Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Деревенская, В. О. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников / В. О. Деревенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107267/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящей статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация младших школьников», а также предлагает собственное определение указанного термина. В ходе исследования были выявлены условия, которые могут способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников. Кроме того, были рассмотрены педагогические условия, которые необходимо создать педагогу для формирования учебной мотивации среди школьников младших классов.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, комплекс условий мотивации, учебная деятельность.

Современные тенденции развития отечественного образования обусловливают актуальность и важность изучения учебной мотивации младших школьников для понимания процессов обучения и развития детей. В современном образовании акцент смещается от традиционного обучения к более гибким и персонализированным подходам, следовательно, понимание мотивации младших школьников может помочь разработать инновационные образовательные программы, учитывающие их потребности и интересы. Учебная мотивация связана с развитием личности ребенка, благодаря изучению педагогический условий формирования учебной мотивации становится возможным обозначить понимание, какие ценности, интересы и убеждения формируются у детей в процессе обучения, и как это влияет на их будущее развитие. Благодаря полученным результатам исследования современные педагоги смогут использовать результаты исследований учебной мотивации младших школьников для разработки более эффективных методик обучения, мотивационных стратегий и создания более поддерживающей образовательной среды.

Исследование необходимо начать с определения понятия «мотивация учебной деятельности». Т. В. Газизова и Т. Н. Кочеткова определяет указанный термин как: «цепочка периодически изменяющихся отношений друг с другом, вызывающая потребности в обучении у школьников, поэтому, становление мотивации учения положительной или наоборот отрицательной по отношению к учебной деятельности изменяет свою структуру» [2, с. 98–99].

В свою очередь, А. К. Маркова определяет, что учебная деятельность представляет собой три типа возможных отношений [5]:

— отрицательная;

— нейтральная;

— положительная.

М. Ж. Раимбердиева определяет «учебная мотивация младших школьников — это процесс, который требует внимания и поддержки со стороны учителей, родителей и других взрослых» [7, с. 310–311].

Таким образом, можно представить авторское определение «мотивация учебной деятельности» — важный аспект образовательного развития, который может создать положительную учебную среду, в которой дети будут мотивированы учиться и развиваться.

Формирование учебной мотивации у младших школьников — важный аспект их образовательного развития. Учебная мотивация может быть внутренней (интрансеквальной) и внешней (экстрансеквальной) [4, с. 38–39]. Внутренняя мотивация связана с интересом к учебе и удовлетворением от самого процесса обучения, в то время как внешняя мотивация связана с внешними стимулами, такими как похвала учителя или наказание [3, с. 41–42]. Вот некоторые условия, которые могут способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников.

  1. Создание интересных и разнообразных учебных заданий: уроки должны быть интересными и понятными для детей. Разнообразные методы обучения, использование игр, практических заданий и творчества могут помочь привлечь внимание и интерес учеников.
  2. Поддержка и похвала: похвала и поддержка со стороны учителей и родителей могут мотивировать детей. Поощрение усилий и достижений может стимулировать учебную активность.
  3. Учет потребностей и интересов учеников: учителя должны учитывать потребности и интересы каждого ребенка, создавая индивидуальные условия для обучения.
  4. Поддержка самостоятельности: поощрение самостоятельности и ответственности за учебу может помочь младшим школьникам чувствовать себя более вовлеченными в учебный процесс.
  5. Создание положительной атмосферы в классе: дружелюбная и поддерживающая атмосфера в классе может способствовать учебной мотивации.
  6. Участие родителей: родители могут играть важную роль в формировании учебной мотивации своих детей. Они могут поощрять, поддерживать и участвовать в учебных делах ребенка.
  7. Учитывать индивидуальные особенности: учителя должны учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, включая их способности, стили обучения и уровень развития.
  8. Установление целей и ожиданий: четкое определение целей и ожиданий от учебы может помочь младшим школьникам понимать, почему они учатся.
  9. Создание позитивных ролей: учителя могут создавать положительные роли и примеры для детей, которые вдохновляют их на достижение успехов.
  10. Развитие навыков саморегуляции: учебная мотивация может быть усилена, если дети развивают навыки саморегуляции, такие как планирование, организация и управление временем.

Перечисленные некоторые условия, способствующие формированию учебной мотивации у младших школьников, обусловили дальнейшее исследование и изучение педагогических условий, которые необходимо создать педагогу для формирования учебной мотивации среди школьников младших классов. Первым педагогическим условием стоит отметить развитие позитивного отношения к учению, когда педагог должен именно формировать положительное отношение к учебе у детей, что возможно достигнуть через информацию о значимости учебных навыков и знаний, использование позитивного подхода к оценке успехов и стимулирование самооценки [3, с. 35–38]. Не менее важным условием становится использование интересного и вариативного учебного материала, и задания, когда учение должны видеть, что учебный материала может быть интересным, практически применимым и имеет большую значимость в их жизни [6, с. 118–119].

Одним из ключевых аспектов в формировании педагогических условий мотивации к учебной деятельности становится использование и привлечение ресурсов и возможностей вне школы: когда педагог должен помочь младшим школьникам понять, что знания и учеба имеют применение не только в школе, но и в реальной жизни [1, с. 41–42]. В данной ситуации необходимо использовать возможности для экскурсий, посещений музеев, лекций, тематических мероприятий, чтобы расширить кругозор учеников и показать им значимость учебы.

Не менее важным становится условие использования поощрения и поддержки, когда педагог должен правильно использовать систему поощрений и посильных наград, чтобы мотивировать учеников к обучению [8, с. 65–66], вследствие здесь важно отметить, что поощрять необходимо усилия и достижения учеников, а не только итоговые результаты.

Таким образом, формирование учебной мотивации младших школьников требует создания положительной и вовлекающей образовательной среды, которая будет способствовать развитию интереса, целеустремленности и радости от обучения. Кроме того, результаты проведенного комплексного теоретического исследования позволили сделать вывод о том, что сформированность мотивации учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от сформированных педагогический условий.

Литература:

  1. Бегиева Б. М. Неуспеваемость младших школьников // Вопросы науки и образования. 2021. № 4 (129). С. 40–44.
  2. Газизова Т. В., Кочеткова Т. Н. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–4. С. 97–101.
  3. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // СПЖ. 2016. № 62. С. 38–52.
  4. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С. 33–46.
  5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, А. Т. Матис, А. Б. Орлов. — Москва: Просвещение, 1990. 191 с.
  6. Петунин О. В. Отбор содержания изучаемого материала и проблема мотивации старшеклассников к учебной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 117–121.
  7. Раимбердиева М. Ж. Формирование учебной мотивации слабоуспевающих учеников // Вестник науки. 2023. № 6 (63). С. 308–312.
  8. Шевенько Г. А. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 34. С. 64–69.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, школьник, ребенок, формирование, интерес учеников, образовательное развитие, педагог, сторона учителей, указанный термин.


Ключевые слова

младшие школьники, учебная деятельность, учебная мотивация, комплекс условий мотивации

Похожие статьи

Задать вопрос