Как помочь ребёнку развивать речь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.11.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Раззоренова, И. В. Как помочь ребёнку развивать речь / И. В. Раззоренова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107203/ (дата обращения: 05.05.2024).



Почему дети не говорят? Есть причины для этого. Если ребёнок не заговорил к трём годам, то надо бить тревогу. Обратите внимание, если ребёнок:

— не разговаривает, мычит или произносит отдельные звуки;

— не отвечает на вопросы, не понимает обращенную к нему речь;

— коверкает, глотает звуки, переставляет или пропускает слоги, слова;

— не воспринимает горшок, «ходит» только в памперсы;

— нарушен прием пищи, ест только одно «любимое» блюдо, отказывается пробовать новые;

— при просьбе повторить или сказать слово проявляет агрессию, появляется истерика;

— до 2-х лет развивался активно, далее перестал использовать слова, которые уже знал;

— снова перестал ходить на горшок.

Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается ещё в утробе матери. Высшая психическая функция. Можно сказать, «королева» всех функций. Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития. Начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной, далее следует сенсомоторное развитие, после -перцептивно-моторное развитие и так далее.

К сожалению, иногда какой-то из этапов развития ребенка, необходимый для полноценного формирования речи, пропускается или недостаточно отрабатывается. И тогда проблем не избежать.

Взрослые могут и должны помочь ребенку с развитием речи.

Одна из причин — это проблемы со здоровьем у ребёнка. Тут надо найти квалифицированных специалистов: логопеда, невролога, дефектолога, психолога, психотерапевта, обратиться за помощью и вам помогут. Надо искать причину, почему ребёнок не говорит и её решать. Сама речь не появиться, если не решать проблемы.

Ещё одна из причин — это малое общение с ребёнком. Очень много взрослые замещают своё общение с ребёнком — гаджетами. Когда дети просматривают мультфильмы, играют в какие-нибудь игры на телефоне, планшете и т. д., они не учатся говорить, а только смотрят. А попробуйте забрать у ребёнка телефон, как правило, с его стороны начинается агрессия, истерика, капризы. У таких детей есть проблемы в общении со сверстниками, они не могут найти себе занятие, игру, договорится с другими детьми, потому что они привыкли к телефону, для них это любимая игрушка, а её отобрали и другому времяпрепровождения его не научили. Вот и идёт задержка умственного развития, а соответственно и речи. Не давайте детям гаджеты, им это не нужно, им надо общение, говорите с ребёнком как можно больше, читайте книжки, рассматривайте картинки, делайте поделки, рисуйте картинки. Идёте по улице- рассматривайте, что находится вокруг: какого цвета машинки, листики, травка, увидели собачку — рассмотрите из чего она состоит: ушки, хвостик, лапки и т. д., какие звуки издаёт. Проводите время с пользой, а то ребёнок едет в коляске, на велосипеде и смотрит не по сторонам, а в телефон, ему не интересно, что делается вокруг него, хотя ребёнок от природы любопытен, ему интересно, что делается вокруг него, но родители замещают окружающий мир ребёнка телефоном, пусть разговаривает с мамой, папой, другими детьми, играет с песком, нюхает цветочки и т. д. Идёте готовить на кухню, ребёнка берите с собой. Покажите ему яблоко, морковку, огурец и т. д., скажите, что это, то, что можно попробовать, дайте попробовать, охарактеризуйте каждый: морковка-сладкая, лимон-кислый и т. д.

Надо помочь ребёнку развиваться и стать успешным в его начинаниях. Пошли вы на кухню лепить пельмени, пирожки, печь печенье, дайте ребёнку тоже тесто, пускай лепит, что ему нравится. Это не просто так -лепка из теста, а развитие мелкой моторики рук, что влияет на развитие умственных способностей.

Поиграйте с детьми, с тем, что есть под рукой: возьмите любые предметы, сначала три и постепенно увеличивайте количество, например: ложка, кружка, яблоко, ребёнок закрывает глазки, а взрослый прячет один предмет или меняет местами, ребёнок открывает глазки и объясняет, что изменилось. Другой вариант этой игры: «Что лишнее?» Убирается лишний предмет и объясняется почему. Например: лишнее-яблоко, т. к. мы его едим, это фрукт, а другое — это посуда.

Хочу предложить некоторые рекомендации для успешного развития вашего ребёнка.

— Для развития ориентировки, логически мыслить, полезно выполнять такие задания, например:

— Очень полезна гимнастика для глаз — это эффективная и простая помощь при переутомлении зрения, тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазами. Гимнастика для глаз помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения.

— Графомоторные дорожки — это не только развитие мелкой моторики рук, эта работа требует серьёзной работы мозга и свободных скоординированных движений кистей рук малыша. Графические прописи применяют логопеды в работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно и в детском саду, и дома. Работа двумя руками одновременно развивает оба полушария головного мозга. Это влияет на развитие умственных способностей, а соответственно и речи.

— Пальчиковая гимнастика учит правильно концентрировать внимание и правильно его распределять. Стимулирует развитие речи ребёнка. Развивает мелкую моторику рук. Можно, чтоб ребёнок повторял движения пальцев за взрослым, а можно делать под стихотворную форму, например:

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Покрутить большим пальцем)

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

(Поочерёдный массаж остальных пальцев руки)

— Раскрашивание играет много ролей в развитии дошкольника- развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики рук, воспитание работоспособности, терпеливости, аккуратности, чувства цветовой гармонии, стимулирует любознательность. Можно предложить сначала обвести изображение по контуру, а потом раскрасить, например:

Очень полезна артикуляционная гимнастика. Её цель- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Например, такие упражнения:

Для успешного развития ребёнка можно заниматься по книгам серии «Школа семи гномов», эта серия разработана для занятия с детьми по возрастам.

Также вам поможет литература: книги Жуковой Н. С. «Я говорю правильно», «Уроки логопеда»; Жуковой Олеси «Учим малыша думать»; Гавриной С. Е., Топорковой И. Г., Щербининой С. В., Кутявиной Н. Л. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3–6 лет»; Трясоруковой Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

А самое главное, читайте детям книжки с яркими картинками, рассматривайте их, и будет у вашего ребёнка развитие речи, он будет пополнять свой словарный запас и расширять кругозор. Читать детям — значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственные связи.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика рук, ребенок, Развитие, ваш ребенок, проблема, развитие речи, телефон.


Похожие статьи

Задать вопрос