Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долгова, А. Т. Приобщение детей раннего дошкольного возраста к устному народному творчеству посредством проектной деятельности / А. Т. Долгова, Т. В. Холодулина, И. А. Мишагина, Т. П. Бердяшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107474/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова : патриотизм, культурное прошлое, национальное наследие, устное народное творчество, потешки, колыбельные, ранний возраст, развитие речи.

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. [10]

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. [11]

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. [10]

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. [10]

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. [12]

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, сказок привлекает детей, вызывает желание повторять, запоминать, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. [11]

Исследовательски-творческий проект «Устное народное творчество: потешки, прибаутки, колыбельные песни» расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей с устным народным творчеством.
  2. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
  3. Использовать фольклорные произведения в повседневной жизни.
  4. Знакомить детей с окружающим миром — природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  6. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Предполагаемые результаты: дети научатся внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок, заучивании потешек, дети будут знать колыбельные песни, использовать их в своей деятельности, быту, будут понимать важность колыбельных песен в современной жизни, сохранении народных традиций.

Для реализации проекта был разработан план мероприятий, который был составлен таким образом, чтобы каждый ребенок и его родитель смогли активно участвовать и сотрудничать в процессе образовательной деятельности.

Проект ориентирован на детей раннего возраста и их родителей.

Реализация проекта проходила в 3 этапа, с октября 2022 года по апрель 2023 года.

1 этап. Подготовительный (октябрь)

Октябрь

  1. Постановка целей и задач по данной теме.
  2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

2 этап. Основной (ноябрь-март).

Ноябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

  1. Разучивание и проговаривание потешек.
  2. Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детской художественной литературы с разными жанрами фольклора.

Декабрь

Изучение темы: «Роль колыбельных песен в развитии детей младшего возраста»

Беседа «Ходит сон близ окон».

Слушанье разных видов колыбельных.

Чтение и заучивание колыбельных песен.

Пение колыбельных песен.

Музыкально — ритмические движения под музыку различного характера.

Консультация «Хлеб насущный и колыбель рядышком стоят, хлеб питает тело, а колыбель — душу!».

Изготовление памяток для родителей.

Тематический вечер «Магия колыбельных».

Ручной труд: «Изготовление куклы — пеленашки».

Совместное оформление альбома «Колыбельная от мамы».

Январь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактические игры «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы: «Настольно — печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)»

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Изготовление настольно — печатных игр по русским народным сказкам (пазлы по сказкам и потешкам)

Март

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

  1. Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)
  2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая колыбельная песня»

3 этап. Заключительный (апрель)

Апрель

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста».

Совместно с родителями проводились встречи, в процессе которых были намечены ориентиры последующей совместной работы: сбор материалов по художественной литературе, изготовление настольно-печатных игр, организация мастер-классов. Созданные условия для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, что сформировало положительное отношение друг к другу. [13] И как итог проведенных мероприятий была оформлена выставка «Баю-баиньки» с картотекой и литературой разных форм устного народного творчества. А также организован мини-музей «Игрушечная Россия», где были представлены куклы в русских костюмах, куклы тряпичные и из соломы.

Основной формой работы с детьми являлась организованная образовательная деятельность. Использовались комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ООД. Особое место в педагогическом процессе занимало речевое развитие. Была предусмотрена работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. А также большое место отводилось народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. [13]

Особое значение отводилось знакомству детей с народными играми. Все игры были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, исходя из тематики проекта. Знакомство с игрой проходило через различные виды деятельности и охватывало все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строилась в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом. [13]

При тесном сотрудничестве детей и родителей был организован тематический вечер «Магия колыбельных», в ходе которого было рассказано о главной цели колыбельных, об истории русской колыбельной песни и о том, как же правильно ее петь.

И в заключение была проведено фольклорно-игровое развлечение «В гостях у Хозяйки», в котором дети младшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказывали потешки, отгадывали загадки, пели колыбельные и водили хоровод, в сопровождении народных игр, где главным героем была Хозяйка.

Ценность данного опыта работы заключается в том, что проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русскому слову и культуре. В ходе проделанной работы дошкольники получили обширные знания об устном народном творчестве. У детей расширился и обогатился словарный запас. Данная форма работы помогла ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствовала раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них сформировалось чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе. [13]

Литература:

  1. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 304 с.
  2. Зацепина, М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/ М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  3. Измайлов, А. Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А. Б. Измайлов. — Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007. -319с.
  4. Гавриленок В. С. «Со светом по Свету. Часть 1. Пособие для ведущих хороводно-игровых праздников» / — Орел: С. В. Зенина, 2016.—128 с.:ил.
  5. А. Климов. Основы русского народного танца, Москва, 2004.
  6. М. Мурашко. Формы русского танца, Москва, 2006.
  7. Т. Казаринова. Хороводы и кадрили пермской области, Пермь, 2002.
  8. Т. Васильева. Секрет танца, Санкт — Петербург, 1999.
  9. Коломийченко Л. В. «Концепция и программа социально-оммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС», М., Сфера, 2019.
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/05/27/rasvitie-rechi-u-doshkolnikov-posredstvom-folklora
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/hudozhestvennaya-literatura/2023/09/05/proekt-trud-v-russkih-narodnyh-skazkah
  12. https://infourok.ru/proekt-chudesniy-korob-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3308614.html
  13. https://moluch.ru/archive/108/25907/
Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, ребенок, сказка, игра, ранний возраст, родитель, младший дошкольный возраст, организованная образовательная деятельность, ранний дошкольный возраст, родной язык.


Похожие статьи

Задать вопрос