Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Панова, А. М. Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации / А. М. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107879/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют историю развития законодательного процесса, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество, и предлагают пути его усовершенствования. Статья освещает важные аспекты процесса законодательной деятельности, включая роль законодательных органов, влияние политических факторов, прозрачность и участие общества. В заключении обсуждаются перспективы развития законотворчества в России.

Ключевые слова: законотворчество, законодательные органы, политическое влияние, прозрачность законодательного процесса, участие общества, правовое регулирование, реформы законодательного процесса, коррупция, перспективы развития.

Современная Российская Федерация как страна с разветвленной системой законодательства, тесно связанной с политической, экономической и социокультурной жизнью общества, сталкивается с рядом серьезных вызовов в области законотворчества. Периодические изменения в правовых нормах, их несогласованность и иногда недостаточная эффективность вызывают вопросы о качестве и прозрачности законодательного процесса.

Актуальность данной темы неоспорима, поскольку эффективное законотворчество является фундаментом правового государства и обеспечивает соблюдение прав граждан, устойчивость экономики и социальное развитие. В условиях быстро меняющегося мира и растущей сложности общественных проблем, современная Россия должна активно разрабатывать механизмы для улучшения законотворческого процесса, чтобы он отвечал современным вызовам.

В данной статье мы рассмотрим современное состояние законотворчества в Российской Федерации, выявим проблемы и вызовы, с которыми оно сталкивается, и представим пути развития правового регулирования, которые могут способствовать более эффективному и справедливому законотворчеству. Наша цель проанализировать развитие законотворческой практики в государстве, которое должно соответствовать интересам граждан, обеспечивать правопорядок и способствовать устойчивому развитию Российской Федерации.

Законотворческий процесс, сущность которого заключается в поиске баланса интересов общества и государства при принятии законов, сегодня остается без должного законодательного закрепления, в том числе потому, что в теории конституционного права не сложилось единого мнения о содержании понятий «законодательный процесс», «законотворческий процесс», «законотворческая деятельность» и иных применяемых в этой связи терминов; нет четкости при определении его характеристик. Для устранения имеющихся противоречий и восполнения недостатков правового регулирования требуется научное обоснование законотворческого процесса как самостоятельного правового явления и всех его компонентов.

Исторический обзор законодательного процесса в России позволяет понять эволюцию законотворчества, его основные этапы и ключевые события. В Российской империи законодательный процесс закреплял монархическую власть. Примером одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси является Соборное Уложение 1649 года. Данный закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти.

В 1905–1907 гг. в России произошла первая буржуазно-демократическая революции. В ее результате в стране устанавливается конституционная монархия. Октябрьский манифест был одним из первых и самых значимых шагов в направлении конституционных реформ в России.

После Февральской и Октябрьской революций Россия пережила период политических и социальных изменений. Были приняты новые конституции. Конституция 1918 года была первой конституцией Советской России и имела большое значение для формирования нового политического строя. Она закрепила в России новую форму государственного правления — республику.

С установлением советской власти законодательство в России претерпело радикальные изменения. Большое внимание уделялось социальным и экономическим вопросам. В 1924 году была принята Конституция СССР. Основным значением Конституции 1924 года — окончательное юридическое оформление республик в государство на федеративной основе с господствующей идеологией диктатуры пролетариата.

В свою очередь Конституция СССР 1937, имела огромную историческую значимость, поскольку сформировала положение РСФСР в системе СССР и установила нормы и принципы политического устройства страны. Конституция предусматривала разделение властных функций между Съездом Советов РСФСР как верховным органом власти и исполнительным Советом Народных Комиссаров РСФСР.

Конституция СССР 1977 г. утвердила концепцию развитого социализма в СССР.

С распадом Советского Союза в 1991 году Россия стала независимым государством. В этот период произошли реформы в законодательстве и законотворческом процессе, включая принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

В современной России законотворчество регулируется Конституцией Российской Федерации (глава 5 статья 104.) [5, с. 1019] и другими законодательными актами. Законопроекты обсуждаются и принимаются в Государственной Думе и Совете Федерации. Однако существуют вызовы, такие как влияние политических факторов на законотворческий процесс и прозрачность решений.

Исторический обзор законодательного процесса в России демонстрирует, как этот правовой аспект развивался со времен Российской империи до современной Российской Федерации, и какие важные этапы и изменения в ней происходили. Этот обзор является фундаментом для понимания современных вызовов и путей их решения в области законотворчества в России [3, c. 308].

Одним из наиболее существенных современных путей развития правового регулирования законотворчества в России является внедрение электронных технологий.

Стоит отметить, что относительно недавно — 4 марта 2013 г. Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» был образован институт общественной инициативы. Согласно положениям данного Указа, общественная инициатива представляет собой вынесение гражданами РФ предложений, которые могли бы помочь социальному и экономическому росту государства, совершенствованию государственного и муниципального управления. Общественная инициатива может быть направлена через государственный интернет-ресурс «Российская общественная инициатива. [6, с. 1019].

Электронное правотворчество позволяет ускорить процесс разработки, обсуждения и принятия законов. Государственные органы и законодательные органы активно используют современные информационные системы для взаимодействия с обществом, предоставления доступа к законодательным актам, и сбора обратной связи от граждан.

Важным аспектом современного правового регулирования законотворчества в России являются предпринятые шаги для обеспечения доступа к информации о законопроектах, проведении обсуждений и голосованиях в законодательных органах. Это способствует более активному участию общества в формировании законодательных актов и повышению доверия к системе правотворчества.

Современное законотворчество в России старается учесть экспертное мнение и мнение общества. Эксперты и общественные организации активно участвуют в разработке законопроектов, предоставляют свои рекомендации и анализ, что способствует улучшению качества законов и предотвращению нежелательных последствий [1, c. 159].

Для улучшения качества законодательных актов и их применения важным является усовершенствование законодательной техники, на что указывают опечатки, допускаемые при принятии законов. Одним из таких примеров является ошибка, допущенная в Федеральном законе № 437, вносящем поправки в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [7]. В ч. 11 ст. 2 указанного закона термин «полномочный представитель» ошибочно заменен на термин «законный представитель». Первый термин предполагает возможность подачи жалобы в призывную комиссию от лица военнообязанного гражданина профессионального юриста, когда второй термин предполагает возможность выступать от лица указанного гражданина лишь родственников, которыми по закону могут являться родители, опекуны и т.д.

Стоит отметить, что на данный момент на рассмотрении находится очередной законопроект № 416987–8 с поправками, который вступит в силу осенью 2023 года. В данном проекте термин «законный представитель» будет заменен на «полномочный представитель»

Законодательная техника включает в себя более четкое формулирование норм, избегание двусмысленностей и конфликтов в законах, а также их систематизацию.

Современное законотворчество в России сталкивается с рядом серьезных проблем и вызовов, которые влияют на качество законов, их прозрачность и эффективность.

Обобщение правоприменительной практики позволяет выделить некоторые из ключевых проблем:

  1. Политическое вмешательство: Одной из основных проблем является политическое вмешательство в законотворческий процесс. Политические интересы могут приводить к принятию законов, которые не всегда наилучшим образом служат интересам общества. Это может снижать независимость законотворчества.
  2. Недостаточная прозрачность: Процесс разработки и принятия законов в России не всегда отличается высокой степенью прозрачности. Это может усложнять участие общества и экспертов в обсуждении законопроектов и приводить к непредсказуемым решениям.
  3. Неэффективность и перегрузка законодательства: Законодательная база России стала слишком объемной и сложной, что затрудняет её понимание и исполнение. Множество норм и законов противоречат друг другу, что может вызывать правовую неопределенность.
  4. Низкая степень участия общества и экспертов: Общество и эксперты не всегда активно участвуют в обсуждении законопроектов, что может привести к принятию законов, не учитывающих реальные потребности и мнение граждан.
  5. Коррупция: Коррупция может оказывать влияние на законодательный процесс, включая лоббирование интересов определенных групп, а также злоупотребление властью и ресурсами.
  6. Отсутствие системы оценки и мониторинга законов: Недостаточное внимание к оценке и мониторингу эффективности принятых законов может приводить к их нежелательным последствиям.
  7. Изменения в мировой практике: Современное мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами, такими как технологические инновации, экологические проблемы и глобальные угрозы. Адаптация законодательства к этим вызовам требует активных усилий и изменений в законотворческой практике [4, c. 128].

Эффективное решение для устранения законодателем недостатков, требует совершенствования законотворческого процесса, улучшения прозрачности, увеличения участия общества и экспертов, а также борьбы с коррупцией и снижения политического вмешательства. С целью усовершенствования законодательства важно разрабатывать и внедрять реформы, которые отразят современные потребности общества.

Кроме того, важное значение имеет то, что качество законодательства, как конечного результата законотворчества, является профессионализм или компетентность субъектов законотворческого процесса. В данном случае под субъектом мы понимаем конкретного человека — отдельно взятого депутата того или иного законодательного органа. При этом необходимо еще раз отметить, что законотворчество представляет собой очень сложную, кропотливую и ответственную работу, требующую специальных знаний как юридической стороны процесса, так и практической осведомленности о той степени общественных отношений, которые подвергаются правовой регламентации. По мнению Н. А. Федякова, недостаточный уровень компетенции депутатов — есть путь к несовершенству и краху законотворческого процесса. Все это находит свои внешние проявления в неверном определении объекта правового регулирования, бессистемности законодательства, их неувязками с целями и задачами развития, как экономического, так и социального. В связи с этим, представляется необходимым повысить профессиональные требования, предъявляемые к депутатам Государственной Думы [2, c. 104].

Перспективы развития законотворчества в России могут быть охарактеризованы как следующие:

  1. Улучшение прозрачности и открытости. Развитие законотворчества предполагает увеличение прозрачности и доступности законодательного процесса. Внедрение электронных систем для отслеживания и обсуждения законопроектов может сделать процесс более открытым и позволить гражданам и экспертам активнее участвовать.
  2. Снижение политического вмешательства. Политическое вмешательство в законотворчество должно быть ограничено, и законы должны разрабатываться на основе объективных данных и потребностей общества, а не политических интересов.

Данные проблемы возникают потому, что Российская законодательная база нуждается в упрощении и оптимизации. Чрезмерная сложность и объем законов могут привести к юридической неопределенности и создать барьеры для предпринимательства.

Современное правовое регулирование законотворчества в Российской Федерации нацелено на повышение эффективности и прозрачности процесса принятия законов. Это достигается через внедрение электронных технологий, увеличение открытости и прозрачности, участие экспертов и общества, усовершенствование законодательной техники и адаптацию к изменяющимся обстоятельствам. Эти меры способствуют развитию правовой системы и повышению доверия граждан к законотворчеству в России.

Литература:

  1. Абашина, А. А. Проблемы законотворчества в современной России / А. А. Абашина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 159–160.
  2. Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. М.: Юрайт, 2019. 352 с.
  3. Кошолкин, А. О. Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации / А. О. Кошолкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (263). — С. 308–310.
  4. Шульга, Н. Е. Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации / Н. Е. Шульга. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (279). — С. 128–131.
  5. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (глава 5 статья 104).
  6. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 10 ст. 1019.
  7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»// Российская газета от 2 апреля 1998 г. № 63–64
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, законодательный процесс, законотворческий процесс, Российская Федерация, политическое вмешательство, правовое регулирование, участие общества, законодательная техника, общественная инициатива, современное законотворчество.


Ключевые слова

коррупция, правовое регулирование, Перспективы развития, законотворчество, законодательные органы, политическое влияние, прозрачность законодательного процесса, участие общества, реформы законодательного процесса

Похожие статьи

Задать вопрос