Библиографическое описание:

Зарипова И. В. Интерактивная доска, мини-ноутбуки и синтезатор как инструменты учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 368-371.

Дафна Дю Морье в одном из своих романов писала, что нынешние дети другие, и если наш мир был миром воображения, то их мир — мир реальности, они всё видят в истинном свете, для современного ребёнка кресло — всегда кресло, а не корабль на необитаемом острове.

Эффективность обучения, как всем известно, находится в прямой зависимости от активности учащегося. На сегодняшний день, довольно сложно вызвать интерес к содержанию обучения у младших школьников. Приходящие после детского сада дети не способны быстро включиться в процесс обучения, для них это новая ступень, и чтобы подняться на нее нужно время. К сожалению, учебный план не предполагает длительного времени для адаптации. Работая долгие годы с маленькими детьми, приходит осознание того, что в системе образования нужно многое менять: учебную литературу, количество учащихся в одном классе (чтобы не страдало качество обучения), способы подачи информации (внедрять новые технологии, усовершенствовать способы обучения). Необходимо идти в ногу со временем. Появились новые технологии, которые нужно использовать в учебном процессе. С появлением интерактивной доски, школьный урок принципиально не изменился, но у детей появился интерес к происходящему на занятиях, соответственно им стало проще воспринимать и усваивать информацию.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) — это тот период, когда происходит возрастание подвижности нервных процессов. Дети становятся импульсивными, эмоциональными и быстро реагируют на внешние раздражители, но и также быстро приходит утомление, незаинтересованность и усталость. Интерактивная доска и музыкальное сопровождение — это инструменты педагога, которые способствуют включению детей в учебную деятельность. Посредством некоторой игры и под руководством педагога, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры. До появления компьютерных технологий, маленьким детям было сложно воспринимать поступающую от педагога информацию, слова, неподкрепленные картинками, понимались с большим трудом.

Зрительное и слуховое восприятие составляют неотъемлемую часть любой деятельности человека. На интерактивной доске можно отразить значительно больше нужной информации, уроки можно «оживить» с помощью анимаций и учебных видеороликов, тем самым показать наглядно те вещи, которые раньше детям были не совсем ясны. Презентации помогают детям понять и запомнить учебный материал, потому что они узнают об окружающих предметах визуально. На основе зрительных образов строится и представление, а в дальнейшем и мышление, запоминание, воображение. Нормальное умственное развитие невозможно без зрительного восприятия. Зрительное восприятия должно быть полноценным и качественным: здесь нам и помогает интерактивная доска со всеми ее свойствами. Только увиденное может быть познано и понято. Но зрительное восприятие должно быть рационально направлено, а не стихийно. Педагог должен правильно строить урок и расставлять акценты, включать в презентацию, которая отражена на интерактивное доске, только самое важное, на что нужно обратить внимание, отработать и запомнить в течение урока. Наглядное, живое, яркое, красочное, подвижное — все, что является внешними раздражителями, способно откладываться в памяти и впоследствии усваиваться учеником. У детей должно складываться правильное восприятие величины, формы, цвета для успешного представления о предметах и его свойствах. При понимании данных явлений могут появиться и самостоятельные процессы, как память, мышление, воображение.

Не менее важно и слуховое восприятие. Музыка, пение, помогают развитию речи и коммуникативных навыков. На уроках русского языка(родной речи) хорошим помощником учителя может стать синтезатор. При прохождении большого количества тем, ученикам он может очень помочь. Пропевая звуки и проговаривая буквы под музыкальное сопровождение, значительно усиливается развитие слуховых и речевых навыков, которые нужны при фонетическом разборе слова. Ребенок становится усидчивее, так как одновременно приходится слушать ноты, проговаривать звуки, понимать происходящее и записывать характеристику звука. Музыка способна развитию левого полушария мозга, а также пространственному воображению, которое четко визуализирует различные ситуации и предметы. Развитие пространственного воображения помогает на уроках математики(геометрии). Музыка-это внешний раздражитель, способный развивать творческое мышление, которое помогает на уроках литературы(чтения).

Визуально-слуховые инструменты при правильном применении помогают педагогам объяснять учебный материал, а детям быстрее понимать его. Школам необходимо оборудовать классы интерактивными досками и музыкальными инструментами, а также обучать учителей рациональному использованию всего этого.

Мультимедийные программы, обучающие презентации, учебные фильмы должны разрабатываться с учетом возраста детей, развивать определенные навыки и умения, быть направлены на определенный результат. Подобные программы должны сопровождаться методическими указаниями.

Помимо интерактивной доски сегодня применяются и мини-ноутбуки, которые покупаются для каждого ученика, находящегося в классе. Для мини- ноутбуков есть специальные программы: шаблоны для тестирования, для контрольных и самостоятельных работ. Учитель самостоятельно может разрабатывать тесты и указывать правильные ответы, после чего посредством Wi-Fi передавать всем ученикам. После того, как кто-то из тестируемых заканчивает работу, он пересылает ее на проверку учителю. Программа фиксирует время и количество выполненных заданий, указывается личный рейтинг каждого ученика.

Нужно отметить, что начальная школа закладывает фундамент общего умственного развития ребенка, при внедрении нового способа обучения детей можно достичь невероятных результатов и улучшить качество школьного образования в целом.

Пример урока по русскому языку для второго класса с использованием мини-ноутбуков.

Тема: «Образование слов при помощи суффиксов».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов.

Задачи урока:

  1. Обучающая — формировать умения образовывать слова с помощью суффиксов.

  2. Развивающая — развивать навыки словообразования.

  3. Воспитательная — воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • ноутбук учителя, комплект мини-ноутбуков учащихся,

  • беспроводная сеть (WIFI),

  • проектор, экран,

  • Русский язык. 2 класс., «Вентана — Граф», 2012.

  • доска, мел, указка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме:

«Суффикс».

Минутка чистописания.

— Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

Норка, дочка, книжка

— Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

(все слова имеют суффикс -к-)

— Давайте запишем букву Кк в тетрадях.

— Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?

(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш)

— Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.

— Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?

(дети дают определение)

— Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?

(выделить окончание и корень)

Задание № 1. С помощью программы E-Learning учитель передаёт файл на рабочий стол учащихся.

— Сейчас каждый из вас получил задание — тест. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 5 слов, в которых вы должны найти часть слова, являющейся суффиксом. В ответ записываете сам суффикс.

Проверку правильности ответов посмотрите внизу, где у вас написано количество правильных ответов. Оцените себя на лестнице успеха.

Задание № 2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд.

Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?

(КОТ)

Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.

к

о

т


к

о

т

Ы


к

о

т

И

К


к

о

т

И

Щ

Е


к

о

т

Ё

Н

О

К


— Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?

(КОТЫ, изменение формы слова)

— С помощью чего были образованы остальные слова?

(с помощью суффикса)

  1. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».

— Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Задание № 3

Откройте учебник на странице № 123, найдите упражнение № 2. Внимательно прочитайте данные слова:

Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.

— От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.

(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)

— Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.

— Как называется этот способ словообразования?

(суффиксальный)

Физкультминутка: С использованием синтезатора.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.

Задание № 4. Индивидуальная работа с учащимися с помощью мини — ноутбуков.

Учитель, используя программу E-Learning, передаёт учащимся файл с заданием через «Передачу файлов».

— Сейчас каждый из вас получил задание. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить (если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).

Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.

Вариант № 1. Впиши суффиксы.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса — ок -

Пирог — …

Петух — …

Друг — …

Луг — …

Вариант № 3. Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.

Образец: тропинка в лесу — лесная тропинка

Дорожка в саду — …

Воротник из меха — …

Варенье из вишни — …

— Проверяем задания. Оцениваем себя на лестнице успеха.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

— Что такое суффикс?

— Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?

— Какой способ словообразования называется суффиксальным?

— Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?

  1. Подведение итогов и результатов урока.

Дети сами оценивают свои достижения на уроке. Выставление оценок в электронный журнал.

  1. Задание на дом.

— Открыли дневники, записали домашнее задание: страница № 124, упражнение № 5.

— Молодцы! Спасибо, дети, за работу на уроке.

Подводя итог, можно отметить, что использование новых технологий на уроке позволяет учителю быстро оценивать результат работы каждого ребёнка.Дети с радостью работают на таких уроках, помогают своим товарищам, любят работать в парах, группах. Урок становится интересен ребятам, они быстро включаются в познавательный процесс обучения и, при подведении итогов, нет ни одного ребёнка, который находится на последней лестнице своего успеха, а ведь самое главное — воспитание успешной личности, которая необходима нашему обществу.


Литература:

  1. http://www.ido.ru./ Егерев С. В. Компьютеры в образовании.

  2. Русский язык. 2 класс. Иванов С. В., Евдакимова А. О.,.И: «Вентана-Граф»,2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle