенсорного материала.

2 этап. Перевод материала на знаково-символический язык.

3 этап. Работа с моделью.

Можно применять наглядные модели при изучении артикуляционной гимнастики. Знакомя детей с тем, или иным упражнением используются картинки-символы, которые соответствуют его названию, а когда дети знакомы со всеми упражнениями логопед показывает при помощи картинок-символов, над каким из упражнений будет проводиться работа. Сначала показывают картинки-символы сама, а затем привлекают детей, тем самым формируя у них интерес к процессу обучения.

Одним из направлений работы является формирование слоговой структуры слова. На данном этапе наглядное моделирование помогает детям образно представить структуру слова. С помощью заместителей слогов дети учатся определять количество частей в слове, соотносить слово со слоговой схемой.

Применение наглядных модулей помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников, так как у них мыслительные задачи решаются в основном с помощью внешних средств, а визуально представленный материал усваивается продуктивнее вербального, так как предложен в более доступной для детей форме. Педагог, предлагая дошкольнику различные наглядные вспомогательные средства (схемы, модели), помогает ему не только слышать свою и обращенную речь, но и видеть ее детали [4]. Это повышает познавательную активность ребенка и эффективность всего коррекционно-логопедического воздействия в целом. Используя на занятиях опорные схемы, мы задействуем не только вербальную память для решения когнитивных задач, но и, в первую очередь, зрительную, а также двигательную и ассоциативную. Схематизация и моделирование помогают детям образно представить структуру слова, используя наглядные символы звуков и слогов, из которых оно состоит, научиться определять их количество, соотносить слово со звуко-слоговой схемой. Все это подготавливает детей к овладению навыком послогового чтения.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов состоит из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Так, при формировании фонетического стороны речи метод наглядного моделирования помогает:

— познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

— образно представить структуру слова;

— познакомить с понятиями «слог» и «звук»;

— определять место звука в слове (начало, середина, конец) и соотносить со схемой.

Таким образом, наглядное моделирование помогает детям в развитии и становлении связной речи, повышает уровень информативности, улучшает грамматическое оформление, значительно повышает речевую активность, что свидетельствует о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе логопеда.

Литература:

  1. Анфалова, Ю. С. Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Ю. С. Анфалова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С. Г. Лещенко. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. — С. 178–180. — EDN BYBUYR.
  2. Нестерчук, Е. В. Особенности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов у дошкольников / Е. В. Нестерчук // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2019: материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 21–22 марта 2019 года / Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2019. — С. 1053–1056. — EDN YYEMWH.
  3. Подун, Ю. В. Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями посредством развития наглядно — действенного мышления / Ю. В. Подун // Вопросы педагогики. — 2021. — № 4–2. — С. 209–213. — EDN XWKLHZ.
  4. Тихонова, Н. В. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. В. Тихонова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 07 апреля 2022 года / Науч. редактор С. Г. Лещенко. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. — С. 204–206. — EDN GLERFG.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, слоговая структура слова, ребенок, дошкольный возраст, слово, стечение согласных, структура слова, комплексный анализ, перестановка слогов, персеверация слогов.


Похожие статьи

Задать вопрос