Государственные центры профессионального развития педагогов: практический опыт королевства Марокко и возможности его применения в кадровой политике Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Соломаха, М. Е. Государственные центры профессионального развития педагогов: практический опыт королевства Марокко и возможности его применения в кадровой политике Российской Федерации / М. Е. Соломаха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106743/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор исследует особенности динамично развивающейся кадровой политики королевства Марокко. Доказано, что особый акцент здесь сделан на системе обучения и развития педагогов. Данная практика может быть эффективно применена и в Российской Федерации.

Ключевые слова: кадровая политика, образование, развитие педагогов, Марокко, Россия.

На сегодняшний день в королевстве Марокко принят курс на ускоренное развитие системы образования в стране. Данный фактор обусловлен тем, что аутентичное развитие образовательной системы в стране началось после завершения колониального владычества в 1956 году. Ранее, система образования в Марокко осуществлялась по французским методикам и учебникам, а также на французском языке [5, с. 430]. В 1999 году начался процесс реформирования образования в стране, а именно в области кадровой политики [2, с. 90]. В частности, здесь отмечают следующие ее особенности:

— существенное государственное регулирование политики в области образования (в том числе — назначение учителей органами государственной власти);

— наличие профессионального союза для учителей, которые решают актуальные проблемы в сфере образования совместно с органами власти;

— наличие комплексных государственных программ обучения и развития сотрудников, активно задействующих возможности дистанционного обучения;

— наличие региональных центров подготовки учителей и повышения их квалификации;

— государственная программа непрерывного обучения сотрудников системы образования;

— наличие образовательного сообщества наставников.

Представленные особенности кадровой политики особенно интересны для российской практики. Так, несмотря на устойчивое развитие российского образования в прошлом [1, с. 531], на сегодняшний день прослеживается упадок, обусловленный, прежде всего, выбытием сотрудников, отсутствием необходимых компетенций у сотрудников, отставание кадрового состава от современных тенденций [4, с. 116]. Следовательно, имеется определенная проблема в плоскости кадровой политики [3, с. 155].

В рамках кадровой политики Российской Федерации также можно реализовать систему развития сотрудников на государственном уровне — «Государственный центр обучения и развития педагогических работников». Основные особенности функционирования данного центра следующие:

Внедрение государственных центров развития педагогических работников. В рамках данного мероприятия рекомендуется внедрить сеть государственных центров развития и обучения педагогических работников, расположенных в крупнейших городах России (в областных столицах) — «Государственный центр обучения и развития педагогических работников». В рамках данного центра рекомендуется: создать систему взаимодействия с профильными образовательными организациями (студентами — будущими работниками сферы образования); создать бесплатную обязательную систему обучения педагогических работников; создать бесплатную обязательную систему повышения квалификации педагогических работников; создать бесплатную обязательную систему развития педагогических работников, базирующуюся на дистанционных технологиях; создать онлайн и офлайн программы обучения и развития педагогов; создание сообщества талантов; создание программы наставничества.

В данном формате с учетом практики Марокко и географических особенностей Российской Федерации рекомендуется создать единый головной центр в Москве, имеющий представительства в 89 субъектах Российской Федерации. Организационная структура управления центром может выглядеть следующим образом, представленным на рисунке 1.

Организационная структура регионального офиса «Государственный центр обучения и развития педагогических работников»

Рис. 1. Организационная структура регионального офиса «Государственный центр обучения и развития педагогических работников»

Предложенная количественная структура работников центра представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количественная структура работников «Государственного центра обучения и развития педагогических работников»

Должность

Кол-во сотрудников, чел.

директор «Государственного центра обучения и развития педагогических работников»

1

руководитель программ обучения и развития

1

специалист по созданию программ обучения

5

специалист по созданию программ развития

5

руководитель программы управления талантами

1

специалист по созданию программ развития талантов

2

специалист по управлению карьерным ростом талантов

2

руководитель IT-отдела

1

программист

3

руководитель управления комитетами

1

руководитель управления системой наставничества

1

руководитель регионального офиса

89

координатор комитетов

89

координатор наставничества

89

координатор управления талантами

89

координатор программ обучения и развития

89

Итого

468

Следовательно, для воплощения идеи потребуется найм 468 человек.

Затраты на реализацию государственного центра профессионального развития и обучения педагогов составят:

— 12 000 тыс. рублей — ежегодная аренда помещений (90 помещений: 1 головной офис и 89 подразделений);

— 244 764 тыс. рублей — оплата труда персонала с учетом налога.

Следовательно, необходим бюджет в размере 256 764 тыс. рублей.

Представленная структура затрат сравнительно ниже, чем планируемый бюджет на повышение квалификации персонала сферы образования в Российской Федерации, что определяет релевантность внедрения предложенной централизованной системы.

Таким образом, для внедрения в кадровую политику в сфере образования Российской Федерации предложена централизованная государственная система управления обучением и развитием, которая будет направлена на восполнение навыков у педагогов, непрерывного их обучения и развития.

Литература:

1. Баранова, С. К. Кадровая политика в сфере образования / С. К. Баранова. — Текст: непосредственный // Государственное и административное управление в России. — 2020. — № 4. — С. 531–536.

2. Володина, М. А. Образовательная политика в арабских странах как фактор нациестроительства (на примере Марокко, Алжира и Ливана)/ М. А. Володина — Текст: непосредственный // Общественные науки и современность. — 2020. — № 6. — С. 90–102.

3. Поспелова С. А. Проблемы кадровой политики в сфере образования/ С. А. Поспелова. — Текст: непосредственный // Российский человек в «разломе эпох». — 2021. — № 4. — С. 155–156.

  1. Семенов, С. А. Проблемы системы образования современной России / С. А. Семенов, И. И. Антюшев. — Текст: непосредственный // Наследие И. Я. Яковлева в контексте развития образования и духовно-нравственного воспитания. — 2023. — № 3. — С. 116–120.

5. Успанов, И. А. Возможности удовлетворения внутреннего спроса на образование в Марокко / И. А. Успанов, Т. А. Тропникова. — Текст: непосредственный // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». — Москва: Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 2021. — С. 430–436.

Основные термины (генерируются автоматически): кадровая политика, Российская Федерация, Государственный центр обучения, бесплатная обязательная система, работник, развитие, развитие педагогов, государственный центр развития, региональный офис, руководитель управления.


Ключевые слова

Россия, образование, кадровая политика, Марокко, развитие педагогов

Похожие статьи

Задать вопрос