Библиографическое описание:

Медетова Р. М. Влияние образования на формирование толерантности у учащихся в духе национального и глобального гражданства // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 383-386.

«Конечно, цель всего творенья — мы, источник знанья и прозренья — мы, круг мирозданья подобен перстню, алмаз в том перстне, без сомненья, — мы». Эти замечательные слова принадлежат знаменитому восточному мыслителю Омар Хайяму. Сегодня вся жизнь и деятельность каждой личности важна, актуальна и необходима для прогресса всего человечества. Поэтому в современном веке — веке рыночных отношений и жёсткой конкуренции в качестве ведущих факторов развития выдвинуто накопление и воспроизводство не только материальных благ и услуг, а главное — накопление знаний, опыта и умений. Значит, человеческий потенциал любой страны является её главным конкурентным преимуществом. Именно он даёт возможность адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономической мощи республики, повышения благосостояния её населения. Человеческий же потенциал страны во многом определяется образованием, развитием современной системы непрерывного образования, уровнем профессиональной компетенции учителей.

В нынешних условиях образование в Узбекистане является приоритетной функцией государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном мире. Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда и ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству. Поэтому качества личности основываются не только на знаниях, но и на способности самостоятельно пополнять их, уметь ставить и решать профессиональные задачи и жизненные проблемы.

В своём выступлении на Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» Президент Узбекистана Ислам Каримов подчеркнул: «только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями могут добиться поставленных стратегических целей развития» [1, 98].

Образование является неотъемлемой частью человеческого существования, одним из индикаторов развития личности, влияющее на общие тенденции развития республики. Проблема образования — одна из ключевых показателей, составляющих суть человеческого бытия и развития. Основная цель человеческого совершенствования заключается в создании такой окружающей политической, экономической, социальной, культурной и экологической среды, которая позволила бы обеспечить людям материальный достаток и возможность достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью. Поэтому в концепции человеческого развития образование является одним из основополагающих компонентов. Высокий уровень развития образования и обычно сопутствующий ему высокий уровень развития науки на протяжении всей человеческой цивилизации были важнейшими двигателями общественного, технического и экономического прогресса государства.

Учитывая огромную роль образования в общественном прогрессе и человеческом развитии, международное сообщество выработало целый ряд правовых норм, регулирующих отношения в области образования. Организация Объединенных Наций рассматривает содействие образованию не просто как достойную и основополагающую самоцель, а как средство созидания основы миролюбия в людях. Всеобщая декларация прав и свобод человека признала право каждого человека на образование и утвердила принцип недопустимости дискриминации. На основе Конвенции о правах ребенка провозглашается, что любой ребенок, молодой человек обладают правом на образование, удовлетворяющее его базовые образовательные потребности. Значит, образование является одной из важнейших составляющих человеческого развития, ему принадлежит главная роль в решении фундаментальных проблем общества. Следовательно, как основной компонент человеческого развития образование оказывает определяющее влияние на решение целого ряда социальных, экономических, политических и гуманитарных проблем.

В словаре В.Даля объясняется, что термин «образование» происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые восходят к слову «образ»: делать вид, создавать образ; обтёсывать, слагать нечто целое; обосновывать, улучшать духовно, просвещать; обретать ум и нрав, что означает целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку» [2, 249].

Непрерывное обучение является условием поддержания образованности молодёжи, которое может внести продуктивный вклад в экономический рост народа, что является важным в поддержке достижения всех насущных социальных целей. В системах образования всех стран мира произошли чрезвычайно грандиозные изменения, вызванные качественным изменением условий жизни человечества, как на уровне цивилизации, так и на уровне отдельной личности. Динамичное развитие образования за последние годы превратило его в один из важнейших факторов развития человека и общества. От уровня образования зависит возможность страны обеспечивать высокий уровень производительности труда и, в конечном счете, высокий уровень экономического развития. В условиях глобализации, когда способность страны к инновационному развитию становится одним из решающих факторов конкурентоспособности, высокий уровень образования населения становится уже не признаком престижа, позволяющим стране чувствовать себя причастной к «элитному» обществу, а фактором выживаемости и обеспечения экономической и политической независимости государства. Значит, страна с более грамотным населением имеет больше возможностей развития производства, создания рабочих мест, улучшение материального благополучия народа и т. д.

Для социальной сплоченности нации образование должно брать начало от семьи, которая для каждого ученика является первой школой, оставаясь основным источником поддержки и мотивации к обучению. Полученное учащимися дома воспитание и знание — ценно и важно для их развития. Поэтому гармония, терпимость, взаимопонимание и миролюбие в семьях приведут к осуществлению этих ценностей на практике. Образование как основное право человека ориентирует на всестороннее развитие личности, укрепление уважения всех прав человека и основных свобод, а также на содействие взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми народами. Оно является фундаментом культуры и искусства всех народов и влияет на формирование духовных и интеллектуальных запросов и способностей молодёжи, стимулируя развитие многочисленных способностей личности. Система образования способствует раскрытию талантов, потенциала каждого обучающегося, стимулирует развитие личности с тем, чтобы молодёжь могла улучшать собственную жизнь и принимать посильное участие в жизни республики путём самостоятельного мышления и принятия более осознанных решений. В современных условиях рассматривается влияние образования на формирование толерантности у школьников. При этом важным считается воспитание молодёжи активными гражданами своего государства и в целом, всей планеты. Это значит, что каждый школьник должен уметь общаться с представителем любой другой страны, понимать его, принимать таким, какой он есть на самом деле. Образование даёт человеку возможность научиться познавать многополярный мир, действовать, жить в нем вместе с другими людьми. Именно поэтому сегодня актуально Постановление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [3].

В современных условиях глобализации и растущей международной конкуренции богатство страны не может быть долгосрочным, если оно не поддержано растущим уровнем образования молодёжи и эффективной трансформацией полученных знаний в экономику. При сравнении ключевых параметров человеческого развития — величин индексов, характеризующих индексы образования и ВВП на душу населения можно проследить связь. Если на уровне отдельных стран высокое значение индекса образования не всегда соответствует высокому показателю ВВП, то при группировке стран по уровню дохода на душу населения такое соответствие становится очевидным. По мере увеличения индекса уровня образования повышается индекс ВВП. Краеугольная роль образования в жизни требует активного участия со стороны граждан, гражданского общества и частного сектора, для обогащения и дополнения роли государственного сектора, как в планировании, так и в проведении инициатив в области образования. Всё это достигается с помощью повышения уровня образования, поскольку образованное население имеет больший шанс и возможности:

  • быть занятым, получать стабильные и возрастающие доходы. Это сокращает масштабы социального неравенства как внутри страны, так и в международном сопоставлении;

  • быть заинтересованным в постоянном росте своей квалификации, участвовать в различных образовательных программах повышения квалификации;

  • иметь различные увлечения для занятия ими в свободное от работы время;

  • воспитывать подрастающее поколение, развивать у них интерес к образованию, а через формирование принципов человеколюбия и толерантности приобщать обучающихся к общечеловеческим нормам морали и нравственности.

Образованные люди обычно дорожат тем, что имеют, стремятся расширить свои интеллектуальные познания, приумножить материальный достаток и передать это своим потомкам. Они, как правило, не заинтересованы в конфликтах, понимая, что прогресс общества и их личный прогресс возможны только в мирных условиях. Образованных людей труднее обманом вовлечь в деструктивную деятельность. Им доступна различная литература, средства массовой информации, они могут самостоятельно мыслить и принимать более осознанные решения. Поэтому всё прогрессивное мировое сообщество заинтересовано в повышении уровня образования населения во всех странах мира.

Страны заинтересованы в повышении образованности населения, имея в виду, что грамотные люди являются носителями позитивных ценностей, без которых невозможно построить политически зрелое государство. Формирование гражданского общества, развитие демократических принципов и свобод невозможно без грамотного, образованного населения. Только образованный человек способен видеть перспективы своей страны и с гражданской ответственностью участвовать в построении ее будущего. Дальнейшее просвещение широких слоев населения необходимо для поддержки новых стратегий развития и подготовки интеллектуальной национальной элиты. В результате этих мер появится широкий круг образованных людей, способных к генерированию инновационных стратегий, разработке фундаментальных и прикладных научных открытий. Концепция человеческого развития признает условия, где приоритетен принцип «многообразие в целях развития». Безусловно, личность или социальная группа, свободно выражающие свои взгляды, прежде всего, должны иметь ясные и обоснованные цели, четко осознавать ответственность за последствия реализации своих идей, следовать принятым нормам ведения дискуссий. Иными словами, разнообразие мыслей и взглядов не должно противостоять требованиям закона, противоречить национальным интересам, переступать общечеловеческие каноны нравственности и морали.

Воспитание молодёжи гражданами своей страны, а также всего мирового сообщества настоятельно диктует необходимость внедрения в образовательный процесс специальных методик, способствующих формированию основ гражданственности и толерантности. Причем гражданственность и толерантность нужно рассматривать как совокупность культурно-исторических, духовно-нравственных знаний, умений и способностей личности. Такая совокупность качеств и знаний позволит молодёжи активно участвовать в демократическом сообществе; самостоятельно и критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; глубоко осознать чувства национальной гордости и достоинства; реализовать себя в жизни и помогать другим. Воспитание гражданственности обеспечивается взаимодействием нравственного начала и интеллектуальных критических способностей индивида.

В решении данных задач весомую роль могут сыграть специальные учебные курсы, обеспечивающие формирование гражданственности у учащихся на всех уровнях системы образования республики. Программы курсов должны предусматривать изучение общественных и гуманитарных наук как принципиального диалога учащихся с историей и общественной культурой Узбекистана. Обучающимся можно представить широкий круг тем и проблем для дискуссий, материалы для анализа систем гражданских ценностей своей страны, а также других стран мира. И, наконец, такие курсы могут анализировать наследие и разнообразие языков, которые питают и развивают гражданские ценности. Обучающиеся должны привлекаться и к объяснению ценностного содержания их собственной жизни и соответствующих условий развития гражданского общества в прошлом, настоящем и будущем. Формирование гражданственности и толерантности необходимо рассматривать как инновационный способ развития, в процессе которого учащихся готовят к разработке и осуществлению проектов для различных организаций. Тем самым школьники, овладевая соответствующими знаниями и умениями, будут заинтересованы в практической работе с другими людьми, что в дальнейшем поможет им активно внедриться в общественно-политическую и экономическую жизнь республики.

Определяя влияние образования на формирование духовных и интеллектуальных запросов и способностей ученика, ценностные характеристики образования принято рассматривать с трех взаимосвязанных позиций: государства, общества и личности.

На государственном уровне — государство заинтересовано в развитии интеллектуального потенциала страны. В эпоху широкого распространения «экономики знаний» образованность становится важнейшим компонентом развития и накопления национального богатства страны. Духовное богатство населения органично формирует в республике правовую культуру, а также способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом, правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь пользоваться ими в интересах личности, государства и общества.

На уровне общества образование сориентировано на формирование глобальных духовных ценностей, своего рода общественного менталитета и мировоззрения, нацеленного на развитие и прогресс человеческого общества. Только образованные и духовно богатые люди могут сформировать общество, способное решать проблемы с помощью переговоров, дискуссий и обсуждений. По-настоящему образованные и воспитанные люди, ни при каких условиях не приемлют насилия, любых проявлений терроризма и враждебной конфронтации. Только духовно богатые люди могут поставить глобальные проблемы выше своих личных проблем. Ведь интеллектуальное развитие общества — это основа общественного прогресса, без которого невозможен научно-технический прогресс и неосуществимы открытия, имеющие глобальный человеческий интерес — обеспечение устойчивости жизни общества.

На личностном уровне — это наиболее полная жизненная самореализация личности, возможность развития интеллектуальных способностей, заложенных природой. Одновременно это обретение общих и профессиональных знаний, создающих возможность самовыражения ученика. Образованный ученик богаче духовно, его жизнь заполнена не только материальными ценностями. Образование позволяет личности реализовать свои духовные потребности, сделать жизнь полноценной и гармоничной. В личностном плане образованному человеку легче получить работу, чем необразованному.

Предназначение образования в человеческом согласии заключается в том, чтобы примирить наше прошлое с настоящим и будущим. Это значит — не надо вычеркивать прошлое, а уметь объективно проанализировать, взять все ценное, что можно использовать сегодня и в будущем, не потеряв ни капли важного из исторического прошлого народа. Это значит, надо уметь бережно ценить историю наших предков, дедов, ибо, перечеркивая историю, мы перечеркиваем их жизнь; создать условия для взаимоуважения людей различных рас, национальностей и языков. Мировой опыт показывает, что не может быть консенсуса в обществе, если национальные меньшинства не видят возможности развития своей культуры, языка, литературы. Не может развиваться государство, замкнувшееся только в своей национальной культуре, языке, литературе; создать консенсус между различными религиями и вероисповеданиями; решать проблему взаимопонимания людей различных возрастов и поколений; создать условия для социального согласия людей с учетом процессов глобализации, происходящих в мире. Каждое государство, стремящееся к развитию материального, интеллектуального и духовного богатства своего народа, своей страны закладывает механизмы реализации этих задач. Поскольку модель образования — это реально существующий способ образовательной деятельности того или иного государства, в мире существует множество национальных моделей образования.

При формировании собственной системы образования, которая и является национальной моделью, каждая страна учитывает: основную нацеленность и ожидаемый результат от развития системы образования для данной страны в конкретный исторический период; экономические возможности государства в финансировании системы образования; применяемые механизмы и инструменты для достижения целей, поставленных перед системой образования. Однако существуют модели образования, которые не привязываются к определенным конкретно историческим социально-культурным условиям возникновения и существования, а позволяют их рассматривать на протяжении длительных периодов времени, применительно к различным государствам, этническим группам и культурам. Эти модели образования прошли долгий путь реформирования и систематизации в различных государствах, регионах мира и являются своеобразно обобщенными метамоделями, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей образования.

Таким образом, образование влияет на формирование толерантности у учащихся, которое проявляется в становлении их гражданами национального и глобального характера. Поэтому в современных условиях востребована задача подготовки молодёжи, способной: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; применять приобретённые знания на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; критически и творчески мыслить; увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и находить пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией, собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, работать сообща в разных областях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; развивать собственную духовность и нравственность.


Литература:

  1. Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», 26–27 февраля 2012 года. — Ташкент: Ozbekiston, 2012. — 184 c.

  2. Даль В. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — Москва: Изд-во «ЭКСМО», 2005. — С. 249.

  3. Постановление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года // Правда Востока. — Ташкент, 2012. — 11 декабря. — № 238 (27436). — С. 1–2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle