Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Чичерина, Л. В. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации / Л. В. Чичерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107845/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Основной упор сделан на рассмотрение состава базы нормативного правового регулирования, выявление ее особенностей, а также отдельных недостатков, препятствующих непосредственному осуществлению некоммерческими организациями их деятельности.

Ключевые слова: некоммерческие организации, деятельность некоммерческих организаций, правовое регулирование деятельности некоммерческих организации, проблемы правового регулирования некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации давно находятся под пристальным вниманием как объект научных исследований, как их непосредственная деятельность, так и правовое регулирование, поскольку данный вид организаций отличается собственной правовой природой, несмотря на схожесть правового регулирования с иными юридическими лицами. Нормативно-правовое регулирование некоммерческих организаций является важным аспектом для изучения, поскольку призвано обеспечить их эффективное функционирование и развитие в соответствии с их особенностью и целью деятельности.

Под правовым регулированием понимается определенное целенаправленное воздействие права на общественные отношения с применением специальных юридических средств [1]. Правовое регулирование юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, затрагивает следующие вопросы:

  1. Определение понятия и целей создания организации;
  2. Вопросы создания и государственной регистрации, а также процесс ликвидации и реорганизации;
  3. Непосредственное внутреннее управление в организации;
  4. Регулирование финансовых вопросов;
  5. Вопросы налогообложения.

С точки зрения выше приведенной системы, мною будет рассмотрено правовое регулирование некоммерческих организаций, как самостоятельных участников гражданско-правовых отношений.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], согласно ч. 1 ст. 2 которого некоммерческой организацией (далее по тексту — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Легальное определение берется за основу отграничения НКО от коммерческих и унитарных предприятий.

Закон содержит в себе исчерпывающий перечень НКО, что позволяет положительным образом сказываться на различных аспектах их деятельности. Однако, число видов НКО кажется недостаточно обоснованным, что в принципе порождает схожесть описания правовых форм существования отдельным видов НКО и трудности в их разграничении. С одной стороны, наличие достаточного числа видов НКО позволяет масштабировать общественно полезные цели, ради которых создаются организации, с другой стороны имеет проблема смешения видов, которая неоднократно поднималась в научном сообществе. Одним из возможных путей решения данной проблемы может быть рассмотрение возможности доработки или уточнения понятийных характеристик отдельных видов НКО в законодательстве. Это позволило бы выделить особенности каждой категории и избежать неоднозначностей или перекрывающихся определений. В любом случае вопрос разнообразия и классификации некоммерческих организаций (НКО) является значимым и может вызывать определенные сложности в практике их работы.

Кроме того, указанный федеральный закон устанавливает, порядок их создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации. Здесь следует отметить, что нормативные положения изучаемого правового акта тесно взаимодействуют с Гражданским кодексом РФ [2] (далее по тексту — ГК РФ), а также с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4], поскольку сами понятия «создание», «реорганизация», «ликвидация», в том числе виды реорганизации и ликвидации юридических лиц относятся к категории базовых, и правила их проведения в качестве процесса в отношении юридических лиц в общем виде определяются именно ГК РФ, в том числе установлено правило об обязательной государственной регистрации, порядок осуществление которой детализируется непосредственно в Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, важность ГК РФ в правовом регулировании состоит в том, что несмотря на отсутствие цели в виде извлечения прибыли, НКО являются полноправными субъектами не только гражданско-правовых отношений в целом, но и предпринимательской деятельности, поскольку им не запрещено осуществлять свою деятельности на возмездной основе.

Вопрос обозначения НКО в качестве субъекта предпринимательской деятельности давно поднимается в науке и вызывает споры [5, c. 11], что подводит к мысли о том, что в данном аспекте необходимо дополнительное внимание со стороны правового регулирования, поскольку возникает противоречие между социально полезными целями и извлечением прибыли. Принципиальную важность решения легального признания НКО полноправными субъектами предпринимательской деятельности следует обосновать через тот факт, что в некоторых случаях, НКО не могут существовать или создавать филиалы в связи с тем, что их прибыль минимальна, что также негативно сказывается на достижении той цели, достижение которой стоит в приоритетном направлении. Кроме того, перечень обязанностей, связанных с финансами и прибылью НКО соответствует перечню обязанностей стандартных субъектов предпринимательской деятельности. По мнению С. Р. Решетняка, меры государственной поддержки НКО уже привели к трансформации природы таких организаций, поскольку НКО в обозначенных правоотношениях фактически приобретают статус коммерческого субъекта [6], что также подтверждает вывод о необходимости решения вопроса конкретизации статуса НКО в рамках предпринимательской деятельности. Также по мнению автора, некоторые отдельные положения законодательства о деятельности НКО приводят к снижению уровня контроля за деятельностью организаций. В пример приводится возможность непроведения аудиторской проверки для фондов, при условии, что поступления за год не превысили сумму трех миллионов рублей [7]. Таким образом, в действительно уровень контроля за деятельностью отдельных видов НКО снижается, что может привести к возможности злоупотребления и нарушения правил финансового учета и отчетности со стороны этих организаций. В связи с чем следует пересмотреть такие положения законодательства и ввести более строгий контроль за всеми видами НКО независимо от суммы их поступлений.

Непосредственное начало деятельности НКО происходит после государственной регистрации, которая предполагает необходимость составления учредительных документов, в том числе Устава, являющегося базовым внутренним нормативным правовым актом, в соответствии с которым организация осуществляется свою деятельность, что также требует внимание со стороны законодателя. В связи с чем, основные требования установлены соответствующими законами. Для более детальной проработки отдельных вопросов, законодатель идет по пути принятия дополнительных нормативных правовых актов, а в частности, подзаконных актов, что также коснулось НКО в области конкретизации требований к уставным документам. Приказом Минюста России от 30.06.2023 № 163 утверждены типовые уставы НКО. Здесь нужно отметить, что несмотря на дату принятия, указанный Приказ утвердил типовые уставы не для всех видов некоммерческих организаций. Так вне поля ведения остались, к примеру, некоммерческие партнерства, которые изначально присутствовали в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве самостоятельного вида НКО, а также отдельные виды, которыми закон был дополнен со временем, например, казачьи общества. С одной стороны, гражданское право предполагает для участников гражданско-правовых отношений использование принципа диспозитивности, который означает, что стороны сами могут определить содержание и условия своих договоров, если это не противоречит закону. с другой стороны наличие типового устава организации значительно упрощает не только процесс создания и регистрации организации, но и ее дальнейшее управление, поскольку типовой устав содержит набор обязательных положений, которые должны быть учтены при создании организации определенного типа.

Важным аспектом наполнения правого регулирования деятельности НКО является их собственная специфика. Поскольку основными целями создания организаций данного типа является не извлечение прибыли, а социально полезные цели, то в числе нормативных правовых актов, положения которых должны быть соблюдены НКО, появляются отдельные федеральные законы, определяющие порядок осуществления конкретного вида деятельности [8]. К примеру, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ для религиозных организаций. Данное обстоятельство вполне логично, поскольку диктует необходимость учета НКО всех законодательных правил осуществления деятельности для достижения целей своего создания.

Вопросы налогообложения относятся к ведению исключительно налогового законодательства. В рамках своей деятельности все юридические лица, при осуществлении своей деятельности, в том числе основной целью которой не является извлечение прибыли, несут налоговую обязанность, в связи с чем в базу правового регулирования НКО справедливо можно отнести Налоговый кодекс РФ, как основной нормативный правовой акт устанавливающий налоги, порядок их исчисления и уплаты, специальные налоговые режимы и правила распределения налоговых средств в соответствующие типы бюджетов. Здесь присоединяются вопросы финансово-правового регулирования в той степени, в которой необходимо для исчисления налога и правильности налоговой отчетности. Кроме того, НКО обязаны вести бухгалтерскую документацию и составлять бухгалтерскую отчетность, согласно требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, НКО являются самостоятельным видом не только гражданско-правовых отношений, но и предпринимательской деятельности. Отсюда следует, что имеется тенденция на закрепление НКО в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, что также требует внимание со стороны законодателя, в том числе и в отношении самого определения предпринимательской деятельности, поскольку ее основной целью в настоящее время является получение прибыли. Во-вторых, нормативная правовая база регулирования деятельности НКО достаточна широка, и ее конечное наполнения зависит непосредственно от самого вида НКО и от той деятельности, которую осуществляет организация. Однако такое положение не решает основную проблему в виде отсутствия единой системы контроля за типами и организационными формами некоммерческих организаций, что может позволить в настоящее время недобросовестным руководителям распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, например, в фондах. В-третьих, не смотря на достаточно широкое число правовых норм, отвечающих как за отдельные аспекты деятельности НКО, так и целом за функционирование изучаемого типа организаций, стремление законодателя расширить число общественно полезных целей объединений граждан и организаций, выраженное в установлении значительного перечня видов НКО образовывает проблему отграничения одного вида НКО от другого, что также должно быть учтено при совершенствовании правового регулирования. В-четвертых, особенностью нормативного правового регулирования деятельности НКО является использование базовых положений гражданского законодательства, разработкой собственных нормативных правовых актов федерального уровня в сочетании с конкретизацией отдельных положений изданием подзаконных правовых актов.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что не смотря на достаточно широкую базу нормативных правовых актов, которыми регулируется деятельность НКО, в настоящее время существуют определенные проблемы, касающиеся статуса данных организаций, разделения их видов, составления отчетности и контроля за их деятельностью. Все это требует внимания со стороны законодателя в целях совершенствования не только правого регулирования НКО, но и их деятельности.

Литература:

  1. Берг Л. Н. Теория права: правовое воздействие и правовое регулирование: учебник для вузов / Л. Н. Берг, Е. А. Березина. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 393 с.
  2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023). СЗ РФ от 15 марта 2021 г. № 11. Ст. 1698.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.07.2023) СЗ РФ от 15 января 1996 г. № 3. Ст. 145.
  4. Федеральный закон от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СЗ РФ от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
  5. Абросимова Е. А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования //Журнал российского права. 2016. № 1. С. 9–13.
  6. Решетняк С. Р. Анализ существующих проблем правового регулирования некоммерческих организаций и перспективы их решения // Вестник экспертного совета. 2021. № 3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschestvuyuschih-problem-pravovogo-regulirovaniya-nekommercheskih-organizatsiy-i-perspektivy-ih-resheniya (дата обращения: 31.10.2023).
  7. Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
  8. Тен А. А. Нормативно-правовая база НКО // Modern Science. 2021. № 12–1. С. 336–340.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, предпринимательская деятельность, деятельность, деятельность НКО, извлечение прибыли, вид НКО, НКО, сторона законодателя, государственная регистрация, некоммерческая организация.


Ключевые слова

некоммерческие организации, деятельность некоммерческих организаций, правовое регулирование деятельности некоммерческих организации, проблемы правового регулирования некоммерческих организаций

Похожие статьи

Задать вопрос