Библиографическое описание:

Мурсалимова Н. М. Жамбыл Жабаев – выдающийся поэт, акын-импровизатор // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 212-214.

Жамбыл — человек столетия. Акын импровизатор, вещавший суровую правду. М. О. Ауэзов говорил: «Жамбыл — самый ярчайший и даровитый певец нашей эпохи…»

Акын славил свой род, его батыров, его пастбища, табуны, отары и поносил род соперника. А вместе с родом и самого соперника. Он всегда одерживал победу, потому что воспевал только правду, ненавидел несправедливость и жестокость [1, с. 443].

Величие Жамбыла заключается в том, что он сумел стать как бы сознанием самого народа, на сложнейших этапах его исторического развития. В его поэзии, точно в зеркале, отразилась вся жизнь народа за целое столетие.

Акын не только услаждал слух своих соплеменников игрой на домбре и исполнением песен, но сочинял песни на злободневные темы.

Жамбыл обновлял традицию айтыса. Вот в чем победоносная его сила. В годы, когда рождалось и формировалось искусство

Жамбыла, в степи жили и вторили многие другие акыны, как например: Сюимбай, Сарбас и многие другие. Особенно широко стал известен айтыс между Жамбылом и Сарбасом, в котором освящается сказание о великой Домалак ане.

По одной из версии, ее имя происходит от персидского «Дихнат» «Святая Мать» впоследствии трансформировавшегося в Домалак (буквально «Круглая мать»), ее прозвали в народе из-за маленького роста, настоящее ее имя было Нуриля.

Домалак — Ана вошла в народную память как скромная, любящая мать, излучавшая свою любовь на всех детей. Она славилась незаурядным умом и мудростью, чистотой души и святостью. По народным рассказам, своими мудрыми решениями она примиряла враждующие племена, заглушала извечные обиды между ними. Кроме того, была ясновидящей, могла предвидеть будущее.

В айтысе, чтобы сбить с толку Жамбыла, волостные бии рода Дулат с Сарбасом задали следующие вопросы.

Джамбул, перед тем как ответить Сарбасу, сначала скажи: «Кто такая Домалак Ана? Почему ее сына звали Жарыкшак?» [2, c. 231].

Тогда Жамбыл ответил:

Песня смелая вспорхнула,

Воскрешаю в этой песне.

Образ матери чудесной,

Нашей славной Домалак.

Дочерью Макты — Мазана,

Наша Домалак была.

Третьею женой у бая,

Бай не уважал ее.

И не приближал ее,

Сары байбише любил он.

При себе держал ее,

Много было у него коней,

Не было счета табунам. [3, с. 114]

Сын киргиза Аккошкар просит благословенья у Домалак Ана. Жамбыл воспевает это так:

Сын киргиза Аккошар,

Домалак он так сказал.

Дай благословенье,

В смелом нападенье мне.

Нынче я у Байдабека,

Много угоню коней!

Коль благословишь меня,

Будет радость у тебя! [3, с. 101]

Она просит чтобы он оставил саврасого жеребца, который никого не подпускал к себе, не сажал, не катал, аркан тугой петлей, гордой шеи не сажал. Аккошкар выполняет ее просьбу и угоняет весь табун.

Она просит детей старшей жены Байдыбека они не гонялись за вором.

Дети, дети,

Вы за вором не гонитесь.

Зорьки утренней дождитесь,

Возвратятся кони к нам.

А в погоне злая вам,

Смерть, таяся угрожает!

Мольбам матери не вняв,

Ускакали сыновья.

Переправились за Сагу,

И наткнулись на засаду.

Сто киргизов — грозен крик,

Гонят молодцев в тупик.

Восьмерых они схватили,

Головы им отрубили. [3, с. 116].

В летописи Имантая Усыпулы было написано, что сыновья Байдыбека от старшей жены, не послушавшие Домалак — Ана пали, об этом воспевает Жамбыл в своем айтысе с Сарбасом. После того Байдыбек со своим аулом, перекочевал на землю Орта жуз и Киши жуз. [4, с. 16]

Здесь Жамбыл воспевает рождения сына Домалак:

Ночь глухая расступилась,

В небе зорька заискрилась.

С шумом рвутся из степей,

Косяки лихих коней.

Степь гудит от их копыт,

Пыль до облака летит.

Этим утром в новый стан,

С табунами Байдибека.

Вышел шумный караван,

Восемь суток не ночуя.

Шли без отдыха кочуя,

Лишь в просторах Орта — жуз.

Сняли вьюков тяжкий груз,

В схватках бьется Домалак.

Путь — дорога тяжела,

В муках тяжких в этот полдень,

Мать ребенка родила.

Мальчику дают имя Жарыкшак, потому что у него на голове был изъян:

На головке след багряный

На головке сына — рана

Признак ненависти зла:

Мать душою поняла

Сары байбише — колдунья

Эту рану нанесла.

В то время у Киши жуз был умный знахарь, увидев мальчика, он осматривает его.

Он младенца осмотрел,

След руки чужой холодной.

На чем его узрел,

Рану молча он омыл.

И заботливо укрыл,

Костью серой черепахи.

Так спасен ребенк был,

Девяносто дней прошло.

Что болело зажило,

И поправился младенец.

Только шрам покрыл чело,

Выжил маленький казах.

Рада сыну Домалак,

Шрам носящему младенцу.

Дали имя Жарыкшак,

Был он в славе у степей.

Трех могучих сыновей,

Жарыкшак имел при жизни.

От возлюбленной своей,

Был один из них Албан.

Был второй из них Суан,

Третий назван был Дулатом.

Так родившийся когда-то,

К нам дошел старинный сказ.

И живет он в добрый час,

В поучение для нас.

А о нашей Домалак,

Стал сказаньем каждый шаг.

Вся она для нас легенда,

Мать родная — Домалак! [3, с.118].

Великий акын Жамбыл так воспел мудрость, величие, чистоту души святой матери «Домалак».

Именно после айтыса Жамбыла с Сарбасом широко распространилось среди народа сказание о Домалак Ане. Доказательство тому. «Сказ о Байдибек би из Старшего жуза», автором которого является Жайлаубекулы Бузаубай, родом из совхоза «Целинный», Семиозерского района Кустанайской области. В своем сказании он говорит:

Услышав о прошлом,

О роде нашем.

Из уст Жамбыла,

О великой Домалак,

Нам легенда и сейчас. [5]

Рукопись сказания хранится в хранилище рукописей Центральной научной библиотеки, в отделе «Казахские сказания» Также в сказании рассказывается об истории казахского народа на рубеже XV-XIX в. Сказ идет о том, как Керей и Жанибек образовали казахское ханство, о разделении казахов на три жуза, о традициях и обычаях казахского народа. Сказание было записано в стихотворной форме арабскими буквами на четырех тетрадях в 1953–73.

Почти 100 лет прожитых своих дней, Великий поэт Жамбыл, 85 из них посвящает поэзии. Его произведения обладают свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описания, сравнений — составляют неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса.


Литература:

  1. Ауэзов М. Шығармаларының он екі томдық жинағы. Алматы, 1962. 11-том.

  2. Садырбайұлы С. Фольклор және Жамбыл. Алматы: Ана тілі, 1996.

  3. Ж.Жабаев Екі томдық шығармалар жинағы. Алматы. 1982

  4. Ергөбеков Қ. Бәйдібек баба мен Домалақ ана. Шымкент: Жібек жолы, 1999.

  5. ОҒК:Қ. 1757. Қазақ шежіресі.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle