Технологии реализации функций лидера в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Шубина, Ю. А. Технологии реализации функций лидера в школе / Ю. А. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107700/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: лидер образовательной организации, функции лидера, технологии управления, ОПР-анализ, технология ПИТ.

На любом этапе развития общества деятельность образовательной организации направлена на выполнение государственного и социального заказа. В настоящее время это формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство и т. д. Данный социальный заказ может быть выполнен только в том случае, если ведётся эффективное управление образовательной организацией как открытой социально-педагогической системой.

В свою очередь, эффективное управление напрямую зависит от успешности реализации директором школы функций лидера: целеполагания, планирования, организации, контроля и стимулирования. Вместе с тем выявлено противоречие между необходимостью проявления высокоэффективных функций лидера и недостаточно разработанным механизмом их реализации, чем и обусловлена актуальность темы.

Как пишет Ю. Г. Семёнов, технология управления или технология реализации функций лидера — это «совокупность приёмов, методов, инструментов, применяемых в области управления отдельным человеком, социальными группами и иерархическими социальными структурами с целью воздействия на их сознание, поведение и взаимодействие, на преобразование социального объекта, а также решения различного рода социальных проблем. Это та деятельность, в результате которой не только ставится и достигается цель, но и изменяется объект управления» [2, с. 7].

В современном образовательном менеджменте представлены различные классификации технологий реализации функций лидера. Мы взяли за основу классификацию по масштабности решаемых проблем — универсальные и частные технологии.

К универсальным относятся, прежде всего, технологии стратегического проектирования, разработки управленческого решения, социологических исследований, управленческий цикл и др.

О. П. Бурдакова пишет, что под стратегическим проектированием подразумевается совокупность проектных действий, которые ведут к достижению намеченных целей. Данная технология реализуется в 5 этапов. Сначала оценивается состояние внешней среды, затем выявляются сильные и слабые стороны системы управления, после чего происходит разработка концепции. Концепция выключает в себя определение миссии, общих и частных (краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную) целей, вычленение основных этапов развития. Последние два этапа заключаются в выборе стратегии (определении и проработке основных направлений проекта) и описании желаемых результатов.

На первом этапе стратегического проектирования целесообразно применять такую частную технологию, как мониторинг. Данная технология предполагает сбор, обработку, обобщение и анализ информации об образовательной системе или отдельных её компонентах. Полученные данные используются с целью принятия стратегических, тактических, оперативных решений. Мониторинг как технология контроля управления образовательной организацией реализует ряд задач: создать единую базу методик диагностики качества образования; выявить данные, позволяющие провести полноценный анализ и сделать выводы о состоянии школы на данный момент; получить вторичные данные об уровне развития образовательной системы и проследить динамику совершенствования её подсистем и компонентов; организовать сбор, обработку, хранение и распространение информации о динамике качества образования. Разработка технологии мониторинга также строится в несколько этапов. В первую очередь необходимо определить объекты диагностики (в зависимости от основных направлений деятельности по управлению качеством образования) и назначить ответственных исполнителей. Далее следует выбрать адекватные поставленным задачам методики и периодичность их применения. На последнем этапе определяют способы обработки, анализа, распространения полученной информации. Кроме того, О. П. Бурдакова отмечает, что «технологичность мониторинга заключается в строгой последовательности действий, а именно: диагностика — анализ — определение путей коррекции — собственно коррекция — вторичная диагностика и т. д. Необходимо помнить о том, что мониторинг — это процесс бесконечный, спиралевидный, только в этом случае он становится незаменимым инструментом реализации всех функций лидера» [1, с. 24].

По результатам мониторинга, как советует С. В. Сидоров, целесообразно применять технологию ОПР-анализа (анализа опыта, проблем и ресурсов школы). ОПР-анализ помогает лидеру школы спроектировать долгосрочное развитие образовательной организации на основе инноваций, учитывая её особенности.

ОПР-анализ предполагает градацию опыта работы педагогического коллектива и распределение материального обеспечения школы. Данная технология реализуется на основе прямых и обратных связей. ОПР-анализ позволяет определить новые цели и перейти к планированию.

Лидер-руководитель образовательной системы может использовать технологию коллективного планирования, в основу которой положен инструмент «стрела планирования» (Е. В. Горохова, О. Б. Коновалова).

Коллективное планирование позволяет сформировать «банк» базовых заданий, выполнение которых гарантированно приведет к достижению запланированной цели. Кроме того, коллектив должен стать группой единомышленников, каждый из которых четко представляет общую работу и свою роль в ней. Сюда же можно отнести технологию ПИТ, то есть поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества (технология ПИТ), заключающуюся в определении, создании и усовершенствовании необходимых условий для формирования, выдвижения и актуализации эффективных инновационных идей субъектами инновационной деятельности, то есть членами педагогического коллектива (единомышленниками). Управленческая поддержка здесь осуществляется через реализацию комплекса мер по активизации и стимулированию инновационной деятельности. Она включает несколько стадий: возникновение идеи — её выдвижение — разработка проекта — апробация — внедрение (в случае успешной апробации) [3, с. 28].

Важно отметить, что применение данных технологий возможно при благоприятном психологическом климате в педагогическом коллективе. Психологический климат коллектива — это «эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и реализуются межличностные и групповые потребности» (Слизкова, Е. В.) [4, с. 97].

Обязательными условиями формирования положительного психологического климата являются единство коллектива, солидарность его членов друг с другом, их совместимость. Ведь группа педагогов, которые не могут сотрудничать между собой, не способна поставить единые цели и идти к ним. В таком коллективе неизбежно будут возникать конфликты, в которые со временем будут вовлечены и другие работники образовательной системы, что, в свою очередь, негативно скажется на психологическом климате образовательной организации. Поэтому при расстановке кадров необходимо учитывать данный фактор, для эффективности работы и для благополучия психологического климата коллектива образовательной организации.

Ряд ученых считает, что функционирование коллектива должно начинаться с лидера-руководителя школы. Успешность функционирования образовательной организации прямо пропорциональна сработанности сотрудников школы — только так совместная работа всех членов коллектива будет высоко продуктивна. Другими словами, сработанность, это эффективность именно совместного труда и согласованности действий между всеми участниками коллектива и субъектами образования.

Дисциплина тоже служит важным инструментом и обязательным условием увеличения производительности педагогического коллектива, отсутствие дисциплины послужит отсутствием, как самого коллектива, так и отсутствием условий для формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации. Меры, необходимые для формирования и поддержания дисциплины можно определить исходя из стиля руководства педагогическим коллективом.

Руководители стремятся создавать и поддерживать в коллективе твёрдую, сознательную дисциплину. Такая дисциплина устанавливается не посредством выговоров и увольнений, а через выдвижение справедливых требований, которые мотивируют людей к деятельности. В любом коллективе, помимо формальных, формируются и неформальные структуры, строящиеся на расположении друг к другу или, наоборот, на антипатии, взаимной «неприязни». Если в неформальной структуре возникнет конфликт, он со временем может переместиться в формальные отношения, что негативно скажется на продуктивности образовательной системы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив.

Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). У руководителей школ возрастает потребность в информации как пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. В этой связи использование технологий реализации функций лидера позволит значительно повысить продуктивность решения задач управления.

Литература:

  1. Бурдакова, О. П. Технологический подход в управлении школой / О. П. Бурдакова // Царскосельские чтения. 2021. № 4. С. 23–27
  2. Семенов, Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика. / Семенов Ю. Г. — Москва: Логос, 2006. — 256 с.
  3. Сидоров, С. В. Управление процессами в школьном инновационном менеджменте: науч.-метод. пособие / С. В. Сидоров; под ред. С. А. Репина. — Шадринск: Шадринский Дом печати, 2007. — 95 с.
  4. Слизкова, Е. В. Управление образовательными системами. Технологии внутришкольного управления / Е. В. Слизкова, Е. В. Воронина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 182 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, педагогический коллектив, образовательная система, психологический климат коллектива, стратегическое проектирование, технология ПИТ, благоприятный психологический климат, инновационная деятельность, коллективное планирование, неформальная структура.


Ключевые слова

функции лидера, лидер образовательной организации, технологии управления, ОПР-анализ, технология ПИТ

Похожие статьи

Задать вопрос