Проблемы правового регулирования защиты субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Шаров, И. О. Проблемы правового регулирования защиты субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации / И. О. Шаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108398/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье рассматриваются ключевые проблемы, связанные с правовым регулированием защиты субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Основное внимание уделяется анализу нормативно-правовой базы, оценке эффективности действующего законодательства и выявлению основных препятствий на пути обеспечения адекватной правовой защиты предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовая защита, Российская Федерация, законодательство, регулирование, проблемы.

Субъекты предпринимательской деятельности играют ключевую роль в экономике любого государства. В Российской Федерации правовая защита этих субъектов регламентируется рядом законодательных актов. Несмотря на существующую нормативную базу, предприниматели сталкиваются с множеством проблем, связанных с реализацией своих прав и защитой интересов.

Прежде чем переходить к тем сложностям, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельность, важно определить, как современная юриспруденция, понимает самое понятие предпринимательской деятельности и кто относится к субъектам, связанным с ней.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск с целью систематического получения прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1].

В юридической среде данному институту придаются иные определения. Например, Резник С. Д. определяет предпринимательскую деятельность как «использование особых способностей человека для рационального объединения производственных факторов на основе инновационного рискового подхода» [2].

При анализе предпринимательской деятельности как общественного явления, Е. В. Серый подчеркивает, что предпринимательство играет ключевую роль в стимулировании инноваций не только в экономике, но также в политике и обществе в целом. Он считает, что предпринимательство является основным способом достижения целей в процессе изменения общественных отношений и проникает во все сферы жизни. Таким образом, он считает, что предпринимательство является важным компонентом социально-экономических отношений в современном обществе и основной альтернативой для изменения образа жизни и восстановления нормальных условий жизни (в качестве средства осуществления человеком его сущностных проявлений) [3].

Говоря о субъектах предпринимательской деятельности, важно отметить, что они не всегда представлены одним человеком. Современная юриспруденция и законодательные акты разделяют субъектов предпринимательской деятельности на физических и юридических лиц.

К основным законодательным актам, которые регулируют предпринимательскую деятельность относятся:

— Гражданский кодекс Российской Федерации, которые устанавливает общие положения о правах и обязанностях участников гражданских правоотношений;

— Закон «О защите конкуренции», направленный на обеспечение единства экономического пространства, свободного оборота товаров, услуг и финансовых средств, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

— Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»), устанавливающий правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса»;

— Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий вопросы, касающиеся контроля за предпринимателями (оплата налогов, соблюдение законодательства и т. п.);

— Налоговым кодексом и др.

В Российской Федерации существует множество проблем в области правового регулирования защиты предпринимательской деятельности, которые исследователи и эксперты (И. В. Ершова, Д. И. Дедов, В. В. Лазарев, В. В. Лаптев) связывают с менталитетом, недостаточной зрелостью общественного сознания, слабостью государственных институтов и даже нежеланием государства решать сложные проблемы, связанные с предпринимательством.

В нашей стране существует проблема неравенства в правах субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций. В соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», субъектами малого и среднего предпринимательства считаются организации, которые прошли официальную регистрацию в государственном реестре и соответствуют определённым критериям, что позволяет им быть признанными как легитимные участники бизнеса. К таким организациям относятся коммерческие общества, партнёрства, кооперативы различных видов, фермерские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели [4].

Эти предпринимательские субъекты также получают государственные гарантии на поддержку и содействие в соответствии с законом. Однако реализация этой поддержки может привести к неравноправию между предприятиями, поскольку различия в условиях могут привести к тому, что одни компании получают больше преференций, чем другие. В результате предприниматели, которым действительно нужна защита и помощь от государства, могут остаться без необходимой поддержки и вынуждены прекратить свою деятельность из-за неспособности поддерживать стабильную работу [5].

Для решения этой проблемы необходимо установить более точные критерии и требования на законодательном уровне для получения государственной поддержки малых и средних предприятий и некоммерческих организаций. Важно разработать механизмы, которые учитывали бы индивидуальные особенности и потребности каждого предприятия при предоставлении государственной поддержки и содействия.

Одной из наиболее острых проблем является и чрезмерное вмешательство в деятельность органов публичной власти. К сожалению, из-за неопределенности правовой природы индивидуальной предпринимательской деятельности, часто возникают ситуации несправедливого привлечения малых и средних предпринимателей к непропорциональной ответственности, а также чрезмерное вмешательство органов власти в их работу.

Основная проблема заключается в том, что действующие нормативно-правовые акты не обеспечивают достаточной защиты прав и свобод предпринимателей, а также не позволяют защитить их от излишнего контроля из-за несбалансированности. Несмотря на использование ст. 35 Конституции Российской Федерации, она не предоставляет должных гарантий предпринимателям относительно их прав и интересов, и требует официального разъяснения или уточнения. Например, в ч. 1 ст. 19 Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля и их сотрудники несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей и совершение противоправных действий при проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].

Однако в настоящее время в уголовном и административном законодательстве нет норм, предусматривающих ответственность должностных лиц за такие деяния.

Одной из существенных проблем является наличие административных барьеров. Административные барьеры в сфере предпринимательства возникают по следующим основным причинам: некорректные управленческие решения в ходе государственного регулирования экономического сектора; коррупционные факторы при введении новых регуляций со стороны государственных служащих; разнообразные инструменты административного регулирования и контроля, затрудняющие формирование рыночных условий; использование неофициальных связей между предпринимательскими структурами и органами власти (в нарушение законодательных норм); устоявшиеся нормы поведения государственных органов, свойственные для командно-административной экономической системы; вмешательство государственных органов в экономические взаимоотношения хозяйствующих субъектов [7].

В данной области общественных отношений наблюдаются следующие административные барьеры: сложности при получении разрешений для экономической деятельности (например, процедуры утверждения проектов с государственными органами, регистрация компаний и получение лицензий), административные сложности из-за противоречий и пробелов в законах, регулирующих отношения в области развития малого предпринимательства, отсутствие стандартов качества и доступности сервисов, которые могли бы упорядочить обязательства исполнительных властей перед обществом, избыточные препятствия при внедрении товаров на рынок (ограничение объемов закупок, сертификация и маркировка продукции), нормативные сложности в процессах экономических операций (к примеру, избыточное требование государственного контроля частного сектора экономики) и т. д.

Также, в сфере предпринимательской деятельности учёными активно обсуждается проблема кодификации предпринимательской деятельности и введения Предпринимательского кодекса. По мнению В. Ф. Попондопуло: предпринимательский кодекс может быть применен субсидиарно к отношениям, регулируемым Гражданским кодексом, при условии сохранения этой возможности. Тем не менее, такой кодекс отличается от обычного специального закона только названием [8].

Сторонники введения Предпринимательского кодекса предлагают включить в него правила как частного, так и публичного права, чтобы обеспечить связь между государственными и частными отношениями, которые возникают в сфере предпринимательства, особенно в сфере торговли. Некоторые говорят о создании единого отраслевого кодекса (сторонники предпринимательского права как отдельной отрасли права), в то время как другие говорят о кодексе как о комплексном нормативном правовом акте.

Но не смотря на все обсуждения, В. Ф. Попондопуло правильно затронул то, что на данный момент стоит работать над действующим законодательством и совершенствовать его, нежели изобретать новые нормативно-правовые акты.

Таким образом, защита прав субъектов предпринимательской деятельности требует комплексного подхода к реформированию законодательства и исключению коллизий, которые могут возникать при предпринимательской деятельности. Важным шагом станет создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение равных условий для всех участников рынка.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 17.11.2023)
  2. Резник, С. Д. Основы предпринимательской деятельности: содержание деятельности, качества и компетенции, профессиональная карьера, личная организация предпринимателя: учебное пособие / С. Д. Резник, С. А. Баронин, Н. А. Назарова; под общ. ред. С. Д. Резника. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012.
  3. Рыбницкий Геннадий Валентинович Научные подходы к определению понятия «Предпринимательская деятельность» // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 1–2. С. 237–242.
  4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Парламентская газета», № 99–101, 09.08.2007.
  5. Лиликова, О. С. Проблемы правового регулирования защиты субъектов предпринимательской деятельности / О. С. Лиликова, М. А. Косинов // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 03 июня 2022 года. Том 2. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. — С. 243–247. — EDN DKDWWX.
  6. Куманеева М. А. Несовершенство государственного механизма правовой защиты прав индивидуальных предпринимателей // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24551 (дата обращения: 17.11.2023).
  7. Сафонова, С. А. Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности / С. А. Сафонова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук: материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 10–16. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17155/ (дата обращения: 17.11.2023).
  8. Попондопуло, В. Ф. Предпринимательское законодательство и проблемы его совершенствования / В. Ф. Попондопуло // Бизнес, менеджмент и право. — 2006. — № 3(12). — С. 19–23. — EDN LODGVX.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, государственный контроль, муниципальный контроль, предприниматель, Предпринимательский кодекс, предпринимательство, развитие малого, среднее, субъект.


Похожие статьи

Задать вопрос