Коллективные отношения на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коллективные отношения на уроках в начальной школе / О. М. Панкова, М. Н. Савоненко, И. Н. Жилякова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108532/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы исследуют развитие коллективных отношений у школьников начальных классов.

Ключевые слова: коллективные отношения, коллективная учебная деятельность, коллективистические качества личности.

Развитие зрелости нового общества в полной мере относится и к школе. Важно воспитывать коллективные отношения у школьников, начиная с младших классов. Как известно, они формируются и в разных видах деятельности учащихся.

Мы обратились к учебному труду — ведущей деятельности ребенка, особенно младшего школьного возраста, потому что считали, именно урок среди других форм учебной деятельности при правильной его организации является источником возникновения коллективных отношений, вне которых человек не проявляется и не формируется отношений к делу, людям, себе, определяющим направленность личности. И ведущие нравственные отношения должны получить необходимое гуманистическое содержание в процессе общественно значимой учебной деятельности.

В понимании сущности коллективной учебной деятельности мы исходим из указаний о том, что необходимо и в учебе, и в труде учиться работать коллективно. Это самая простая форма сотрудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель, которая допускает определенное разделение труда.

Коллективная работа на уроке — это такая форма совместной учебной деятельности, при которой сами учащиеся под руководством и при живейшем участии учителя являются активными участниками разрешения общей познавательной задачи, в процессе которой рождаются коллективистические качества личности.

Коллективные же отношения — это отношения управления, подчинения, ответственной зависимости и требовательности, товарищеской поддержки и выручки в общем коллективном деле.

Проблема формирования коллективных отношений не является новой. Ей посвящен ряд исследований. Одни из них устанавливают закономерности возникновения коллективных отношений во внеурочной деятельности, другие в учебной деятельности. В них обостряется необходимость формирования опыта положительных нравственных отношений в процессе учебной деятельности, в структуре урока определяются эффективные приемы коллективных начал в обучении.

Однако возможности влияния учебного процесса на становление коллективных отношений младших школьников широко не исследовались. А ведь именно в младших классах должен закладываться фундамент таких отношений.

В целях получения данных широко применяли метод самооценки, коллективной оценки, оценки учителя, работающего в данном классе, классного руководителя, а также наблюдения за реальным поведением ученика.

К началу работы личностные взаимоотношения учащихся 3–4 классов характеризовались довольно низким уровнем развития. Имели место факты проявления грубости, безразличия к товарищу.

Уровень развития деловых отношений в учебной деятельности и общественно полезном труде был также невысок, что объяснялось, с одной стороны, недостаточным использованием учителем потенциальных возможностей урока, учебной деятельности как главного источника формирования положительного отношения к учению, подменой учителем, вожатым органов самоуправления, отсутствием систематической работы по привлечению самих ребят к борьбе с недостатками, с другой, — отсутствием должного опыта нравственного поведения младших школьников, а в 4 классе переходом их в новые условия. Об этом же свидетельствовал и выявленный нами уровень корреляционной зависимости отношения к учению, товарищам, поручениям по классу. Самый низкий уровень оказался именно в этих классах — 0,36.

Особенно было заметно отсутствие подлинной взаимопомощи, взаимной требовательности, как наиболее характерных коллективных проявлений в учебном процессе.

Мотивировка трудовой и учебной деятельности выражалась чаще всего в нежелании потерять звание правофлангового отряда в школе, что также свидетельствовало о недостатках в нравственном воспитании школьников.

При определении относительной устойчивости общественных мотивов поведения учащихся учитывали соответствие следующих показателей: наличие отзывчивости, чуткости, доброжелательности по отношению к товарищу, общественно ценной мотивировки выбора дела, наличие соответствующего критерия своего отношения к товарищам.

Принимая в качестве исходных эти показатели, мы обнаружили недостаточное развитие у школьников опытных классов соответствующих нравственных норм поведения, сравнительно неустойчивыми оказались общественно ценные мотивировки выбора дела, в частности, учения. Например, при выборе мотивировки учения школьники связывали учебную деятельность с интересами коллектива («Хочу, чтобы наш класс был на хорошем счету», а в реальном поведении могли отказаться помочь товарищу, проявить резко выраженное пристрастие к своим оценкам. Как видно, активная жизненная позиция школьников, выражавшаяся в единстве слова и дела, была еще не на должном уровне, а задача учителя состояла в том, чтобы бороться за ее воспитание с учетом возрастных особенностей.

Критерии своего отношения к товарищу младшие школьники связывали с конкретными действиями.

В 3–4 классах наиболее существенным, определяющим положением ученика как члена коллектива, являлась направленность личности в общении в учебной деятельности. Ни один ученик с эгоистической направленностью в изучаемых нами классах не пользовался достаточным расположением у товарищей: «Саша — отличник, но на его помощь рассчитывать нельзя. Он по своей воле никогда не поможет», — так отзывались ребята об ученике, который думает только о своих успехах в учении, оставаясь равнодушным к успехам товарищей. И наибольшим авторитетом в классе пользовались те ученики, у которых качества настоящего товарища сочетались с хорошей успеваемостью и нравственными нормами поведения (доброта, отзывчивость, верность данному слову). Как видно, младшие школьники и в учебной деятельности оценивают друг друга в зависимости от их нравственных проявлений.

В классах с низким уровнем развития коллективных отношений на уроках познавательная задача перед классом учителем не выдвигалась как задача общая, в совместной учебной деятельности конкретные успехи отдельного школьника оценивалась как индивидуальные успехи, не зависящие от стараний класса, свое отношение к учению большинство школьников не связывали с интересами класса.

Исходя из данные психолого-педагогической литературы и анализа работы школ, мы поставили перед собой задачу выявить эффективность образования коллективных отношений при различных формах и методах работы на уроке, а также формирования общественных мотивов поведения школьников 3–4 классов.

В целях реализации поставленных задач совместно с учителями разработали и провели систему опытных уроков по русскому языку, литературе, математике, истории. Эти предметы были взяты, потому что по общей значимости и нагрузке в 3–4 классах они являются ведущими, и мы считали, что результат воздействия, оказанный через них на личность ребенка, будет в определенной мере характерен для всего учебного процесса, а следовательно, убедительным.

Более того, учитывали специфику этих предметов, а также ценность проявленной активности учащимися на уроке для усвоения ими программного материала.

Литература:

  1. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003.
  2. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство «Школьные технологии», 2008. -176 с.
  3. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. — М.: Педагогика 1958. Т. 2.
  4. Макаренко А. С., Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983 г.
  5. Бабаян А. В. И. А. Сикорский О нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. — 2004. — № 10. — С. 66–74.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, отношение, класс, уровень развития, учебный процесс, школьник, коллективистическое качество личности, коллективная работа, коллективная учебная деятельность, совместная учебная деятельность.


Ключевые слова

коллективные отношения, коллективная учебная деятельность, коллективистические качества личности

Похожие статьи

Задать вопрос