Проблемы охраны наименования СМИ как средства индивидуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Талипова, Ч. И. Проблемы охраны наименования СМИ как средства индивидуализации / Ч. И. Талипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107041/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье автор рассматривает актуальные проблемы, связанные с охраной наименования средств массовой информации в Российской Федерации как важного средства индивидуализации.

Ключевые слова: средство индивидуализации, средство массовой информации, наименование СМИ, Российская Федерация.

В Российской Федерации средства индивидуализации представляют собой определенные условные обозначения, такие как изображения, звуковые сигналы и другие элементы, которые используются для выделения юридического лица (индивидуального предпринимателя, организации и т. д.) на фоне остальных.

В соответствии с ГК Российской Федерации объектами средств индивидуализации признаются: фирменное наименование юридического лица; товарные знаки и знаки обслуживания; географическое указание и наименование места происхождения товара; коммерческие обозначения.

На сегодняшний день охрана наименования СМИ (средств массовой информации) как средства индивидуализации может столкнуться с несколькими проблемами, связанными с техническими, юридическими и практическими аспектами. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Общность и уникальность наименования: Некоторые слова или выражения могут быть общими и широко используемыми, что создает сложности в их уникальной охране. Требуется учесть, что наименование СМИ должно быть достаточно отличным от других существующих и зарегистрированных наименований, чтобы избежать путаницы.

Доказательство первоначальности: для успешной охраны наименования СМИ как средства индивидуализации требуется доказать, что данное наименование было использовано в отношении конкретных медиа до его подачи на регистрацию. Это может потребовать предоставления доказательств, таких как публикации, датированные материалы и другие свидетельства.

Процедуры регистрации: не всегда гарантировано, что наименование средства массовой информации будет одобрено для регистрации.

Интернет-домены и социальные медиа: одной из проблем может быть связь между официальным названием СМИ и его присутствием в интернет-доменах и социальных медиа. Необходимо зарегистрировать соответствующие домены и аккаунты, чтобы избежать недоразумений или незаконного использования.

Правовые конфликты: в том случае, если другое лицо утверждает права на аналогичное или похожее наименование средства массовой информации, могут возникнуть юридические споры о праве на использование этого наименования.

Наименование средства массовой информации фактически выполняет функцию индивидуализации, по этой причине его следует признать самостоятельным средством индивидуализации, определив и отграничив его правовой режим от иных средств индивидуализации. Также чтобы успешно охранять название масс-медиа, рекомендуется воспользоваться услугами определенных юридических специалистов, занимающихся интеллектуальной собственностью и торговыми марками, чтобы разрешить потенциальные проблемы и обеспечить эффективную охрану этого средства индивидуализации.

В настоящее время большое количество отечественных масс-медиа развиваются как крупные участники предпринимательских отношений, в следствие чего возник целый ряд споров, самым распространенным из которых считается конкуренция зарегистрированных товарных знаков с наименованиями масс-медиа. В случае возникновения споров между названиями СМИ и зарегистрированными товарными знаками, масс-медиа чаще всего проигрывают их, так как суды склонны принимать решение в пользу товарных знаков. Суды не всегда учитывают, было ли это СМИ зарегистрировано ранее, чем одноименный товарный знак, и какой объем прав на наименование СМИ у лица, учредившего данное средство массовой информации.

Что касается запрета на использование наименования зарегистрированного СМИ другими лицами, то закон «О СМИ» возлагает на регистрирующие органы обязанность предотвращать дублирование наименований. В свою очередь, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 13.06.2023), зарегистрированное СМИ не может быть повторно зарегистрировано в том же или другом регистрирующем органе, а также в случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.

Регистрация названия СМИ в качестве словесного или словесного и изобразительного товарных знаков значительно укрепляет позиции владельца данного СМИ. Однако из смысла Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» вытекает, что право на выпуск СМИ под заявленным при его регистрации названием принадлежит учредителю данного СМИ.

В свою очередь, основания прекращения прав на наименование средства массовой информации (статьи 15, 16 Закона Российской Федерации о СМИ) и товарного знака (статьи 1486, 1512, 1514 Гражданского Кодекса РФ) имеют определенные различия. В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», свидетельство о регистрации СМИ может быть признано судом недействительным в том случае, если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года или если в течение трех месяцев со дня первого выхода СМИ в свет (в эфир) не принят и (или) не утвержден устав редакции или заменяющий его договор.

Вышеуказанное свидетельствует о самостоятельности названия СМИ как средства индивидуализации, что, конечно же, требует конкретного законодательного определения его правового режима, а также закрепления норм о порядке разрешения ситуаций столкновений прав на название СМИ с правами на иные средства индивидуализации.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в связи с быстро развивающимися технологиями возникают новые проблемы охраны наименования СМИ как средства индивидуализации и следующим немаловажным шагом в развитии данной отрасли является поддержка отечественных средств массовой информации в правовом поле.

Литература:

  1. Панкеев И. А. Правовое регулирование СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ООО Издательство «Аспект Пресс», 2020.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» от 14.06.2011 N 142-ФЗ (последняя редакция).
  3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 13.06.2023).
  4. Статья 1225 ГК РФ. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  5. Статья 1232 ГК РФ. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, средство индивидуализации, Российская Федерация, СМИ, наименование СМИ, наименование средства, средство, знак, правовой режим, юридическое лицо.


Похожие статьи

Задать вопрос