Библиографическое описание:

Байматова А. Идеи учёных о милосердии // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 333-335.

В статье освещены педагогические идеи и взгляды великих мыслителей прошлого о воспитании детей с раннего возраста в духе любви и дружбы по отношению к окружающим людям, приведены высказывания выдающихся учёных-энциклопедистов, поэтов, государственных деятелей Центральной Азии о необходимости нравственных и гуманных качеств личности у подрастающего поколения, отмечена актуальность и значение наследие предков для формирования гармонично развитого поколения.

Ключевые слова: милосердие, доброта, справедливость, достоинство, национальная культура, историческое наследие, нравственность, духовность, воспитание, развитие, назидание, мировоззрение, мыслители, великие предки.


В своём произведении «Юксак маънавият — енгилмас куч» («Высокая духовность — непобедимая сила») Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов писал: «На протяжении многих веков чувство доброты и заботы о человеке живёт в сердцах нашего народа, в нашем образе жизни, национальной культуре, наших ценностях, традициях и обычаях и сохраняется с нашей священной верой.

Такие качества, как человеколюбие, дружелюбие, доброта, порядочность, добросовестность издавна пустили корни в душу народа и постоянно развиваются». Основа этому — справедливость и чистота нашей священной веры, любовь к ближнему и уважение к человеку, передача высоких духовных ценностей от поколения к поколению [1].

В формировании чувства милосердия у детей старших групп дошкольных образовательных учреждений целесообразно использовать наследие выдающихся мыслителей Центральной Азии по следующим параметрам:

  1. Вооружение старших дошкольников знаниями и идеями о милосердии, доброте, уважении к людям, выраженными во взглядах великих учёных Центральной Азии.

  2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувств доброты, гуманизма, любви и дружбы на основе понимания жизненных взаимоотношений.

  3. Развитие знаний о нравственности на основе идей мыслителей Центральной Азии и обогащение детей понятиями о добрых мыслях и добрых поступках.

В этом процессе уместно использовать наследие великого учёного-философа Абу Насыра Фараби, его идеи и морали, этике, милосердии.

Говоря о нравственности человека, Фараби утверждал, что люди по отношении друг к другу должны быть милосердными и добрыми и тогда они будут жить благополучно и чувствовать себя счастливыми: «Чтобы достигнуть счастья, люди должны помогать друг к другу, и тогда все объединятся в город благородных людей, чтобы достичь счастья, люди объединяются в высоконравственное общество». Народ города, где все люди помогают друг другу быть счастливыми — достойный уважения народ. Из этого следует, что если все люди будут помогать друг другу жить в счастье и благополучии, тогда вся планета станет счастливой и достойной [2].

По мнению Фараби, человек всегда должен быть справедливым и дружелюбным. Поэтому, наряду с доведением до сознания детей мудрых мыслей и высказываний великих предков, необходимо укреплять духовное наследие в умах ребят путём организации различных мероприятий.

Особое место в мировой истории и науке занимают труды великого мыслителя Абу Райхона Беруни, идеи которого в доступной форме можно изложить старшим дошкольникам. Во многих произведениях Беруни приведены мудрые мысли о морали и нравственности. Особенно примечательны в этом отношении произведения «Хиндистон» («Индия») и «Ўтган авлодлар обидалари» («Памятники минувших поколений»).

Знакомство с основными положениями этих книг даёт возможность формировать у дошкольников такие личностные качества, как гуманность, терпеливость и скромность, спокойствие и умеренность в потребностях, вкус и чувство прекрасного, опрятность и энергичность, доверие к людям, заботу о них; развивать их мировоззрение. Великие предки считают, что, проявляя щедрость и великодушие по отношению к другим, человек всегда получает моральное удовлетворение и становится от этого счастливым. Следовательно, милосердным людям чужды понятия зла и превосходства по отношению к другим.

Мудрые назидания Абу Райхона Беруни о том, что нравственные достоинства человека являются украшением его внутреннего мира и внешности, способствуют формированию у старших дошкольников добродушия, любви и уважения к своим близким, старшим, ровесникам. Мысли и идеи великого учёного о нравственных поступках человека занимают важное место в духовно-нравственном воспитании детей.

Идеи этического характера нашли своё отражение во взглядах и деятельности выдающегося врачевателя Абу Али ибн Сины.

Великий мыслитель в своих книгах по медицине, истории, филологии, философии, этике, эстетике, физическому воспитанию отразил многогранные аспекты мировоззрения народов Центральной Азии по отношению к воспитанию детей. Мировую известность приобрела его книга «Каноны врачебной медицины», где учёный изложил свои позиции относительно физического, психологического и нравственного здоровья людей, в том числе и подрастающего поколения. Детям-дошкольникам доступны советы учёного по соблюдению гигиены, контроля за своими поступками, поведению, занятиям гимнастикой, физическими упражнениями, режиму питания и др. Ибн Сино считал самым высоким достоинством человека щедрость и доброту его сердца.

По мнению учёного, человек, сотворивший добро — счастлив, принесший зло — несчастен.

Ибн Сино рекомендует «воспитывать душу» человека путём бесед, наставлений. В каждом деле должна быть своя система, порядок, в том числе и в воспитании детей нужно соблюдать определённые правила, — считает учёный:

  1. беседа (наставление) не должна быть грубой, жёсткой (по форме);

  2. ведя беседу, надо учитывать возраст, уровень развития ребёнка;

  3. беседа должна носить дружеский характер;

  4. наставление (назидание) следует вести мягким (приятным) голосом и наедине.

Доведение нравственных позиций ибн Сины о воспитании гармоничной личности до сознания детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в усвоении национальных ценностей, так как эти идеи не потеряли своей актуальности и сегодня.

Своё достойное место в процессе повышения уровня педагогического мастерства воспитателей дошкольных учреждений займёт анализ произведений Джами (в аспекте освещения вопросов воспитания детей) и, разумеется, идей Алишера Навои о совершенной личности.

Проводя беседы о Навои, особое внимание нужно уделить воспитанию сильной и здоровой, нравственно богатой личности, начиная с раннего возраста. Примером служит жизнь самого Алишера Навои, в которой проявлялись искренние, дружеские чувства по отношению ко всем окружающим людям, гуманизм и забота о людях Алишера Навои, когда он занимал должность высокого государственного деятеля.

Навои утверждал, что главная задача родителей — дать детям хорошее воспитание, довести их до уровня достойного человека. Долг детей же, в свою очередь, проявлять уважение к родителям и преданно служить им.

Сам гениальный поэт, великий мыслитель Алишер Навои был всесторонне развитым, высоконравственным, скромным, благородным человеком, который сделал людям много добра. Призывая людей, особенно молодое поколение, быть нравственными, он сам был прекрасным образцом выполнения долга перед обществом и родителями.

Жемчужины мудрых мыслей Навои и сегодня имеют огромное значение. Изучение творчества великих предков важно и для ознакомления с творчеством просветителей, которые жили много позже (конец XIX — начала XX века), но чья деятельность также наполнена идеями о воспитании души ребёнка, формировании нравственных убеждений. Например, Абдулла Авлони посвятил много произведений проблеме воспитания. В стихотворении «Жаҳолат курбони» («Жертва невежества») говорится о важности воспитания, в частности о том, что если дети в раннем возрасте лишены воспитания, то этот факт скажется на их будущем.

Авлони утверждал, что детей надо обучать правилам поведения и формировать у них нравственные нормы с дошкольного возраста. По его мнению, большую роль в таком процессе играют условия, окружающая среда и, главное, окружающие люди.

В своих произведениях он раскрывал сущность понятий «Воспитание», «Педагогика», имея в виду, что воспитание есть наука.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым, его нужно хорошо воспитывать. Если не дать ребёнку нужного воспитания, не содержать тело в чистоте (то есть не соблюдать гигиену), с детства не формировать мировоззрение, то вырастет плохо воспитанный человек. Воспитание подобно лекарству, воспитание излечивает внутренние «язвы» и приводит к хорошему поведению, а если чистоту соблюдать (или лечить) только снаружи, на поверхности, пользы не будет [3].

Авлони призывал к дружеским, добрым и верным отношениям между людьми. Самыми высокими качествами человека он считал взаимопомощь, милосердие, поддержку в трудные для человека моменты, сочувствие в беде и несчастье. Авлони писал об этом: «Люди в мире живут под знаком любви и доброты. Без любви ни один человек не способен работать или совершить отважный поступок, или испытать удовольствие от богатств мира… Людей, живущих на Земле, объединяет любовь к народу, Родине, государству».

Нравственно-этические и духовно-просветительские идеи учёных-мыслителей Центральной Азии стали особенно актуальными в годы независимости, когда начали возрождаться национальные ценности. Они являются Путеводной Звездой в построении демократического гражданского общества и формировании гармонично развитого поколения.

Литература:
  1. Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шаҳри. — Тошкент, 1993. — 186–187 б.

  2. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Тошкент: Узбекистон, 2008. — 36 б.

  3. Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», 26–27 февраля 2012 года. — Ташкент: Ozbekiston, 2012. — 184 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle