Библиографическое описание:

Кротов В. Ю. Формы реализации инвестиционного проекта по созданию индустриального нефтехимического парка // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 150-152.

Инвестиционный проект по созданию Парка может быть реализован в форме частного инвестиционного проекта, когда все финансовые расходы по его запуску и развитию, риски и организационные мероприятия выполняются инвестором - частной компанией (группой компаний), либо в форме государственно-частного партнерства, когда в реализации проекта активно участвует государство в лице региональных органов исполнительной власти [1]. Рассмотрим указанные варианты подробнее.

Реализация инвестиционных проектов на частной основе хорошо изучена и освоена предпринимателями. В данной форме реализуется подавляющее большинство инвестиционных проектов мелкого и среднего бизнеса: расширение существующих и запуск новых промышленных предприятий, строительство туристических и обслуживающих объектов, создание и развитие новых компаний и бизнесов, и т.д. Управление и финансирование проекта частной компанией позволяет эффективно планировать проект и оперативно привлекать необходимые ресурсы для его реализации на договорной основе в рамках действующего законодательства.

В рамках реализации инвестиционного проекта предполагается использование как простаивающих мощностей существующих предприятий, так и создание новых производств. Особое внимание уделяется созданию и координации кооперационных связей участников комплекса. В состав объектов комплекса может войти и Парк, который органично встраивается в технологическую цепочку от производства базовых полимеров, в частности поливинилхлорида, до выпуска потребительских товаров (например, ПВХ- окон, напольных покрытий, профильно-погонажных изделий из ПВХ). ООО «Дзержинский нефтехимический кластер» заявило о готовности финансировать инвестиционные проекты в Дзержинске, для чего уже привлечены частные инвестиционные фонды и создан экспертный совет для отбора проектов. Данная инициатива поддержана администрацией города Дзержинска, так как заявленные цели компании ООО «Дзержинский нефтехимический кластер » направлены и на решение социальных задач города: увеличение числа рабочих мест, рост налоговых поступлений, улучшение уровня жизни жителей города. Стоит особо отметить, что заявленные цели и деятельность ООО «Дзержинский нефтехимический кластер» по своей сути позиционируют ее как управляющую компанию, а не как единичного инвестора, что, безусловно, является огромным преимуществом в пользу эффективной реализации проекта по созданию Парка.

Другой возможной формой реализации инвестиционного проекта по созданию Парка является форма государственно-частного партнерства. Модели и структура государственно-частного партнерства различны, но при этом имеются характерные черты, позволяющие выделить данную форму в самостоятельную экономическую категорию. Государственно-частое партнерство возникает в качестве субъекта кооперации государственных и коммерческих организаций и структур, специально создаваемый для достижения определенных целей и использующий взаимные договоренности сторон-участниц. Анализируя опыт стран с развитой рыночной экономикой, можно выделить следующие основные характеристики государственно-частного партнерства, отличающие его от других форм взаимоотношений государства и частного бизнеса: определенные, как правило длительные сроки соглашений о партнерстве (от 10 до 20 и более лет, а в случае концессий - и до 50 лет); партнерства обычно создаются под определенный объект (вокзал, дорога, социальный объект и пр.), создание которого должно быть завершено к заранее установленному сроку. К специфическим формам реализации таких проектов можно отнести:

финансирование за счет частных инвестиций, соединенных с государственными финансовыми ресурсами;

обязательное наличие конкуренции между частными инвесторами, когда за каждый контракт или концессию борются несколько потенциальных участников;

особые формы распределения ответственности между участниками: государство устанавливает стоимостные и качественные параметры, а так же цели проекта с позиций государственных интересов, осуществляет мониторинг исполнения проектов, в то время как частный партнер отвечает за оперативную деятельность по реализации проекта, таких как разработка, финансирование, строительство, пуск и эксплуатация, текущее управление, коммерческие результаты;

разделение рисков между участниками соглашения производится на основе дополнительных договоренностей[2].

Проекты государственно-частного партнерства благодаря участию государственных структур облегчают инвесторам выход на мировой рынок финансовых ресурсов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особо значимым государственно-частное партнерство является для экономики регионов в целом, так как на его основе активно развиваются локальные рынки капитала, товаров и услуг.

Согласно соглашению, каждый партнер отвечает за определенный участок проекта. Частный бизнес привлекает финансовые ресурсы, профессиональные знания и опыт, эффективное управление, предпринимательскую активность. При этом, как правило, внедряются и используются наиболее передовые методы работы и управления, новые формы организации производства, совершенствуются техника и технологии, создаются новые бизнес-единицы, налаживаются взаимовыгодные связи с поставщиками и подрядчиками. Государство, со своей стороны, обеспечивает предоставление налоговых и иных льгот, государственных гарантий, а также материальных ресурсов и прямое госфинансирование. В случае с государственно-частном партнерстве оно получает возможность с помощью рыночных механизмов заняться исполнением своих основных функций - контролем за рынками и экономикой, соблюдением общественных интересов и пополнением бюджета. Так, с помощью государственно -частного партнерства в сфере инфраструктуры государство может постепенно уходить от конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на более свойственные ему административно-контрольные функции, что в свою очередь ведет к росту эффективности создаваемого бизнеса. Неизбежные предпринимательские риски при осуществлении инвестиционной деятельности перераспределяются в этом случае в сторону частного бизнеса.

Государственно-частное партнерство позволит комплексно и эффективно решить наиболее важные вопросы данного проекта:

обеспечить привлекательный инвестиционный климат в Парке для резидентов;

разрешить в рамках действующего законодательства вопрос о выделении земельного участка под производственную площадку Парка;

осуществить подключение и прокладку инженерных и транспортных сетей до границы Парка;

обеспечить быстрый запуск производственных мощностей резидентов;

запустить программы подготовки квалифицированных технологических и управленческих кадров в высших и средних специальных учебных заведениях Нижегородской области;

обеспечить финансирование затрат проекта на возвратной основе.

Для реализации инвестиционного проекта в форме государственно- частного партнерства может быть создана управляющая компания Парка, учредителями которой выступят администрация Нижегородской области и частные инвесторы. Участие в данном проекте федеральных органов власти видится непродуктивным, так как проект имеет выраженный региональный масштаб и значимость.

В состав частных инвесторов проекта могут войти как частные инвестиционные институты (банки, фонды и др.), так и региональные предприятия, имеющие интерес в реализации проекта. Например, ОАО «СИБУР-Нефтехим» и ООО «РусВинил» в последнее время проявляют активную позицию по отношению к данному проекту. ОАО «СИБУР- Нефтехим» имеет свободную производственную площадку (так называемую «коричневую» инвестиционную площадку), на которой предлагает разместить Парк. ООО «РусВинил» является «якорным» производителем Парка – в 2013 году оно запускает производство поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год – и напрямую заинтересовано в расположении в непосредственной близости крупного потребителя ПВХ в лице Парка. Другие заинтересованные стороны должны быть выявлены в результате целенаправленной работы по поиску инвесторов.

Таким образом, использование формы государственно-частного партнерства предполагает инициативную роль регионов, поэтому первым шагом должно стать формулирование принципов и условий партнерства в рамках данного проекта. Данная работа может быть проведена Администрацией Нижегородской области. Указанные принципы и условия могут быть скорректированы в процессе переговоров с потенциальными частными инвесторами проекта.

Результаты данного этапа могут быть закреплены в соглашении или меморандуме между администрацией Нижегородской области и частной компанией (группой компаний), положения которого будут отражать базовые принципы и формы реализации проекта.


Литература:

1. Поляков, С.Г. Принципы формирования высокотехнологичных отраслевых кластеров / С.Г. Поляков, В.А. Беспалов, Д.Б. Рыгалин и др. // Инновации, 2004. №10. - С. 27-30.

2. Государство и бизнес: институциональные аспекты. — М. : Изд-во ИМЭМО РАН, 2006. 180 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle