Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Н. А. Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи / Н. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107279/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинематографа, а также рассмотрен такой новаторский механизм как «фильмотерапия», благодаря чему фильмы и кино становятся источником вдохновения, идей, понимания и идентификации для молодого поколения.

Ключевые слова: кино, воспитание, молодежь, произведение кинематографа, нравственность, культура будущего поколения.

Общество сегодня сталкивается с проблемой, которая связана с культурой молодого поколения, нравственным обликом и эстетической воспитанностью как сущностью будущего поколения этноса. Молодежь сегодня представляет собой один из ключевых периодов становления личности, а именно формирование и становление мировоззрения на мир и свое место в нем. В связи с чем, вопрос о нравственном воспитании молодого поколения представляет собой актуальный вопрос для современного социума, в частности при использовании различных современных технических механизмов. Так, именно произведения кинематографа могут играть значительную роль в вопросе социализации, в частности в нравственном воспитании молодежи. Кинематограф представляет собой мощный и эффективный инструмент нравственного воспитания молодежи. Фильмы способны не только развлечь, но и прививать ценности, формировать у молодых людей понимание правильных принципов и моральных норм [4, с. 18–19].

Рассмотрим теоретическую сторону поставленной актуальной проблемы исследования. Роль киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания занимает особое место по мнению многих ученых [5, с. 171]: кино способно влиять на мысли, ценности, эмоции своих зрителей. Кино может помочь формированию позитивных моральных устоев и нравственных принципов, а также развить эстетический вкус и критическое мышление [3, с. 59–61]. В своем исследовании А. Ю. Русаков справедливо указывает, что «киноискусство может передавать истории о героях, их борьбе с неправдой, трудностями и победами» [7, с. 110–111]. Считаем верным согласиться такую позицию и дополнить, что такие фильмы воспитывают в зрителях чувство справедливости, сопереживания и мотивируют к деятельности, а также указанное кино может прорабатывать этические дилеммы и сложные моральные вопросы, помогая зрителям размышлять и принимать осмысленные решения.

М. А. Новоселова отмечает, что «киноискусство развивает эстетическую чувствительность, предлагая зрителям разнообразные образы, композиции, цветовые схемы и звуковые решения, что впоследствии учит личность развивать эстетический вкус, учиться видеть красоту и глубину в искусстве» [6, с. 128–129]. Следовательно, благодаря кино молодежь сможет развивать свой эстетический вкус, а также будет учиться видеть красоту, истину, добро в искусстве (базовые критерии искусства).

В своих исследованиях Т. И. Кожокару определяет, что «важным элементом киноискусства становится критический анализ фильмов, а именно их разбор с точки зрения их этического, эстетического и содержательного содержания помогает зрителю развивать критическое мышление и формировать собственное мнение» [2, с. 121]. Такая позиция представляется нам справедливой и обоснованной, ведь это поможет молодежи ознакомится с ключевыми аспектами, а также позволит быть внимательным к медиа-воздействию, идентифицировать и анализировать скрытые мотивы и сообщения в кино и других медиаформатах, что особенно актуально в современном обществе и ведениях информационных войн в медиа-поле.

Следовательно, киноискусство играет важную роль в системе нравственно-эстетического воспитания, способствуя формированию моральных ценностей, эстетического вкуса и критического мышления у зрителя. Оно помогает развивать эмоциональный и интеллектуальный потенциал человека, делая его более всесторонне развитым и готовым к осмысленной жизни.

Необходимо сказать, что, помимо формирования художественного вкуса, кино как важнейшая социально-психологическая сила способно освобождать человека от комплексов, фобий, фрустраций и напряжения, связанного с теми или иными психологическими и социальными проблемами, это своеобразная арт-терапия — фильмотерапия [8, с. 39]. Продолжая данную тему необходимо отметить, что кино действительно может иметь положительное влияние на молодежь, помогая им преодолеть комплексы, фобии, фрустрации и напряжение, связанное с различными психологическими и социальными проблемами. Рассматривая идею фильмотерапии необходимо рассмотреть, какую идею закладывали ученые-педагоги в данный комплекс мероприятий как социально-педагогический механизм реализации. Фильмотерапия основана на идее о том, что фильмы могут быть использованы как средство для обсуждения и изучения эмоциональных и психологических тем [1, с. 7–9]. Значит, именно кино сможет стать базовой основной для молодого поколения, чтобы осознать и проанализировать свои эмоции и опыт.

Ученые отмечают, что фильмотерапия выступает «эффективным инструментом для работы с подростками, так как кино предоставляет визуальные образы и рассказы, которые могут легче проникнуть в их сознание и вызвать эмоциональную реакцию» [8, с. 40]. Таким образом, можно отметить, что действительно фильмы и кино становятся источником вдохновения, идей, понимания и идентификации для молодого поколения. Так, в процессе просмотра фильма молодежь может увидеть личные проблемы, либо конкретные темы и поля ответственности, которые их интересуют или так или иначе затрагивают в конкретно сложившейся ситуации. Следующим важным этапом в фильмотерапии становится обсуждение и анализ просмотренного кинофильма вместе с другими, либо непосредственного с педагогом [4, с. 87–90]. И уже в таком контексте кино становится средством для разговора о сложных и эмоциональных темах, позволяя молодежи выразить свои чувства, идеи и мнения.

Благодаря фильмотерапии молодежь может выработать новые пути мышления и поведения, а также научиться эмоциональной саморегуляции. Одновременно с этим фильмотерапия ориентируется и способствует развитию социальных навыков, улучшению коммуникации и созданию более глубоких и интимных отношений. Такой подход описан в научном труде О. В. Чурсиновой, которая опубликовала статью, указав, что «фильмотерапия способствует молодежи стать более осознанными, самостоятельными и импульсивными, а также научиться справляться с жизненными вызовами и строить свою личную и социальную идентичность» [8, с. 41]. С таким подходом справедливо будет согласиться, ведь молодежь зачастую обладает такими качествами как импульсивность, максимализм и эмоциональность, что безусловно влияет на течение и темп ее жизни. Однако важно отметить, что фильмотерапия должна проводиться опытным и квалифицированным специалистом [1, с. 8]. Безусловно, это обусловлено тем, что именно педагог может точно определить какие фильмы подойдут конкретной группе молодежи. Вместе с тем, обосновано отметить, что фильмотерапия не должна применяться в отрыве от других форм работы педагога с молодым поколением, то есть подход должен быть комплексным.

Подводя итоги, отметим: чтобы использование кинематографа было эффективным для воспитания нравственной молодежи, важно проводить критический анализ фильмов, с которыми молодежь взаимодействует, и создавать условия для обсуждения нравственных вопросов. Кино может быть мощным инструментом, но его воздействие должно сопровождаться разумной рефлексией и обсуждением, чтобы помочь молодежи развивать собственные нравственные ценности и критический взгляд на мир.

Литература:

  1. Ионова М. С., Резепова Н. В., Курдюкова А. А. Кинотренинг как средство развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. № 1. С. 1–13.
  2. Кожокару Т.И К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4 (44). С. 118–141.
  3. Люлюшин А. А., Плеханова Л. П. О проблемах патриотического воспитания современной молодежи средствами киноискусства (на примере деятельности липецкого киноклуба «ностальгия») // Гуманитарные исследования России. 2023. № 2 (27). С. 58–67.
  4. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. — М.: Онтопсихология, 2020. — 384 с.
  5. Наркевич Н. И. Роль киноискусства в нравственном формировании личности // Высшее техническое образование. 2009. № 8. С. 170–172.
  6. Новоселова М. А. Взаимодействие и взаимовлияние двух художественно-эстетических структур кино и музыки // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 127–130.
  7. Русаков А. Ю. Отечественное киноискусство великой отечественной войны: «каждый фильм — удар по врагу» // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. № 2 (85). С. 109–120.
  8. Чурсинова О. В. Кинотерапия: возможности применения в групповой и индивидуальной работе с подростками // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–1. С. 38–41.
Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, кино, молодежь, эстетический вкус, критическое мышление, нравственно-эстетическое воспитание, критический анализ фильмов, нравственное воспитание, нравственное воспитание молодежи, эффективный инструмент.


Ключевые слова

воспитание, нравственность, молодежь, кино, произведение кинематографа, культура будущего поколения

Похожие статьи

Задать вопрос