Библиографическое описание:

Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113.

В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности. Основной целью деятельности каждой коммерческой организации является получение прибыли. Показателями, характеризующими эффективность функционирования организации, служат прибыль и рентабельность. При этом каждое предприятие стремится максимизировать прибыль и повысить уровень рентабельности.

Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян [5, с. 218] считают, что «прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы».

На величину прибыли организации влияют различные факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним факторам относятся, такие как: изменение объемов производства; себестоимость продукции; политика ценообразования; качество и ассортимент продукции; эффективность использования ресурсов, которыми располагает предприятие; учетная политика организации, в части оценки материально-производственных запасов, в отношении признания доходов и расходов и т. д.

К внешним факторам, влияющим на величину прибыли организации относятся инфляционные процессы; изменение конъюнктуры рынка, спрос на производимую предприятием продукцию, покупательская способность населения, общие экономические и социальные условия и т. п.

С экономической точки зрения прибыль можно охарактеризовать сложной категорией. При этом, прибыль является показателем, полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции и оказывающим стимулирующее действие для развития организации.

В росте прибыли заинтересованы как непосредственно сама организация, так и государство. Получение предприятием прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности повышает его инвестиционную привлекательность, способствует экономической заинтересованности работников и служит основным источником социального и экономического развития.

Г. В. Савицкая [8, с. 229] отмечает, что «рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [8, с. 229].

Кроме того, Г. В. Савицкая [8, с. 229] показатели рентабельности объединяет в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;

  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем выше ее финансовая устойчивость.

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности.

В процессе достижения данной цели решаются основные задачи:

  • регулярный контроль за формированием финансовых результатов, получением прибыли и ее динамикой;

  • установление влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты организации;

  • поиск резервов и возможностей роста прибыли и рентабельности;

  • разработка мероприятий, направленных на эффективное использование выявленных резервов и возможностей повышения прибыли и рентабельности;

  • контроль за реализацией разработанных мероприятий.

Следует отметить, что организация, работающая неэффективно, не в состоянии решать стратегические задачи, а также развивать свою деятельность. И наоборот, компания, с высокими показателями эффективности имеет широкие возможности не только для текущего функционирования, но и для расширения масштабов в перспективе, привлечения инвесторов и кредиторов.

Основным источником информации для анализа прибыли и рентабельности организации является бухгалтерская отчетность.

Значение анализа прибыли и рентабельности организации заключается в формировании информации для обоснования управленческих решений, планирования деятельности, оценке и контроле выполнения планов. Именно анализ прибыли и рентабельности позволяет повысить уровень планирования. Особая роль при этом отводится выявлению резервов повышения эффективности производства, экономному использованию ресурсов, внедрению достижений научно-технического прогресса, предупреждению излишек затрат. Для эффективного функционирования организации важно своевременно выявлять отклонения и определять их характер, следить за тенденцией развития экономических процессов и явлений, влияющих на показатели прибыли и рентабельности. Положительные влияния необходимо поддерживать, а при выявлении отрицательных, следует оперативно разрабатывать мероприятия, направленные на препятствие развития данной тенденции.

В процессе анализа прибыли и рентабельности организации могут быть использованы различные методы экономического анализа, позволяющие получить количественную и качественную оценку. К таким методам относятся: горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ, а также анализ коэффициентов.

Горизонтальный анализ прибыли и рентабельности позволяет исследовать их динамику во времени, установить закономерности и тенденции. В процессе его проведения определяются темпы роста и прироста отдельных видов прибыли.

Вертикальный анализ прибыли основывается на изучении структуры агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. При этом, исчисляются удельные веса отдельных структурных элементов агрегированного показателя прибыли.

Сравнительный анализ при оценке прибыли и рентабельности состоит в сопоставлении значений аналогичных показателей между собой. В процессе применения данного анализа определяются абсолютные и относительные отклонения сравниваемых показателей. Одними из распространенных в практике являются следующие виды сравнительного анализа:

  • сопоставление показателей прибыли и рентабельности исследуемой организации со среднеотраслевыми и аналогичными показателями предприятий-конкурентов, что позволяет выявить конкурентную позицию по уровню эффективности деятельности;

  • сопоставление фактических показателей прибыли и рентабельности исследуемой организации с плановыми или нормативными, что способствует выявлению отклонений и установлению причин данных отклонений;

  • сопоставление показателей прибыли между подразделениями и филиалами, с целью определения наиболее и наименее эффективных из них.

Факторный анализ прибыли и рентабельности направлен на определение влияния факторов на результативный показатель.

Анализ коэффициентов предполагает соотношения абсолютных показателей между собой, при этом рассчитываются разные относительные показатели, отражающие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли организации. К основным коэффициентам можно отнести группу коэффициентов рентабельности и др.

Процесс управления прибылью и рентабельностью организации основывается на результатах проведенного экономического анализа данных показателей. Существенное значение в этом случае отводится методике проведенного исследования, позволяющей сформировать наиболее исчерпывающую информацию для целей разработки обоснованных управленческих решений и мероприятий по повышению финансовых результатов и эффективности деятельности организации.

Таким образом, анализ прибыли и рентабельности является одним из значимых направлений при поиске путей повышения эффективности функционирования предприятия. От своевременности его проведения, достоверности полученных результатов и оперативности разработки мер, направленных на рост показателей прибыли и рентабельности зависит успешное развитие организации в долгосрочной перспективе.


Литература:

  1. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 536 с.

  2. Бердникова Л. Ф. Методология анализа ресурсного потенциала организации — основа повышения эффективности ее функционирования / Л. Ф. Бердникова // Вестник СамГУПС, 2011. № 1. — с. 126–130.

  3. Бердникова Л. Ф. Система показателей для анализа ресурсного потенциала организации / Л. Ф. Бердникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2010. № 1 — с. 42–44.

  4. Канке А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.

  5. Маркарьян Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — 536 с.

  6. Мельник М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 192 с.

  7. Пласкова Н. С. Экономический анализ: учебник / Н. С. Пласкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 704 с.

  8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 425 с.

  9. Хорин А. Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. — М.: Эксмо, 2006. — 288 с.

  10. Шеремет А. Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., переаб. и доп. — М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2005. — 310 с.

  11. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под ред. проф. Н. В. Войтоловского, проф. А. П. Калининой, проф. И. И. Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2008. — 513 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle