Отдельные особенности вовлечения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Автурханова, Р. С. Отдельные особенности вовлечения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот / Р. С. Автурханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108028/ (дата обращения: 03.05.2024).



В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства и мнений ученых исследуются отдельные особенности, связанные с осуществлением сохранения невостребованных земельных долей для целей осуществления сельскохозяйственного производства в Российской Федерации. Делается ряд предложений относительно осуществления перехода невостребованных земельных долей в собственность или же на праве аренды сельскохозяйственным предприятиям или же крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность в границах общеконтурного земельного участка.

Ключевые слова: земельные доли, невостребованные земельные доли, вовлечение земельных долей в хозяйственный оборот.

В настоящее время вопросы, связанные с совершенствованием правового режима невостребованных земельных долей приобретают всю большую актуальность в науке земельного и гражданского права, по той причине, что в условиях мирового продовольственного кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также социально-политическими последствиями, вызванных санкционной политикой ряда западных государств по отношению к Российской Федерации, диктуют необходимость совершенствования системы правового регулирования невостребованных земельных долей.

В условиях стремительного развития отечественного агропромышленного комплекса, одним из важных методов увеличения земельных площадей, необходимых для укрепления положительной динамики в этой сфере, является создание эффективных правовых механизмов, направленных на возвращение невостребованных земельных долей в оборот для целевого хозяйственного использования. Этот подход способствует оптимизации использования сельскохозяйственных ресурсов и обеспечивает более эффективное управление земельными ресурсами страны.

Невостребованные земельные доли, выходящие из оборота, могут быть переведены в целевое хозяйственное использование, что способствует повышению общей посевной площади. Однако, для достижения этой цели, необходимо разработать и внедрить современные нормативно-правовые механизмы, которые стимулировали бы владельцев земельных участков к эффективному использованию своих ресурсов или возвращению их в хозяйственный оборот.

Реализация таких действий позволит не только оптимизировать использование земель, но и будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства. При этом, важным аспектом является обеспечение прозрачности и справедливости в процессе возвращения невостребованных земельных долей, учитывая интересы всех сторон — владельцев, государства и общества в целом. Эффективная реализация подобных правовых механизмов создаст условия для устойчивого расширения посевных площадей, повышения уровня продовольственной безопасности, а также станет важным элементом поддержки сельскохозяйственных предприятий и развития сельских территорий в целом.

Отметим, что изначально термин «невостребованная земельная доля» было введено в действующее законодательство посредством принятия Указа Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» [3], в соответствии с нормами которого под невостребованной земельной долей понималась земельная доля, которая не использовалась собственником в течении трех и более лет. Что же касается самой сущности данного явления, то в правовой литературе имеются многочисленные точки зрения относительно того, что являет собой невостребованная земельная доля. Так, такой автор как И. А. Иконицкая прямо рассматривала категорию «невостребованная земельная доля» как особую законодательную конструкцию, которой ранее не существовало в отечественном земельном законодательстве. Более того, И. А. Иконицкая указывает на то обстоятельство, что фактически невостребованного имущества в рамках определенного публично-правового образования как особого объекта имущественного оборота фактически быть не может [4, 126].

Обратим внимание на то обстоятельство, что при осуществлении истолкования указанной категории, основная трудность в рамках правоприменительной практики возникла относительно самого момента установления момента начала исчисления самого периода неиспользования указанной земельной доли. Более того, прямо высказывались предложения в юридической доктрине относительно того, что именно начальную точку отсчета срока неиспользования необходимо начинать вести непосредственно от самой формальной даты истечения срока действия заключенного договора аренды земельного участка, который был выделен в счета права на долю в общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Далее, отметим, что в большинстве случаев подобные договоры аренды заключались без необходимого оформления, и, более того, официальные данные о сроках аренды отсутствовали в рамках райкоземов до принятия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2]. Эти функции регистрации прав на земельные участки прямо возлагались на райкоземы. Более корректный подход к определению начала неиспользования земельной доли предполагает фиксацию даты ликвидации сельскохозяйственного предприятия из-за массового банкротства таких организаций.

Обратим внимание на то, что определенную ясность в указанном вопросе внесло принятие Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» [1], посредством которого было скорректировано законодательное определение категории «невостребованная земельная доля», которое ранее содержалось в вышеуказанном указе Президента РФ.

В частности, новое законодательное определение несколько расширило определение, которое было закреплено ранее, а именно был использован критерий «трехлетнего и более длительного срока неиспользования» было дополнено такой характеристикой как выраженное, либо же невыраженное волеизъявления наследников непосредственного собственника той или иной земельной доли в части унаследовать указанную часть рассматриваемой наследственной массы, либо же несмотря на отсутствие наследников как по закону, так и по завещанию, либо же на лишение наследников права наследовать родительское имущество и права на него. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что при этом законодательное определение прямо не говорит о том, по какой причине произошло отстранение наследника от самого права на наследство, соответственно можно предположить, что под указанным основанием будет выступать соответствующее решение того или иного органа судебной власти относительно признания определенного наследника недостойным [4, с. 128].

Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов России, направленные на совершенствование оборота сельскохозяйственных земель. В соответствии с этим законом, органы местного самоуправления получили обязанность составлять список собственников и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. После формирования списка информация публикуется на сайте местных органов самоуправления. Законодатель считает этот шаг достаточным для информирования наследников о необходимости определения правовой судьбы земельных долей, включенных в наследственную массу умершего родителя. Через три месяца после размещения списка на сайте и информационных стендах, а также его публикации в средствах массовой информации, органы местного самоуправления представляют его для рассмотрения собрания сособственников. В случае невозможности проведения собрания, органы самоуправления могут утвердить список и обратиться в суд для передачи невостребованных земельных долей в муниципальную собственность, с последующей процедурой формирования и внесения в государственный кадастр земельного участка [5] .

Подытожив вышеизложенное, можно заключить, что в указанной правовой норме, касающейся передачи списка невостребованных земельных долей общему собранию сособственников, необходимо четко определить лицо, которому орган местного самоуправления может напрямую передать данный список. Это лицо должно быть непосредственным адресатом, представляющим интересы подавляющего большинства сособственников земельных долей. Подчеркивается, что уточнение этого вопроса в правовых нормах облегчит действия органов местного самоуправления и земельных сособственников, включая последующий выдел земельного участка в счет определенной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Однако, в случае отсутствия проведения соответствующего собрания, и, следовательно, отсутствия явного адресата для передачи списка невостребованных земельных долей, возникает сложность в определении четкого получателя информации. Эта ситуация довольно распространена и возникает, в основном, при осуществлении собственником земельной доли правомочий по распоряжению своими имущественными правами.

Хотя законодатель (ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») предусмотрел процедуру проведения общего собрания для избрания и утверждения представителя интересов всех сособственников, основная и наиболее сложная проблема в регулировании оборота земельных долей сводится к организации данного собрания. Эту проблему законодатель попытался решить в Федеральном законе от 29.12.2010 N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Этот закон предоставил собственникам земельных долей возможность осуществления их прав, если не удалось достичь необходимого кворума для проведения общего собрания, как установлено законом.

По нашему мнению, для эффективного решения вопроса о невостребованных земельных долях необходимо закрепить в законе о земельном обороте обязанность местных органов самоуправления. После формирования списка невостребованных долей они должны отправлять электронные уведомления наследникам данных дольщиков, используя открытые данные, предоставляемые нотариальной палатой на ее портале с информацией о наследственных делах собственников земельных долей.

Второе предложение направлено на закрепление норм в поддержку дальнейшего использования невостребованных земельных долей в сельскохозяйственных целях. Предлагаем дополнить статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязывая местные органы самоуправления, владеющие невостребованными долями, отправлять заказные письма с уведомлениями руководителям сельскохозяйственных организаций и главам крестьянских (фермерских) хозяйств с предложением выкупить доли или арендовать их, предоставляя льготные условия выкупа или даже возможность бесплатного приобретения (если это предусмотрено региональным законодательством о земле).

Литература:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 47.

2. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

3. О реализации конституционных прав граждан на землю: Указ Президента РФ от 07.03.1996 N 337 (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 27.07.2022г.

4. Болдырева Д. В. О способах вовлечения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот // Научное обеспечение отрасли растениеводства и землеустройства сельскохозяйственных предприятий. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научно-педагогических работников и молодых ученых, посвященной 120-летию со дня рождения д. б.н., профессора Елены Петровны Куклиной-Хрущевой. Нижний Новгород, 2022.

5. Сперанская Л. В. Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок // СПС «КонсультантПлюс».

Основные термины (генерируются автоматически): доля, земельный участок, сельскохозяйственное назначение, местное самоуправление, Российская Федерация, земельная доля, местный орган самоуправления, общее собрание, хозяйственный оборот, целевое хозяйственное использование.


Ключевые слова

земельные доли, невостребованные земельные доли, вовлечение земельных долей в хозяйственный оборот

Похожие статьи

Задать вопрос