Библиографическое описание:

Долгов Д. И. Конкурентоустойчивость в совокупности новаторских подходов к проектированию, производству и продаже продукции (на примере вагон-цистерн) // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 116-120.

В настоящее время понятие «конкурентоустойчивости» заключается в способности организации надежно сохранять свою конкурентоспособность (т. е. это ​реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, ​постоянно совершенствуя ключевые бизнес — процессы).

По моему мнению, развитие конкурентоустойчивости предприятий не возможно без новаторских подходов к проектированию, производству и продаже выпускаемой на них продукции.

Рассмотрим теоретические взгляды на конкурентоустойчивость во взаимосвязи новаторства в проектировании, производстве и продаже.

Начнем с продаж, так как проектирование и производство целесообразно рассматривать неразрывно друг от друга. Многие годы в бизнесе доминировали продажи на основе сделок, представляющие собой определенную последовательность сделок, в каждой из которых участвуют отдельные компании, которые совершают независимую сделку, предусматривающую поставку того или иного товара в обмен на соответствующую плату. Однако в современных условиях, характеризующихся чрезвычайно высокой степенью конкуренции, потребители пришли к выводу, что если они сформируют устойчивые отношения со своими поставщиками, то извлекут из этого существенные преимущества. Такой подход дал мощный импульс развитию продажи на основе отношений.

Однако обеспечение столь высокого уровня обслуживания — дорогое удовольствие, которое, к тому же, не может быть использовано в равной мере всеми зарубежными потребителями. В результате менеджерам по продажам приходится ранжировать своих клиентов, вступая в партнерские отношения c одними и стремясь максимизировать эффективность в отношениях c другими. По сути, организации формируют многоуровневую стратегию продаж, задача которой заключается, c одной стороны, в установлении уникальных, и даже, более того — стратегических, отношений c лучшими из клиентов и, с другой — в упрощении основанных на сделках отношений c клиентами, которых устраивает более низкий уровень обслуживания.

Сегодня новые технологии оказывают влияние на все, в том числе и на аспекты личной продажи. Ноутбуки и карманные компьютеры позволяют торговому представителю компании всегда иметь под рукой обширные базы данных и детальные записи по каждому из клиентов компании. Мобильные телефоны дают возможность практически непрерывно поддерживать контакт c торговыми представителями, a видеомагнитофоны и прочее видео и оборудование повышают эффективность обучения и служат превосходными инструментами для доведения информации до самого широкого круга лиц. B настоящее время Internet переносит взаимодействие между компанией и ее клиентами на качественно новую ступень, поддерживая такой уровень контактов c клиентом (обновлять информацию, отвечать на вопросы, рассматривать пожелания), который был совершенно невозможен еще два десятилетия тому назад [3, с. 47].

В машиностроительном предприятии широко применяются новые технологии при проектировании, производстве и продаже продукции, в том числе и вагон — цистерн.

Важнейшим показателем при проектировании и внедрении нового типа вагона является технологичность конструкции, представляющая собой совокупность свойств, обеспечивающих его изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии. Применение эффективной технологии обеспечивает оптимальные затраты труда, материалов, средств, времени при технологической подготовке производства, в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта нового типа вагона, включая его подготовку к функционированию, контроль работоспособности, профилактическое обслуживание.

Состав работ по обеспечению технологичности конструкции вагона на всех стадиях его создания базируется на государственных стандартах. В вагоностроении при ремонте вагонов используется Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), которая устанавливает системный подход к выбору и применению методов и средств организации производственного процесса.

Технологическая подготовка вагоностроительного и вагоноремонтного производства базируется на достижениях технологии и организации производства и позволяет существенно поднять его технический уровень. Применение технологической подготовки производства включает эффективное использование технологических модулей, агрегатов, механизмов, оборудования, средств вычислительной техники для комплексного и системного решения производственно-технических задач по созданию вагонов.

Стандарты ЕСТПП включают правила организации и моделирования процессов управления производством, стадии разработки технической документации, порядок подготовки производства, правила и этапы отработки технологичности конструкции вагона, выбор номенклатуры, правила классификации видов технологических процессов и т. д. Система базируется на государственных стандартах — Единая система технологической документации (ЕСТД) и Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Наряду с государственными стандартами в основу ЕСТПП включены отраслевые стандарты и стандарты предприятий, а также нормативно-техническая и методическая документация.

Единая система технологической документации (ЕСТД) является составной частью Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). Стандарт ЕСТД определяет взаимосвязанные правила и положения о порядке разработки, оформления, комплектации и обращения технической документации, разрабатываемой и применяемой машиностроительными и приборостроительными организациями, поставщиками своей продукции вагоностроительным и вагоноремонтным предприятиям. Основное назначение стандартов ЕСТД — установление на всех производственных предприятиях и организациях-поставщиках единых правил оформления и ведения технической документации, обеспечивает стандартизацию обозначений и унификацию документации на различные виды работ. Стандарт ЕСТД предусматривает также возможность взаимообмена между предприятиями технологическими документами без их переоформления, что обеспечивает комплектность документации, исключающую повторную разработку и выпуск документов разными предприятиями.

К технологическим документам общего назначения относятся: маршрутные, эскизные, комплектовочные (технологические) карты; технологические инструкции; ведомости расцеховки, оснастки и материалов (составляются на все виды работ).

Пример применения новых технологий за счет модернизации производства и сокращения видов операций при производстве вагон — цистерн ОАО «Рузхиммаш» (Мордовия) представлен в таблице 1.

Таблица 1

Часть технологического процесса производства вагон — цистерны для перевозки жидкого топлива модели 15–1200–02 ОАО «Рузхиммаш» [4]

Основные операции

Описание

Сварочная

При проведение электросварочных работ на вагон-цистерне обратный провод заземления от источника питания сварочной дуги при помощи струбнице крепить к корпусу котла цистеры или к раме в верхней части. Перед ручной сваркой околомывочную поверхность покрыть раствором лигносульфаната.

Слесарная

Замерить расстояние от скользунов до опорной поверхности стенда при помощи мерителя Ми 515 или шаблона Ш 9698. Проверить плоскостные рамы на нивелированном стенде: замерить расстояние А1, А2, А3, А4 от невилированной поверхности стенда до плоскости верхних шкворневых листов.

Сборочная

Собрать бруски позиций 5–20 шт. с опорами в соответствии с отмеченными размерами и закрепить болтами М12*70–40 шт. гаечным ключом 19*22. Продвинуть поочередно опоры — 4 шт. к котлу до соприкосновения брусков с котлом. Поджать поочередно опоры — 4 шт. к котлу откидными прижимами стенда. Прихватить поочередно опоры — 4 шт. к шковрневым листам рамы. Раскрепить струбницы-8 шт., снять приспособления Пр4123, Пр4123 «А».

Контрольная

Проверить размер — 70 мм между котлом и хребтовой балкой Ми 515, линейка — 500. Произвести замер высоты от основания швеллера до котла, делая запись замеров на соответствующем швеллере, опоры и брусках. Проверить соосность котла и рамы по поперечной оси. Замерить на 4-х лапах рамы размеры «Х1–4» от оси отверстия лапы котла до края лапы рамы. Определить разницу в размерах «Х1», «Х2» или «Х3», «Х4» (не должна превышать 10 мм)


Из таблицы 1 видно, что благодаря модернизации производства и уменьшению видов операций за счет применения новых технологий при изготовлении вагон-цистерны модели 15–1200–02 сократилось время на ее производство, увеличился объем выпуска, а также за счет применения нивелированных стендов (одна из новых, применяемых на ОАО «Рузхиммаш» технологий) повысилась точность измерения расстояний от поверхности стенда до плоскости верхних шкворневых листов.

А в целом, технологические процессы изготовления, ремонта, сборки, разборки вагонов и их частей расчленяются на операции, переходы, проходы, приемы, движение. Технологическая операция представляет собой часть технологического процесса, выполняемая одним или группой рабочих на одном рабочем месте, а при автоматизированном производстве — без участия рабочих или под их наблюдением. Границей технологической операции является переход рабочих с одного рабочего места на другое или такое же перемещение обрабатываемого изделия. Порядок расчленения технологического процесса на операции зависит от условий работы, метода обработки, вида инструмента и оборудования, типа и характера производства. При этом целесообразно сочетать операции во времени и в пространстве таким образом, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное построение технологического процесса.

Основными направлениями развития современной технологии являются: дальнейший переход от прерывистых технологических процессов к непрерывным поточным процессам, обеспечивающим увеличение масштабов производства и эффективное использование машин и оборудования; внедрение «замкнутой» (безотходной) технологии для наиболее полного использования сырья, материалов, энергии, топлива, что дает возможность свести к минимуму или полностью ликвидировать отходы производства и осуществить мероприятия по оздоровлению окружающей среды. Предусмотренный стандартами единый порядок применения типовых технологических процессов, унифицированного оборудования и стандартной оснастки позволяет сокращать время на подготовку производства при одновременном повышении производительности труда и улучшении качества выпускаемого для эксплуатации подвижного состава.

Разработка технологических процессов в вагоностроении и вагоноремонтном производстве при восстановлении и обработке деталей, сборке узлов и компоновке вагонов осуществляется с применением ЭВМ и использованием системы автоматизированного проектирования вагонов (САПРВ), представляющей собой организационно-техническую систему, состоящую из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектных организаций, и выполняющую автоматизированное решение поставленных задач. Все это позволяет значительно ускорить и существенно повысить точность вычислений и выполнение логических операций с выдачей оптимальных вариантов технологических процессов. Основными параметрами технологического процесса изготовления и ремонта вагонов, его узлов и деталей являются: точность, надежность, экономичность и производительность.

Точность в вагоностроительном и вагоноремонтном производстве характеризуется степенью соответствия изготавливаемых деталей, сборочных единиц и выпускаемой продукции, заранее установленным параметрам, задаваемым чертежам, техническим условиям, стандартам. На всех этапах технологического процесса изготовления деталей и сборки узлов и вагона в целом неизбежны погрешности. Поэтому для достижения необходимой точности пользуются классами точности, которые устанавливаются на отдельные параметры деталей и на изделие в целом. При этом различают: точность формы, степень соответствия поверхности детали определенным геометрическим телам; точность размеров детали; точность взаимного расположения поверхностей детали. Точность детали определяется отклонениями от заданных форм и размеров. Погрешности формы детали, например, обработанной в виде тел вращения, выражаются в овальности, огранке, бочкообразности и седлообразности, конусности, изогнутости. Для деталей, имеющих плоские поверхности, отклонениями формы являются непрямолинейность и неплоскость, о которых можно судить по выпуклости или вогнутости поверхностей. Погрешности размеров деталей регламентируются предельными отклонениями в соответствии с системой допусков. Отклонения взаимного расположения поверхностей характеризуются непараллельностью и неперпендикулярностью осей и плоскостей, несимметричностью поверхностей и т. п. Точность деталей, сборочных единиц и вагонов определяет технологию их изготовления, сборки, а также влияет на выбор измерительных средств.

Надежность технологического процесса представляет собой способность обеспечивать выпуск изготовляемых изделий вагоностроительными и вагоноремонтными предприятиями в полном соответствии с нормативно-технической документацией.

Результатом новаторства в проектировании и производстве продукции должно быть достижения показателей на которые будут ориентироваться покупатели при покупке вагон — цистерн.

В таблице два приведено сравнение показателей вагон — цистерн ОАО «Рузхиммаш» и его ближайшего конкурента ОАО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил).

Таблица 2

Показатели, на которые ориентируются покупатели цистерн [4], [5]

Показатели

Группа сравниваемых вагон-цистерн (верхняя строка модели вагон-цистерн ОАО «Уралвагонзавод», нижняя — ОАО «Рузхиммаш»)

15–144; 15–1200–02

15–156; 15–1210–01

15–150; 15–740

Значения показателя, на которое будет ориентироваться покупатель

Грузоподъем­ность, т

k1 = 40,8 / 44 = 0,92

k2 = 69 / 66 = 1,045

k3 = 66 / 66 = 1

69

Объем кузова, м3

k1 = 74 / 73,9 = 1,001

k2 = 72,38 / 72,44 = 0,999

k3 = 74 / 72,44 = 1,021

75

Срок службы, лет

k1 = 40 / 40 = 1

k2 = 40 / 32 = 1,25

k3 = 40 / 32 = 1,25

40


Из таблицы 2 видно, что при применении новаторства в технологическом процессе необходимо добиваться того, чтобы покупателя удовлетворял тот или иной технический параметр продукции.

Экономичность технологического процесса является важнейшим показателем, характеризующим народнохозяйственные результаты и экономическую целесообразность введения в производство новой технологии. При выборе технологического процесса нет необходимости расчета полной себестоимости изделия, а можно определить лишь ту ее часть, величина которой зависит от варианта технологии. Причем себестоимость изделия включает стоимость основных материалов, заработной платы производственных рабочих и сумму косвенных затрат, начисляемых в процентах к заработной плате. Для вагона следует учитывать дополнительные капитальные вложения народного хозяйства, если новая технология приводит к изменению объектов его эксплуатации. В этом случае определяется срок окупаемости дополнительных капитальных затрат, который должен быть не выше нормативного при решении вопроса о введении нового технологического процесса.

Производительность технологического процесса определяется количеством деталей, узлов и вагонов, изготавливаемых в единицу времени (час, смену, месяц, год). Рациональная последовательность операций технологического процесса, наиболее выгодные режимы обработки детали и сборки изделия, применение эффективных приспособлений и инструмента, механизация и автоматизация выполняемых работ, внедрение передового опыта и т. д. обеспечивают повышение производительности процесса [2].

Широкое применение на практике находит проектирование и производство принципиально новых вагон — цистерн для конкретного машиностроительного предприятия.

Приведем выдержки из газеты Вестник РКТМ от 13.12. 2012 г.

«Минувшая неделя для ОАО «Рузхиммаш» была ознаменована значимым событием: со стапелей сошли опытные образцы не имеющей аналогов в России продукции — специализированного вагона-платформы для контрейлерных перевозок. Для приемки новых моделей в Рузаевку прибыли генеральный директор ООО «Инновационное вагоностроение» Сергей Барбарич и заместитель генерального директора по техническому развитию — главный инженер ОАО «Федеральная грузовая компания» Сергей Порядин. О том, какую оценку получила новинка и какие перспективы ждут ее на рынке, гости рассказали Наталье Горновой». (корреспондент данной газеты).

«Напомним, масштабная работа, предваряющaя торжественную приемку опытных образцов, стартовала в конце лета текущего года, когда «Рузхиммаш» выиграл тендер на изготовление платформ. Заказчиком стало государство в лице ОАО «РЖД», ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы» и ООО «Инновационное вагоностроение», заключивших трехстороннее соглашение

Условия были поставпены непростые — заводу предстояло в сжатые сроки разработать проекты и изготовить абсолютно новую продукцию. Учитывая, что проект имеет стратегическое значение для развития транспортных потоков страны на ближайшие годы и накодится на особом контроле правительства России, становится понятно, что завод-изготовитепь возложил на себя немалую ответственностп за конечный результат.

И для того чтобы этот резулыат оправдал ожидания, было сделано немало. На ВСП (вагоностроительное предприятия — часть ОАО «Рузхиммаш»), где базировалось производство вагоновплатформ, работа кипела без остановки. Несмотря на то, что продукция была абсолютно новой и достаточно сложной в изготовлении, поставленные задачи были выполнены.

И к назначенному часу новенькие платформы были готовы предстать взорам даже самых взыскательных критиков. Гости дали моделям самые высокие оценки.

— Сегодня у нас большой праздник, со стапелей сошла уникальная продукция, не имеющая аналогов в стране, — прокомментировал Сергей Барбарич. — Это важное событие для железнодорожной отрасли всей России. Впервые изготовлен вагон со сниженным уровнем с пола -1100 см до рельса, на обычных вагонах — 1300 см. Почему развитие контрейлерных (перевозок важно для государства? Наверное, вы слышали, что на днях между Москвой и Санкт-Петербургом в многокилометоровой пробке встали сотни груженых фур, там и произошел настоящий транспортный коллaпc, который парализовал движение. Развитие контрелейрных железнодорожных перевозок позволит избегать таких ЧП, а) кроме того, позволит снизить уровень из-за загруженности автомобильных дорог, уменьшить негативное воздействие на экологию, и повысить оперативность, безопасность и экономичность доставки грузов. Контрейлерные перевозки — это подвижной состав завтрашнего дня.

Сергей Порядин и Сергей Барбарич дали высокую оценку работе, проделанной холдингом «РКТМ», и выразили огромную благодарность коллективу завода «Рузхиммаш», в целом, и, в частности, лично директору по развитию Вячеславу Мишину.

Платформы были разработаны и изготовлены в кратчайшие сроки с соблюдением всех необкодимых качественньпс характеристик.

Было отмечено — востребованность данной продукции не подлежит сомнению.

— То, что изготовление платформ для контрейлерных перевозок было доверенс именно заводу «Рузхиммаш» — это большая честь для нас, — прокомментировал управляющий директор предприятия Валерий Ларин. — Благодаря сплаву опыта и инноваций мы с честью выполнили задание и выпустили уникальную продукцию. После того, как платформы будут сертифицированы, портфепь холдинга пополнится еще одним высокомаржинальным продуктом и откроет для предприятия новые горизонты…» [1].

Итак, из данной газетной выдержки мы видим, что связь между конкурентоустойчивостью и новаторскими подходами к проектированию, производству и продажи вагон — цистерн, не только теоретические постулаты, но и реальная практика, применяемая на конкретных промышленных предприятиях.


Литература:

  1. Вестник РКТМ № 7 от 13.12.2012;

  2. Гличев А. В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции. М. — 2010. — 350 с.

  3. Ильенкова С. Д. Управление качеством. М. — 2011. — 698 с.

  4. Информационно-аналитическая база ОАО «Рузхиммаш» г. Рузаевка.

  5. Информационно-аналитическая база ОАО «Уралвагонзавод» г. Нижний Тагил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle