Правовые коллизии в деятельности Государственной думы Российской империи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.10.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Севостьянов, В. С. Правовые коллизии в деятельности Государственной думы Российской империи / В. С. Севостьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106969/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данная научная статья исследует правовые коллизии, возникающие в ходе деятельности Государственной думы Российской империи. Анализируется исторический контекст и законодательную базу, определяющую функции и полномочия Государственной думы, а также процесс ее создания. Выявляются основные причины возникновения правовых коллизий. В статье подробно рассматриваются конфликты между Государственной думой и другими органами власти, а также проблемы, связанные с интерпретацией и применением законодательства.

Ключевые слова: правовые коллизии, Государственная дума, представительское собрание, Государственный совет, Основной закон Российской империи.

События первой русской революции 1905–1907 года стали катализатором государственных преобразований в Российской империи. Манифестом от 6 августа 1905 года Николай II учредил государственную Думу, которая должна была действовать, как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». [1 с. 151] Дальнейшая работа комиссии по подготовке положения о выборах в Думу комиссии, главой которой был назначен министр внутренних дел Булыгин, под непосредственным председательством Николая II, вызвала протестные настроения, которые в последующем переросли во Всероссийскую стачку. Для успокоения народного недовольства 17 октября 1905 года был издан Манифест, установивший Государственную думу, не как орган законосовещательный, что по своей сути лишило бы его всякой самостоятельности в рамках законодательной деятельности, обесценив саму идею создания, но как законодательный орган власти. Так, было установлено, «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». [2] С. Ю. Витте также подтверждает факт того, что в первом проекте дума задумывалась как орган совещательный. В своих воспоминаниях он пишет: «После опубликования 6-го августа совещательной Думы Булыгина…» [3 с. 509] (курсив автора)

Кроме Государственной думы учреждался Государственный совет, соотносящиеся как нижняя и верхняя палаты. Все правительственные законопроекты, кроме выработанных по инициативе Государственного совета, первоначально вносились в Думу и после одобрения ею передавались в верхнюю палату. [4 с. 3] Это позволило выстроить взаимоотношения между этими государственными органами.

Процедура принятия законодательных актов Российской империи выстроилась таким образом, что для ратификации правовых норм Государственная дума рассматривала, а Государственный совет одобрял, после чего они передавались на утверждения Императору. Однако необходимо отметить, что в Основных законах Российской империи в ст. 7 было отражено, что «Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою». [5] Это показывает, что Император и законодательные органы осуществляют свою деятельность на благо государства, образуя один механизм, однако очевидно, что данная норма неотвратимо умаляет самостоятельность Государственной думы и Государственного совета. Как видно из первоначального проекта реформы, Николай II не мог отдать полную законодательную инициативу в руки подданных, что подтверждает ст. 8: «Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе». [6] Выращенный на принципах абсолютизма и незыблемости своей власти государь не мог добровольно передать свои полномочия выборному органу. Главное подтверждение этому заключается в том, что «императору принадлежит почин по всем предметам законодательства». [7] Из воспоминаний С. Ю. Витте можно увидеть отношение царя к Государственной думе первого созыва: «Это был первый и единственный выход государя императора к представителям народа… Его величество был довольно бледен…» [8 с. 50]

Какие же полномочия были у императора относительно законодательного процесса? Ст. 9 указывает, что «Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения». [9] Т.о. тут указывается ограничение его полномочий, устанавливающее утвердительную функцию, но императорская власть находит для себя способ влиять на законодательную инициативу. Так согласно ст. 79 «министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе», [10] если они являются их членами, а также согласно ст. 58 «Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам» [11]. В ст.64 указывается, что Государственный совет и Государственная дума имеют равные законодательные права, из чего можно сделать вывод о том, что, используя назначаемых лиц, государь мог влиять на законодательную инициативу в свою пользу. Назначая нужных и удобных для него людей, способных лоббировать интересы царской власти, создавалась возможность обойти выборную систему и укрепить позиции двора в представительском собрании.

Также император оставил в своих полномочиях пересмотр Основных государственных законов, это подтверждает ст. 8 «Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе» [12] и ст. 65 «…пересмотра которых принадлежит единственно государю императору». [13] То, что данное право дублируется сразу в двух главах, касающихся основ законодательной власти, демонстрирует абсолютистский настрой Николая II, подчеркивающего, что только ему вверяется возможность изменения Основного закона государства. Однако если придерживаться позиции Кошкидько В. Г., рассматривающего Основной закон Российской империи, как конституцию, но наименее развитого типа, то действительно логичным является закрепление нормы, что только императорская власть могла начать процесс пересмотра данного нормативно-правового акта. [14 с. 74]

Таким образом, анализ Основных законов Российской империи позволяет заключить, что Николай II шел на уступки народу, утвердив созыв Государственной думы и Государственного совета. Однако его абсолютистское мировоззрение не позволило этим органам в полной мере реализовать свой законодательный потенциал.

Литература:

1. Манифест об учреждении Государственной Думы 1905 года, августа 6. //URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01 (дата обращения 5.10.2023)

2. Законодательные акты переходного времени. 1904- 1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Пр. Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. — Изд. 3-е, пересм. и доп. по I сентября 1908 года / Под ред. пр.-доц. Лазаревского. Н.И. — СПб.: Юрид. кн. склад «Право», 1909. — С. 150–151.

3. Демин, В. А. Правила 8 марта // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. С. 508–509.

4. Галай, Ю. Г. Основные законы Российской империи 1906 года и ограничение законодательных полномочий государственной думы / Синяева, Н. А. Пробелы в Российском законодательстве. 2009. // СПС Киберленинка

5. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. // URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 6.10.2023)

6. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. // URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 6.10.2023)

7. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 6.10.2023)

8. Витте, С. Ю. Воспоминания. Царствование Николая Второго. / Опубл.: 1911. Источник: az.lib.ru Т. 2. Г. С. 46–52.

9. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 7.10.2023)

10. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 7.10.2023)

11. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 7.10.2023)

12. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 7.10.2023)

13. Основные Законы Российской Империи/Часть первая. 1906 года. URL: http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01. (дата обращения 7.10.2023)

14. Кошкидько В. Г. Реформы государственного строя России в условиях политического кризиса начала XX века. М., 2003. С. 73–74.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственная дума, Государственный совет, Российская империя, император, верхняя палата, государь, законодательная власть, законодательная инициатива, императорская власть, представительское собрание.


Ключевые слова

Государственная Дума, Государственный совет, правовые коллизии, представительское собрание, Основной закон Российской империи

Похожие статьи

Задать вопрос