Специфика конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мустафаев, М. З. Специфика конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления / М. З. Мустафаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 351-352. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107559/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье раскрываются особенности конституционно-правовой ответственности в рамках местного самоуправления. Автором уделено внимание вопросу соотношения муниципально-правовой ответственности с конституционно-правовой. Раскрыты основные подходы к пониманию правовой природы муниципально-правовой ответственности и его места в системе юридической ответственности нашей страны.

Ключевые слова : конституционно-правовая ответственность, местное самоуправление, вид юридической ответственности, категория муниципального права.

Конституционно-правовая ответственность в сфере местного самоуправления играет важную роль в муниципальном праве нашей страны. В основе муниципально-правовой ответственности лежат нормы Основного закона нашей страны [1], которые оказывают значительное влияние на становление данного правового института.

Проблематика выделение муниципально-правовой ответственности и ее соотношение с конституционно-правовой является дискуссионной в научной литературе [2, с. 17].

В научной литературе можно выделить четыре позиции относительно природы муниципально-правовой ответственности и ее соотношения с конституционно-правовой.

Сторонники первого подхода указывают, что муниципально-правовая ответственность является отдельной категорией, не связанной с конституционно-правовой ответственностью. Ученые обосновывают свою позиции тем, что муниципально-правовая ответственность имеет отличный от конституционно-правовой ответственности субъектный состав; мер ответственности; процедуры привлечения [4, с. 34] и т. п. Эта позиция активно поддерживается в последние годы в трудах И. И. Томиловой и Е. А. Школяренко [5, с. 27].

Сторонники второго подхода отмечают, что муниципально-правовая ответственность не является отдельной категорией ни муниципального права, ни конституционного права. Ученые считают, что в рамках муниципально-правовых отношений ответственность является междисциплинарной категорией, т. е. раскрытие ответственности возможно при помощи различных разновидностей юридической ответственности. В частности, такой позиции придерживается С. С. Мялковский в своем диссертационном исследовании [6, с. 6–7].

Достаточно многочисленной являются сторонники третьего подхода, согласно которой выделение отдельно муниципально-правовой ответственности признается неуместным. Ученые считают, что муниципально-правовая ответственность является разновидностью конституционно-правовой ответственности [2, с. 77].

Сторонники четвертого подхода считают, что муниципально-правовая ответственность является отдельной разновидностью юридической ответственности наравне не только с конституционной, но и гражданской, уголовной, финансово-правовой и [7, с. 36] т.п.

Представляется, что следует признать самостоятельный характер муниципально-правовой ответственности. С другой стороны, требуется разграничивать муниципально-правовую от конституционно-правовой ответственности. Притом необходимо это делать не только по субъектному составу, но и объектам.

По мнению А. В. Филипповой объектом конституционного правонарушения выступают:

Во-первых, общественные отношения, которым был причинен ущерб;

Во-вторых, нормальный порядок реализации общественных отношений, которые находятся под угрозой в результате совершения конституционного правонарушения [8, с. 32].

Представляется, что реализация мер конституционно-правовой ответственности имеет четкую цель, а именно защита конституционных правоотношений, которые, прежде всего, связаны с реализацией публичной власти [9, с. 44]. С другой стороны, меры муниципально-правовой ответственности имеют четкую направленность — решение задач, возложенных на местные органы власти и которые находятся в их исключительной компетенции.

Концептуально санкция как элемент правовой нормы выступает обеспечительным механизмом ее регулирующего воздействия на общественные отношения. При отсутствии норм-санкций немыслимой представляется обязательность соблюдения и исполнения нормативных предписаний закона или иного правового акта.

Таким образом, конституционно-правовая ответственность играет самостоятельную и важную роль в системе местного самоуправления и является исходной для возникновения муниципально-правовой ответственности, поскольку любое муниципальное правонарушение посягает на конституционные основы государства и публичной власти.

В заключение следует отметить, что исследование проблем, затронутых в настоящей статье, в ближайшие годы будет представлять актуальный объект для научного осмысления, в свете вступивших в силу поправок к Конституции Российской Федерации, в части вхождения органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти в нашей стране.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. — № 237. — 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Актуальные вопросы развития публичного права: учебное пособие для магистров / И. В. Бондарчук, Е. В. Евсикова. И. С. Еремина [и др.]; под редакцией д. ю.н., проф. М. И. Никулина, д.ю.н., доцента С. А. Трофимова — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023 С. 45.
  3. Мокеев М. М. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: автореф. дис.... канд. юрид. наук / М. М. Мокеев. — Саратов, 2003. — 29 с.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 1 июля 2021 года № 289-ФЗ) // Собрание законодательства российской Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.07.2021.
  5. Долгополова М. С. Муниципально-правовая ответственность: проблемы правового регулирования и реализации: Дис.... канд. юрид. наук / М. С. Долгополова. — Тюмень, 2005. — 214 с.
  6. Томилова И. И., Школяренко Е. А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой ответственности и конституционно-правовой ответственности / И. И. Томилова, Е. А. Школяренко // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2021. — № 2. — С. 27–29.
  7. Мялковский С. С. Юридическая ответственность и местное самоуправление в Российской Федерации: теоретические и правовые аспекты: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / С. С. Мялковский. — Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  8. Смирнова Ю. М. Необходимость институализации муниципально-правовой ответственности в современной юридической науке / Ю. М. Смирнова // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2013. — № 4. — С. 35–39.
  9. Филиппова А. В. Границы муниципально-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности / А. В. Филиппова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 11. — С. 30–35.
  10. Чаннов С. Е. Развитие конституционной ответственности депутатов представительных органов власти / С. Е. Чаннов // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 4. — С. 41–47.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципально-правовая ответственность, конституционно-правовая ответственность, местное самоуправление, юридическая ответственность, публичная власть, конституционное правонарушение, научная литература, отдельная категория, субъектный состав.


Похожие статьи

Задать вопрос