Библиографическое описание:

Зарипова И. В. Интерактивная доска, мини-ноутбуки и синтезатор как инструменты учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 368-371.

Дафна Дю Морье в одном из своих романов писала, что нынешние дети другие, и если наш мир был миром воображения, то их мир — мир реальности, они всё видят в истинном свете, для современного ребёнка кресло — всегда кресло, а не корабль на необитаемом острове.

Эффективность обучения, как всем известно, находится в прямой зависимости от активности учащегося. На сегодняшний день, довольно сложно вызвать интерес к содержанию обучения у младших школьников. Приходящие после детского сада дети не способны быстро включиться в процесс обучения, для них это новая ступень, и чтобы подняться на нее нужно время. К сожалению, учебный план не предполагает длительного времени для адаптации. Работая долгие годы с маленькими детьми, приходит осознание того, что в системе образования нужно многое менять: учебную литературу, количество учащихся в одном классе (чтобы не страдало качество обучения), способы подачи информации (внедрять новые технологии, усовершенствовать способы обучения). Необходимо идти в ногу со временем. Появились новые технологии, которые нужно использовать в учебном процессе. С появлением интерактивной доски, школьный урок принципиально не изменился, но у детей появился интерес к происходящему на занятиях, соответственно им стало проще воспринимать и усваивать информацию.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) — это тот период, когда происходит возрастание подвижности нервных процессов. Дети становятся импульсивными, эмоциональными и быстро реагируют на внешние раздражители, но и также быстро приходит утомление, незаинтересованность и усталость. Интерактивная доска и музыкальное сопровождение — это инструменты педагога, которые способствуют включению детей в учебную деятельность. Посредством некоторой игры и под руководством педагога, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры. До появления компьютерных технологий, маленьким детям было сложно воспринимать поступающую от педагога информацию, слова, неподкрепленные картинками, понимались с большим трудом.

Зрительное и слуховое восприятие составляют неотъемлемую часть любой деятельности человека. На интерактивной доске можно отразить значительно больше нужной информации, уроки можно «оживить» с помощью анимаций и учебных видеороликов, тем самым показать наглядно те вещи, которые раньше детям были не совсем ясны. Презентации помогают детям понять и запомнить учебный материал, потому что они узнают об окружающих предметах визуально. На основе зрительных образов строится и представление, а в дальнейшем и мышление, запоминание, воображение. Нормальное умственное развитие невозможно без зрительного восприятия. Зрительное восприятия должно быть полноценным и качественным: здесь нам и помогает интерактивная доска со всеми ее свойствами. Только увиденное может быть познано и понято. Но зрительное восприятие должно быть рационально направлено, а не стихийно. Педагог должен правильно строить урок и расставлять акценты, включать в презентацию, которая отражена на интерактивное доске, только самое важное, на что нужно обратить внимание, отработать и запомнить в течение урока. Наглядное, живое, яркое, красочное, подвижное — все, что является внешними раздражителями, способно откладываться в памяти и впоследствии усваиваться учеником. У детей должно складываться правильное восприятие величины, формы, цвета для успешного представления о предметах и его свойствах. При понимании данных явлений могут появиться и самостоятельные процессы, как память, мышление, воображение.

Не менее важно и слуховое восприятие. Музыка, пение, помогают развитию речи и коммуникативных навыков. На уроках русского языка(родной речи) хорошим помощником учителя может стать синтезатор. При прохождении большого количества тем, ученикам он может очень помочь. Пропевая звуки и проговаривая буквы под музыкальное сопровождение, значительно усиливается развитие слуховых и речевых навыков, которые нужны при фонетическом разборе слова. Ребенок становится усидчивее, так как одновременно приходится слушать ноты, проговаривать звуки, понимать происходящее и записывать характеристику звука. Музыка способна развитию левого полушария мозга, а также пространственному воображению, которое четко визуализирует различные ситуации и предметы. Развитие пространственного воображения помогает на уроках математики(геометрии). Музыка-это внешний раздражитель, способный развивать творческое мышление, которое помогает на уроках литературы(чтения).

Визуально-слуховые инструменты при правильном применении помогают педагогам объяснять учебный материал, а детям быстрее понимать его. Школам необходимо оборудовать классы интерактивными досками и музыкальными инструментами, а также обучать учителей рациональному использованию всего этого.

Мультимедийные программы, обучающие презентации, учебные фильмы должны разрабатываться с учетом возраста детей, развивать определенные навыки и умения, быть направлены на определенный результат. Подобные программы должны сопровождаться методическими указаниями.

Помимо интерактивной доски сегодня применяются и мини-ноутбуки, которые покупаются для каждого ученика, находящегося в классе. Для мини- ноутбуков есть специальные программы: шаблоны для тестирования, для контрольных и самостоятельных работ. Учитель самостоятельно может разрабатывать тесты и указывать правильные ответы, после чего посредством Wi-Fi передавать всем ученикам. После того, как кто-то из тестируемых заканчивает работу, он пересылает ее на проверку учителю. Программа фиксирует время и количество выполненных заданий, указывается личный рейтинг каждого ученика.

Нужно отметить, что начальная школа закладывает фундамент общего умственного развития ребенка, при внедрении нового способа обучения детей можно достичь невероятных результатов и улучшить качество школьного образования в целом.

Пример урока по русскому языку для второго класса с использованием мини-ноутбуков.

Тема: «Образование слов при помощи суффиксов».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов.

Задачи урока:

  1. Обучающая — формировать умения образовывать слова с помощью суффиксов.

  2. Развивающая — развивать навыки словообразования.

  3. Воспитательная — воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • ноутбук учителя, комплект мини-ноутбуков учащихся,

  • беспроводная сеть (WIFI),

  • проектор, экран,

  • Русский язык. 2 класс., «Вентана — Граф», 2012.

  • доска, мел, указка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме:

«Суффикс».

Минутка чистописания.

— Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

Норка, дочка, книжка

— Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

(все слова имеют суффикс -к-)

— Давайте запишем букву Кк в тетрадях.

— Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?

(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш)

— Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.

— Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?

(дети дают определение)

— Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?

(выделить окончание и корень)

Задание № 1. С помощью программы E-Learning учитель передаёт файл на рабочий стол учащихся.

— Сейчас каждый из вас получил задание — тест. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 5 слов, в которых вы должны найти часть слова, являющейся суффиксом. В ответ записываете сам суффикс.

Проверку правильности ответов посмотрите внизу, где у вас написано количество правильных ответов. Оцените себя на лестнице успеха.

Задание № 2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд.

Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?

(КОТ)

Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.

к

о

т


к

о

т

Ы


к

о

т

И

К


к

о

т

И

Щ

Е


к

о

т

Ё

Н

О

К


— Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?

(КОТЫ, изменение формы слова)

— С помощью чего были образованы остальные слова?

(с помощью суффикса)

  1. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».

— Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Задание № 3

Откройте учебник на странице № 123, найдите упражнение № 2. Внимательно прочитайте данные слова:

Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.

— От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.

(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)

— Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.

— Как называется этот способ словообразования?

(суффиксальный)

Физкультминутка: С использованием синтезатора.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.

Задание № 4. Индивидуальная работа с учащимися с помощью мини — ноутбуков.

Учитель, используя программу E-Learning, передаёт учащимся файл с заданием через «Передачу файлов».

— Сейчас каждый из вас получил задание. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить (если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).

Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.

Вариант № 1. Впиши суффиксы.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса — ок -

Пирог — …

Петух — …

Друг — …

Луг — …

Вариант № 3. Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.

Образец: тропинка в лесу — лесная тропинка

Дорожка в саду — …

Воротник из меха — …

Варенье из вишни — …

— Проверяем задания. Оцениваем себя на лестнице успеха.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

— Что такое суффикс?

— Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?

— Какой способ словообразования называется суффиксальным?

— Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?

  1. Подведение итогов и результатов урока.

Дети сами оценивают свои достижения на уроке. Выставление оценок в электронный журнал.

  1. Задание на дом.

— Открыли дневники, записали домашнее задание: страница № 124, упражнение № 5.

— Молодцы! Спасибо, дети, за работу на уроке.

Подводя итог, можно отметить, что использование новых технологий на уроке позволяет учителю быстро оценивать результат работы каждого ребёнка.Дети с радостью работают на таких уроках, помогают своим товарищам, любят работать в парах, группах. Урок становится интересен ребятам, они быстро включаются в познавательный процесс обучения и, при подведении итогов, нет ни одного ребёнка, который находится на последней лестнице своего успеха, а ведь самое главное — воспитание успешной личности, которая необходима нашему обществу.


Литература:

  1. http://www.ido.ru./ Егерев С. В. Компьютеры в образовании.

  2. Русский язык. 2 класс. Иванов С. В., Евдакимова А. О.,.И: «Вентана-Граф»,2012.

Основные термины: помощью суффиксов, учителя начальных классов, слуховое восприятие, музыкальное сопровождение, интерактивной доски, учебный материал, новые технологии, процесс обучения, Интерактивная доска, фонетическом разборе слова, навыки словообразования, рабочем столе, инструменты учителя начальных, правильное восприятие величины, современного ребёнка кресло, новые слова, хорошим помощником учителя, словарные слова, Дафна Дю Морье, появлением интерактивной доски

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle