Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.11.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, М. С. Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции / М. С. Ушакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108315/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова : иностранный язык, ИКТ, учебный процесс

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг» [5].

ИКТ широко используются преподавателями английского языка, т. к. они предоставляют много возможностей для быстрого и продуктивного обучения. Возможность использовать аутентичные материалы в различных форматах позволяют отрабатывать языковые и речевые навыки. Интерактивность и наглядность позволяют продуктивно использовать время, отведенное для урока, чередуя и сочетая в разных комбинациях различные виды речевой деятельности. Кроме того, ИКТ позволяют организовывать индивидуальный подход в обучении, что повышает эффективность усвоения материала и мотивацию.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку соответствует требованиям современного образования. В последнее время прослеживается отказ от репродуктивного использования компьютерных технологий (отход от пассивного прослушивания лекций, выполнения тестовых заданий и т. д.) в пользу продуктивных творческих видов деятельности. Информационно-коммуникационные технологии имеют в своем арсенале гиперссылки, видео, графику, анимацию и т. д., что увеличивает доступность образования и создает новые возможности для изучения иностранного языка, делая процесс обучения интересным и творческим.

Рассмотрим некоторые ресурсы ИКТ и их достоинства использования в обучении иностранному языку.

В. В. Журавлев отмечает преимущество использования электронного учебника , который не только сохраняет все достоинства печатной книги, но и позволяет в полной мере использовать современные информационно-коммуникационные технологии, возможности мультимедиа и гипертекстовые ссылки.

Электронный учебник имеет много возможностей: представление физических процессов в динамике, наглядное представление объектов, которые недоступны для непосредственного наблюдения; организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст, оперативный самоконтроль знаний учеников при выполнении ими упражнений и тестов) [3, с. 30].

Информационные ресурсы Интернета , которые используются в обучении иностранному языку, состоят из баз данных и информационных систем, электронных словарей и справочников, обучающих систем и программ для самообразования, обучающих видео- и аудиозаписей, электронных библиотек, курсов дистанционного обучения, электронной почты и др. [2].

Информационные ресурсы Интернета предоставляют преподавателю возможность решения ряда дидактических задач на занятиях иностранного языка. Во-первых, преподаватель имеет обширные источники информации для включения материалов из сети в урок. Во-вторых, обучаемые могут самостоятельно искать нужную информацию для подготовки к занятиям. В-третьих, происходит обогащение знаний о строе языка и культуре стран изучаемого языка на основе аутентичных текстов, расширение понимания актуальности изучения иностранного языка и улучшение навыков работы с информационными ресурсами [9, с. 15].

В настоящее время существует множество средств и методов обучения навыкам аудирования и говорения. С развитием информационных технологий и Интернета появились новые возможности изучения английского языка с помощью сервиса подкастов .

Термин «подкастинг» (podcasting) образовался от iPod и broadcasting (повсеместное вещание, широковещание) и является процессом создания и распространения звуковых и видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете. На уроках иностранного языка подкасты чаще всего используются для развития навыков аудирования и говорения благодаря их дидактическим свойствам. Во-первых, подкасты доступны. Обучаемые могут слушать и открывать файлы в любое время в онлайн формате или скачивать и слушать офлайн. Доступ к материалам свободный и бесплатный. Во-вторых, многие аудио- и видеофайлы созданы носителями языка, поэтому они аутентичны. Обучаемые могут развивать навыки аудирования, слушая речь носителей языка с их речевыми особенностями и различными диалектами. Кроме того, подкасты постоянно обновляются, поэтому они актуальны. Подкасты также интерактивны, т. к. пользователь может легко искать нужные аудио и видеофайлы по темам, гиперссылкам и хэштегам. Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку с помощью подкастов современно, потому что большинство авторов — это молодая аудитория, которая говорит на повседневные темы. Подкасты также продуктивны, потому что обучаемые могут не только слушать и смотреть подкасты, но и создавать свои собственные файлы и выкладывать их в свободном доступе во всемирной сети. Это позволяет обучаемым почувствовать себя активными участниками иноязычной коммуникации, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка [1].

Онлайн-сервисы и приложения для создания интерактивных упражнений и интерактивных рабочих листов широко применяются преподавателями иностранного языка в организации занятий. Преподаватели могут использовать онлайн сервисы и приложения, чтобы создавать упражнения в дополнение к УМК на этапах введения материала, закрепления знаний или контроля. Благодаря средствам ИКТ преподаватель иностранного языка может организовывать совместную и индивидуальную работу с видео и аудиофайлами, создавать интерактивные упражнения и квест комнаты, разрабатывать тесты с автоматической проверкой правильных ответов [12].

Существует разнообразие онлайн сервисов, где находятся готовые упражнения и тесты, которые преподаватели со всего мира выкладывают в открытом доступе (например, Инфоурок, ESLprintables.com и iSLCOLLECTIVE и т. д.). Преподаватель иностранного языка может бесплатно разрабатывать собственные упражнения в режиме онлайн, используя шаблоны на таких сервисах, как LearningApps, Interactly, Teachermade и др., создавать опросы и тесты на сервисах Google Формы и Опросникум. Онлайн сервисы и приложения экономят время и усилия преподавателя в подготовке к урокам, а также вносят разнообразие в работу обучаемых.

Создание онлайн презентаций на уроках иностранного языка обеспечивает, в первую очередь, наглядность. В онлайн презентации можно вставлять таблицы, рисунки, аудио и видеофайлы или гиперссылки на них, поэтому их можно использовать для развития всех речевых навыков. Данное средство ИКТ хорошо подходит для открытых занятий и внеклассных мероприятий. Презентации создаются не только учителями, но и обучаемыми. Обучаемый может подготовить презентацию для выступления с сообщением или, например, для оформления результатов своего проекта. Создание презентации учит работать с информацией (выделять только нужное, логически организовывать материал), а выступление с презентацией развивает навыки монологической речи [7].

Применение ИКТ имеет ряд преимуществ. При помощи информационно-коммуникационных технологий преподаватель иностранного языка может:

— разнообразить учебный материал благодаря большому количеству источников;

— создать среду обучения, приближенную к аутентичной, с помощью подкастов, вебквестов, блогов и видео, которые отвечают целям и задачам урока;

— использовать мультимедийные информационные ресурсы (словари, энциклопедии, справочники, электронные библиотеки), которые предлагают всевозможные методы работы с языковыми единицами;

— объективно оценивать результаты обучаемых с быстрой обратной связью;

— находить индивидуальный подход к обучаемым, учитывая их психологические особенности и возможности здоровья [6].

Таким образом, ИКТ дают преподавателю иностранного языка обширный репертуар вербальных и невербальных средств, которые он может использовать для построения занятия или для составления домашнего задания [13].

Несмотря на все плюсы ИКТ в обучении иностранному языку, стоит помнить, что использование информационно-коммуникационных технологий — это не цель урока, а ресурс, который оказывает помощь в организации учебного процесса. ИКТ предоставляют много возможностей, поэтому может показаться, что роль преподавателя на занятиях не так важна. Обучаемые могут задаться вопросом: «Для чего нужно ходить на занятия, если все можно найти в Интернете?». Чтобы этого избежать, в организации учебного процесса следует соблюдать меру в применении ИКТ. Преподаватель иностранного языка должен уметь отбирать именно те технологии, которые отвечают целям и задачам изучения конкретной темы. ИКТ — это не основное, а вспомогательное средство осуществления учебного процесса. При чрезмерном использовании средств информационно-коммуникационных технологий исчезают отношения наставничества и сотрудничества, сокращается живое диалогическое общение, снижает возможность формирования критического мышления, основанного на диалоге. Современные подростки проводят в сети большую часть времени, поэтому в стенах учебного заведения они должны переключаться и общаться с реальными людьми.

Причиной негативного влияния информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс может стать недостаточная ИКТ-компетентность преподавателя.

ИКТ-компетентность преподавателя иностранного языка состоит из теоретических знаний об использовании современных средств ИКТ и практических умений создания и использования средств ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции» [10 с. 17].

Преподаватель иностранного языка, обладающий ИКТ-компетентностью, с помощью ресурсов Интернета может мотивировать обучаемых изучать иностранный язык. В случае сокращения часов на изучение предмета «Иностранный язык», он сможет вывести значительный объем изучаемого материала во внеаудиторную форму работы. ИКТ-компетентность позволит преподавателю реализовать на практике педагогическую технологию «обучение в сотрудничестве» и развить у обучаемых умения самостоятельной работы посредством ИКТ, которые пригодятся им в дальнейшем для самообразования. Преподаватель, обладающий ИКТ-компетентностью, умеет использовать ИКТ на занятиях в зависимости от интересов, потребностей и способностей обучаемых [11, с. 166].

Вторая причина возможных негативных последствий использования ИКТ на занятиях иностранного языка — это отрицательное воздействие на здоровье обучаемых. Не стоит забывать, что чрезмерное использование ИКТ может вызывать такие проблемы, как ухудшение зрения, головные боли, проблемы в опорно-двигательной системе. Кроме того, постоянное времяпрепровождение в Интернете приводит к снижению произвольного внимания. Если у обучаемого плохо развито произвольное внимание, ему трудно долго сосредотачиваться на том, что нужно для обучения, а не просто интересно. «Клиповое» мышление мешает читать длинные тексты без картинок, также плохо развивается память и фантазия. По данной причине использование информационно-коммуникационных технологий должно быть рациональным и обоснованным [4].

Таким образом, разумное применение информационно-коммуникационных технологий, опираясь на возрастные особенности обучаемых, не только повышает эффективность учебного процесса, но и позволяет управлять уже имеющимся опытом работы обучаемых в информационной среде, тем самым формируя метапредметные умения [8, с. 48].

Мы приходим к выводу, что ИКТ эффективны в образовательной среде благодаря присущим им качествам интерактивности, наглядности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также возможности учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, что способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Гусева А. А., Калинина Е. А. Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации, 2020.– С. 177–181. — [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-dlya-razvitiya-navykov-govoreniya-i-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 18.04.2023).
  2. Демесинова Ф. Б. Преимущества использования интернет-ресурсов на уроке английского языка / Ф. Б. Демесинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 121–125. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/356/79362/ (дата обращения: 18.09.2023).
  3. Журалев В. В. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. В. В. Журавлев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 102 С. 2227–8397. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/62937.html (дата обращения: 08.04.2022).
  4. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 10 октября 2019 г., Москва / Ред.- сост. О. Д. Никитин — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. — 226 с.
  5. Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. — Барнаул: БГПУ, 2006. — 59 с.
  6. Ляшенко М. С., Минеева О. А., Максимова К. А. Структура и процесс формирования коммуникативной компетенции студентов средствами ИКТ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.– 2019. № 5 (39). — С. 65–70.
  7. Лосева Т. В. Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка / Т. В. Лосева, К. В. Кузнецова, Г. М. Игейсинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. –2015. –№ 24 (104). — С. 990–992. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/104/24508/ (дата обращения: 06.11.2023).
  8. Мудракова О. А., Конова А. А. Учет возрастных особенностей при использовании технологии мультимедиа в учебном процессе // Педагогический журнал. — 2018. — Т. 8. — № 6A.
  9. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. — 2001. –№ 2.– С. 14–18.
  10. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе, 2011. — № 6. — C. 16–20.
  11. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н Компетентность преподавателя иностранного языка. — 2014. — С. 160–167.
  12. Трофимова Ю. А., Рубаков В. В. Worksheets в обучении английскому языку// Достижения науки и образования № 2 (74), 2021. — [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/worksheets-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 01.11.2023).
  13. Шишковская Ю. В. Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды // Молодой ученый. — 2015. — № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ИКТ, преподаватель, учебный процесс, английский язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, онлайн сервис, индивидуальный подход, онлайн презентация.


Похожие статьи

Задать вопрос