Влияние командной работы по созданию общей мем-культуры на эмпатию психологов служебной деятельности на стадии адепта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.12.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Влияние командной работы по созданию общей мем-культуры на эмпатию психологов служебной деятельности на стадии адепта / Е. В. Дворцова, М. Д. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108520/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье описывается теоретическая часть исследования влияния командной работы по созданию общей мем-культуры на эмпатию психологов служебной деятельности на стадии адепта.

Ключевые слова: психологи служебной деятельности на стадии адепта, учебная деятельность, эмпатия, мем.

Сегодня в самых разных сферах человеческой деятельности всё больше возрастает значение командной работы, командного взаимодействия. Понятие команды как группы сотрудников, выполняющей какую-либо работу, активно развивается в рамках менеджмента и психологии менеджмента. Однако, на сегодняшний день командная работа стала активно применяться в большом количестве сфер, не только в рамках коммерческих организаций.

Вместе с запросом на командную деятельность растет и количество исследований командного взаимодействия в психологии. При этом на вопрос о сущности команды и командного взаимодействия сегодня нет однозначного ответа. Одна из причин такого положения состоит в том, что команда является многоплановым феноменом, который не может понят и изучен только в рамках одного научного направления [7].

Возникает вопрос поиска более общих психологических оснований командного взаимодействия, тех универсальных компонентов, которые обеспечивают командную работу в самых разных условиях. Подходом, который позволяет это сделать, является ценностно-смысловой подход, в рамках которого рассматриваются процессы динамики смысловой сферы участников совместной мыслительной деятельности, влияния особенностей ценностно-смысловой сфера на протекание командного взаимодействия.

Команда в данном случае предстает не только как форма организации труда, и не только как социально-психологическая структура, но и как смысловое поле, в котором создаются, передаются, постигаются межличностные и внеличностные смыслы [1].

С. М. Джакупов в экспериментальном исследовании выявил один из ключевых аспектов формирования совместной деятельности, который применим для исследования проблем командного взаимодействия. Было установлено, что на основе взаимной реконструкции партнерами по совместной деятельности целей друг друга и их принятия, интеграции в свою мотивационно-смысловую сферу происходит создание общего смыслового фонда. Степень развития общего смыслового фонда и степень, в которой он оказывает влияние на деятельность определяет, насколько она является по-настоящему совместной [3].

Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии в психологии, взгляд на природу и содержание эмпатического процесса становится шире. Говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии.

Рассматривая эмпатию как эмоциональный отклик человека на переживания других существ, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии, некоторые исследователи заинтересовались следующим вопросом: «существует ли влияние социальной рекламы на поликоммуникативную эмпатию человека?».

Было доказано, что уровень поликоммуникативной эмпатии изменяется под влиянием социальной рекламы. Большая часть эмпатических тенденций действительно становится более выраженной, отражаясь прежде всего в чувстве сострадания и отождествлении себя с действующими лицами рекламных роликов.

Особенно значимы изменения по шкалам эмпатии к животным, эмпатии к пожилым людям, эмпатии к детям и эмпатии к малознакомым или незнакомым людям. В данном случае можно сказать, что социальная реклама выполнила свою образовательную функцию, не только привлекая внимание к данным проблемам, но и стремясь в стратегической перспективе изменить поведенческие линии и сформировать новую систему ценностей [2].

В свое время возникла исследовательская проблема, которая заключалась в формировании эмпатических способностей будущего педагога средствами драматерапии.

После проведения экспериментального воздействия у исследуемых наблюдается повышение уровня развития эмпатии с низкого до среднего у 14 % испытуемых, со среднего до высокого — у 19 %. Также значительно повысились результаты по шкалам: «эмпатия с животными», «эмпатия с детьми», «эмпатия с героями художественных произведений».

По методике «Самооценка эмпатических способностей», сравнивая данные результаты с результатами констатирующего этапа, можно сказать, что 57 % студентов стали адекватно оценивать свои эмпатические способности.

Сравнивая результаты по обеим группам, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе наблюдается значительное увеличение как реальных показателей, так показателей самооценки уровня эмпатии испытуемыми, в то время как в контрольной группе не произошло существенных изменений [5].

Также было проведено схожее исследование: «развитие эмпатийных способностей в процессе профессионального становления бакалавров психологии образования».

На экспериментальном этапе исследования, в результате диагностического обследования, были выявлены студенты с низким уровнем развития эмпатии — первокурсники, составившие экспериментальную группу.

В ходе развивающего эксперимента с ними были проведены тренинговые занятия на эмоциональное отреагирование, изменение неэффективных моделей поведения и мышления, повышение спонтанности и конгруэнтности. Апробация разработанной психолого-педагогической технологии, основанной на методе драматерапии и механизме катализации, показала существенные изменения у студентов в трех каналах эмпатии — рациональном, эмоциональном и идентификационном [6].

Анализируя данные об исследованиях влияния интернет-мемов на сознательные и бессознательные процессы людей, мы сделали следующие выводы:

Мемы имеют такие возможности, как сфокусировка внимания, закрепление в сознании определенных смыслов и значений. В некоторых случаях увеличивается когнитивный потенциал пользователей, наблюдается изменение в их эмоциях и чувствах. Из чего следует, что закрепление материала посредством использования интернет-мемов является эффективным решением в педагогической среде [4].

В целом, если говорить об исследовании влияния командной работы по созданию общей мем-культуры на эмпатию психологов служебной деятельности на стадии адепта, то следует отметить, что в научном сообществе данная проблема ранее не поднималась. Из этого следует, что данное исследование является актуальным на данном этапе и требует тщательного изучения.

Литература:

  1. Абакумова, И. В. Смысловые аспекты управления командным взаимодействием / И. В. Абакумова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-aspekty-upravleniya-komandnym-vzaimodei-stviem (дата обращения: 29.10.2023).
  2. Асеева, И. Н. Влияние социальной рекламы на поликоммуникативную эмпатию личности / И. Н. Асеева. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-reklamy-na-polikommunikativnuyu-empatiyu-lichnosti-1 (дата обращения: 29.10.2023).
  3. Кабанов, М. М. Командное взаимодействие в управленческой психологии / М. М. Кабанов. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandnoe-vzaimodeystvie-v-upravlencheskoy-psihologii (дата обращения: 29.10.2023).
  4. Калугин, А. М. Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории / А. М. Калугин. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii (дата обращения: 29.10.2023).
  5. Коровина, Ю. А. Формирование эмпатических способностей будущих педагогов средствами драматерапии / Ю. А. Коровина. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-empaticheskih-sposobnostey-buduschih-pedagogov-sredstvami-dramaterapii (дата обращения: 29.10.2023).
  6. Кухтерина, Г. В. К вопросу о развитии эмпатийных способностей бакалавров психологии образования / Г. В. Кухтерина. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-empatiynyh-sposobnostey-bakalavrov-psihologii-obrazovaniya (дата обращения: 29.10.2023).
  7. Проненко, Е. А. Ценностно-смысловой подход к изучению командного взаимодействия / Е. А. Проненко. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoy-podhod-k-izucheniyu-komandnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 29.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): командная работа, командное взаимодействие, эмпатия, служебная деятельность, социальная реклама, стадий адепта, общая мем-культура, общий смысловой фонд, экспериментальная группа, эмпатия психологов.


Ключевые слова

эмпатия, учебная деятельность, мем, психологи служебной деятельности на стадии адепта

Похожие статьи

Задать вопрос