Библиографическое описание:

Панина А. И., Колмакова Т. С. Показатели сердечнососудистой системы студентов из стран Дальнего Зарубежья при адаптации к условиям обучения в российском вузе // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 441-443.

Ключевые слова: адаптация, умственная работа, учебные нагрузки, студенты, сердечнососудистая система, вегетативная нервная система.


Актуальность исследования. Адаптация к условиям обучения в Вузе это процесс, который часто имеет неблагоприятный характер из-за существенного изменения факторов окружающей среды и, в первую очередь, учебных нагрузок [1, с.134, 135]. Адаптация студентов, прибывших из отдаленных мест, обычно протекает более длительно, что обусловлено сменой не только образовательной среды, но и климатических, и бытовых условий [2, с.137, 138]. Студенты, приехавшие в Россию из стран дальнего зарубежья, вынуждены адаптироваться к новой языковой среде, культуре, к социальным и естественным задатчикам биологических ритмов [3, с.112]. В связи с этим эмоциональные и физические нагрузки на организм студентов-иностранцев значительно выше, чем у жителей РФ [3, с.113]. Количество студентов, обучающихся в российских вузах, постоянно растет, поэтому изучение их адаптации к условиям конкретного региона, а также к учебным нагрузкам в зависимости от профилизации Вуза является актуальным [4, с.151,152].

В настоящей работе проведено изучение адаптации граждан стран Дальнего зарубежья к условиям обучения в Ростовском государственном медицинском университете.

Цель исследования. Провести сравнительное изучение адаптации студентов, прибывших из разных регионов мира к условиям обучения в РостГМУ по показателям сердечнососудистой системы.

Задачи исследования. 1). Изучить влияние учебных нагрузок на сердечнососудистую систему студентов 1 курса подготовительного факультета РостГМУ по показателям артериального давления и ЧСС.

2). Изучить особенности вегетативной регуляции частоты сердечных сокращений (ЧСС) иностранных студентов в период адаптации к обучению в Вузе в ортостатической и клиностатической пробе.

Материалы и методы исследования. В связи с тем, что студенты прибыли в Ростов-на-Дону из отдаленных регионов мира, исследование начали через 3месяца после их прибытия в РостГМУ, исключив начальный острый период адаптации к климатическим условиям, новым условиям проживания, характеру питания, языковому и социальному барьеру, а также к учебным нагрузкам и образу жизни [5, с.44, 45]. Через 3 месяца после прибытия в Вуз у студентов измеряли в состоянии покоя в утренние часы перед занятиями и в дневное время после занятий АД и ЧСС, а также ЧСС в ортостатической и клиностатической пробе в утренние и вечерние часы.

Для решения 1 задачи — у иностранных студентов измеряли в состоянии покоя в утренние часы перед занятиями и в дневное время после занятий АД и ЧСС.

Для решения 2 задачи — у иностранных студентов измеряли ЧСС в ортостатической и клиностатической пробе в утренние и вечерние часы.

Артериальное давление и ЧСС измеряли с помощью автоматического прибора «Omron M1 Eco» трехкратно и брали средний показатель.

В обследовании приняли участие 77 студентов из разных регионов мира, которые были объединены в следующие группы по географическому расположению стран: Ближний Восток (Иордания, Сирия, Ливан, Ирак, Кипр, Палестина, Израиль, Азербайджан, Йемен), Дальний Восток (Вьетнам, Монголия), Южная Азия (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка), Центральная Азия (Туркменистан, Таджикистан), Северная Африка (Марокко), Европа (Черногория, Финляндия), Латинская Америка (Бразилия).

Результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что у значительной части обследуемых студентов, прибывших из Дальнего Зарубежья, адаптация к условиям обучения в российском Вузе протекает неблагоприятно.

На это указывает тот факт, что у 22 % обследуемых в состоянии покоя перед занятиями имело место повышение систолического АД до величин, превышающих 130±15 мм/рт.ст. При этом, у нескольких студентов из Сирии, Вьетнама, Монголии и у одного студента из Бразилии этот показатель достигал 140±5 мм/рт.ст. Наибольшее систолическое АД в состоянии покоя было отмечено у одного представителя Марокко, оно составило 150 мм/рт.ст. Резкое снижение этого показателя отмечалось у одного жителя Кипра, оно составило 94 мм/рт.ст.

В ходе исследования было выявлено, что у 6,5 % обследуемых в состоянии покоя имело место повышение диастолического АД до величин, превышающих 85±7 мм/рт.ст. Так, например, у представителей Сирии и Ирака диастолическое АД в состоянии покоя было равно 89±3 мм/рт.ст., а у одного представителя Монголии — 94 мм/рт.ст. Необходимо отметить, что диастолическое АД у некоторых приезжих, а именно у 2,6 %, оказалось пониженным, т. е. ниже, чем 60±3 мм/рт.ст. Так например, у представителей Сирии и Таджикистана диастолическое АД оказалось равным 58±5 мм/рт.ст.

У 36 % студентов отмечались значительные отклонения от нормальных показателей ЧСС в состоянии покоя. Так, например, у семи жителей Вьетнама ЧСС в состоянии покоя составила 87±10 уд/мин., а у пяти жителей Палестины — 88±5 уд/мин. Кроме этого, необходимо отметить, что у двух приезжих из Марокко ЧСС в состоянии покоя равна 95±3 уд/мин. У 5 % студентов отмечается одновременное повышение систолического и диастолического АД, а у 16 % студентов отмечается повышение только систолического АД. Следовательно, у 36 % обследуемых отсутствует скоординированная вегетативная регуляция работы сердца и тонуса сосудов, что значительно повышает риск дезадаптоза и формирования сердечнососудистой патологии. Необходимо отметить, что у 13 % студентов наблюдалось значительное понижение ЧСС в состоянии покоя. В качестве примера можно привести ЧСС приезжих из Таджикистана и Кипра, у которых ЧСС в состоянии покоя составляет 58±3 уд/мин.

Учебные нагрузки оказывают существенное влияние на сердечнососудистую систему. На это указывает изменение ЧСС после занятий. Так, например, у 38 % обследуемых ЧСС после занятий повышалась по сравнению с утренними значениями более чем на 15±3 уд/мин, что свидетельствует об усилении симпатического влияния на сердце в ответ на учебную нагрузку. Известно, что активация симпатического звена приводит к усиленному расходу энергии, повышению возбудимости нервной системы, однако такие изменения носят кратковременный положительный эффект. Длительная активация симпатического звена ВНС приводит к истощению адаптационного потенциала, в отличие от ваготонических реакций, которые обеспечивают эффективную адаптацию в течение длительного времени.

Следует отметить, что у 52 % обследуемых студентов адаптация к учебным нагрузкам проходит за счет усиления парасимпатических реакций, что считается наиболее благоприятным ответом на длительно действующие нагрузки. Однако и в этой группе студентов были лица с выраженным риском дезадаптации, на что указывают результаты ортостатической и клиностатической проб. Так у 14 % обследуемых клиностатической пробой, отмечалось повышение ЧСС, вместо его снижения, причем у некоторых обследуемых повышение было весьма существенным — более чем на 10±3 уд/мин. Так например, у студентов из Палестины наблюдалось повышение ЧСС на 8±3 уд/мин., а у студентов из Азербайджана на 13±2 уд/мин. Существует мнение, что парадоксальная реакция положения «лежа» служит признаком переутомления, а, следовательно, неблагоприятного течения адаптации. Таким свидетельством, очевидно, можно расценивать и снижение ЧСС более чем на 12±3 уд/мин. У 38 % обследуемых при выполнении клиностатической пробы (Например, у студентов из Вьетнама ЧСС снизилась на 15±3 уд/мин, у студентов из Черногории — на 17±2 уд/мин., у студентов из Йемена — на 16±3 уд/мин., а у студентов из Ливана — на 29±2 уд/мин.). Ответ в виде выраженной ваготонической асимметрии отмечался у 26 % обследуемых студентов.

При выполнении ортостатической пробы у части приезжих (46 %) также отмечалась парадоксальная реакция в виде снижения вместо повышения ЧСС более чем на 5±2 уд/мин. или, напротив, повышение ЧСС более чем на 12±3 уд/мин (16 % обследуемых). В качестве примера снижения ЧСС вместо повышения необходимо привести студентов из Марокко — снижение ЧСС при выполнении ортостатической пробы на 8±3 уд/мин, и студентов из Непала — снижение ЧСС на 7±5 уд/мин. Повышение ЧСС на 17±5 уд/мин отмечалось у жителей Ливана, Черногории, Вьетнама и Непала. У них наблюдается повышение ЧСС. Более выраженное повышение этого показателя отмечалось у студентов из Таджикистана — на 30±2 уд/мин., и у студентов из Палестины — на 43±2 уд/мин. Следовательно, ответ в виде выраженной симпатической асимметрии отмечался у 13 % обследуемых.

Сравнивая полученные результаты обследования студентов из разных регионов мира, следует отметить, что наиболее благоприятное течение адаптации к условиям обучения в РостГМУ протекало у жителей Ближнего и Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии. Менее благоприятное течение адаптации наблюдалось у жителей Европы, Северной Африки, Латинской Америки, так как у них отмечались более значительные отклонения от нормы показателей сердечнососудистой системы.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что 38 % от общего числа обследованных студентов — иностранных граждан, имели ту или иную форму нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы, в результате неблагоприятного течения адаптации к комплексу факторов окружающей среды: языковый барьер, культура, бытовые и климатические условия, а также учебные нагрузки и многое другое.

На основании полученных данных можно рекомендовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранных граждан в Вузах РФ с учетом изменения климатогеографических условий, культурно-бытовой среды и более высокими учебными нагрузками по сравнению с российскими студентами из-за изменения языковой среды. Этот новый подход должен предусматривать обеспечение индивидуальных консультаций, направленных на формирование здоровье сберегающего поведения (режим труда и отдыха, двигательный режим, режим и структуру питания).


Литература:

  1. Ляхова О. Л. Особенности процесса физиологической адаптации у студентов в зависимости от влияния количества учебных нагрузок/ О. Л. Ляхова // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. — 2011. — № 3. — С.134–137.

  2. Ляхова О. Л. Факторы, влияющие на механизм адаптации первокурсников / О. Л. Ляхова // Материалы Международной научно-практической конференции «Адаптация учащейся молодежи в условиях современного развития общества». — Орел, 2007. — С. 137–138.

  3. Мулик А. Б., Агаджанов В. Р., Мулик Ю. А. Реакция сердечнососудистой системы на эмоционально напряженную умственную и физическую нагрузку у лиц с различным уровнем общей неспецифической реактивности организма // в мат. I Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека». Ростов-на-Дону, 2006., С.112–113.

  4. Овсянникова Н. Н., Ляхова О. Л. Физиологическая адаптация студентов к процессу обучения в вузе. Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. — 2011. — № 3. — С. 151–158.

  5. Бондарева В. В. Профессионально-ориентированные технологии Обучения иноязычной письменности студентов неязыковых факультетов на Современном этапе развития общества // в мат Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функциологии и их место в практике образования» Самара, 2003. С. 44–45.

Основные термины (генерируются автоматически): состоянии покоя, условиям обучения, иностранных студентов, повышение ЧСС, сердечнососудистой системы, диастолическое АД, разных регионов мира, условиям школьного обучения, снижение ЧСС, неблагоприятного течения адаптации, изучение адаптации студентов, учебным нагрузкам, сердечнососудистой системы студентов, клиностатической пробе, выполнении ортостатической пробы, систолического АД, диастолического АД, благоприятное течение адаптации, занятий АД, Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle