Библиографическое описание:

Хвощевская Е. А. Применение наказания в виде обязательных работ // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 264-267.

Суровость наказания должна зависеть от тяжести преступления, а по своему содержанию являться причинением виновному в совершении преступления, на основании судебного приговора, различных правоограничений.

Обязательные работы это новый в современном отечественном уголовном праве вид наказания. Обязательные работы не были свойственны советскому уголовному законодательству. Несмотря на это, они имеют исторические корни в дореволюционном уголовном законодательстве. Так, в дореволюционный период аналогом данного наказания были «общественные работы». Широкого применения на практике они не получили ввиду несовершенства правовой базы, ограниченного круга лиц, к которым было возможно применение этого наказания, отсутствия контроля осужденных. В первые годы советской власти сходная мера – бесплатные «принудительные работы» – уступила месту оплачиваемым принудительным работам, прообразу исправительных работ.

Обязательные работы, как вид уголовного наказания впервые были введены в России УК РФ 1996г., однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ1 и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ2.

До 10 января 2005 г. обязательные работы в качестве уголовного наказания судам применять не следовало, законодатель дважды вводил отлагательную норму в отношении его практического применения.

Суть рассматриваемого наказания заключается в выполнении осужденным бесплатных общественных работ в свободное от работы или учебы время.

В отличие от исправительных работ, обязательные работы в меньшем объеме ограничивают права и свободы осужденных3. В соответствии со ст. 10 УИК РФ осужденные ограничиваются в конституционных правах на свободный выбор вида труда и его добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых. Приведу существенные отличия - исправительные работы применяются только к лицам, не имеющим основного места работы, тогда как обязательные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Другими словами, при назначении обязательных работ предполагается наличие у осужденного основного места работы. Существенным отличием обязательных работ от исправительных является и то, что при их исполнении предполагается выполнение бесплатных общественных работ, также при исправительных работах осужденного трудоустраивают и из его заработка производят удержания в доход государства. Срок обязательных работ измеряется в часах, тогда как срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах.

Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

При применении обсуждаемого вида наказания, решаются многие проблемы нравственно-психологического и социального характера, и это в первую очередь не приобщение к «тюремным традициям», осужденный не успевает отвыкнуть от привычной микросреды, не теряет родственных и социальных связей. Как следствие - отбытое наказание окажет более эффективное превентивное влияние, чем условное осуждение, так как «не является фантомом, только пугающим того, кто посягает на нормы права, а будет реально ощущаемым последствием такого посягательства»4. Но существуют и проблемные вопросы в применении данного наказания.

Введением наказания в виде обязательных работ была значительно увеличена штатная численность УИИ, для координации деятельности районных инспекций образованы межрайонные инспекции, существенно укрепляется материально-техническое обеспечение их деятельности (строятся специальные помещения, оснащенные необходимыми техническими средствами, обеспечивается необходимый транспорт), что потребовало материальных, финансовых и иных затрат со стороны государства.

Потребовались значительные расходы и для расширения возможностей назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, с целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными установленных для них судом обязанностей и ограничений приняты меры по развитию системы технических средств надзора и контроля, а также автоматизированного компьютерного учета соответствующих категорий лиц. Постановлением Правительства от 31 марта № 198 об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями5 утверждается прилагаемый перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. Правительством Российской Федерации приняты решения о выделении денежных средств на закупку так называемых электронных браслетов, аудиовизуальных устройств.

Существенные проблемы и недоработки исполнения данного вида наказаний в отношении несовершеннолетних - так, например, свободное от основной работы или учебы время законодателем точно не определяется (вечер, выходные или праздничные дни, каникулы и т.д.). Перенесение исполнения обязательных работ для учащихся осужденных на летние месяцы повлияло бы на них только положительным образом, в плане того что, исполнение наказания не повлияет на учебу осужденного, и у него не будет ссылок на различные мероприятия в школе, в летнее время он будет занят и не сможет «слоняться без дела», проблематичной станет его поездка с родителями в отпуск, что явится для него своеобразным "дополнительным наказанием".

Действующим уголовным и уголовно-исполнительным законодательством не регламентируется ситуация, когда осужденный к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период отбывания наказания. В случае если он продолжает основную работу, никаких проблем не возникает. Однако если осужденный по достижении пенсионного возраста решит прекратить трудовую деятельность, будет нарушено одно из условий отбывания обязательных работ, а именно их выполнение в свободное от основной работы время.

Законодательством не регламентируется и ситуация, при которой осужденная к обязательным работам в период предоставленной ей на основании ч. 3.1 ст. 26 УИК РФ отсрочки отбывания наказания родит ребенка. Согласно ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. В соответствии же со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, фактически в этот период отбывать наказание в виде обязательных работ она не может, поскольку не работает. Отсрочка же на три года, сохраняющая состояние судимости, в данном случае нецелесообразна. Дискутируется вопрос об освобождении женщины, родившей ребенка, от дальнейшего отбывания данного вида наказания.

Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова. Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно:

- заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний6.Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают7.

- из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны.

- возмездность трудового договора, а обязательные работы - это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно.

Сложившаяся практика трудоустройства осужденных к обязательным работам не позволяет обеспечить качественное исполнение решений судов. Еще многие вопросы нуждаются в решении и, по возможности, поддержки со стороны Федерального Собрания, иных властных структур, а также институтов гражданского общества.


Литература:
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями);

  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и дополнениями);

  3. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ»;

  4. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета» от 9 декабря 2011 г. N 278;
  5. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»// «Российская газета» от 7 апреля 2010 г. N 72;
  6. Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142);
  7. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. А.В. Бриллиантова). – «Проспект», 2011 г.;

  8. Белянинова Ю.В./Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». – система Консультант плюс – 2012г.;

  9. Зубкова А.И //Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.;

  10. Завидов Б.Д// « Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и несвязанного с лишением свободы» // Завидов Б.Д. , Подготовлен для системы Консультант Плюс.;
  11. Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, №1.;
  12. Селиверстов. В.И. //Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.И. Селиверстова). - М.: "Проспект", 2011.;

  13. Селиверстов В.И. / Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (Под редакцией председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний, ректора Московского института права, заслуженного деятеля наук Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова). - М.: "Проспект", 2011.;

  14. Трунов И.Л.// Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО», 2006.
  15. Уголовно-исполнительное право: Учебник/ А.С. Михлин, П.Г. Понаморев и др. под ред. Профессора И..В. Шмарова. -М.: Новый Юрист, 1998.
  16. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями)

2 Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ".

3 Зубкова А.И //Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.

4 Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, №1.

5Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»// «Российская газета» от 7 апреля 2010 г. N 72.

6 Белянинова Ю.В./Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". – система Консультант плюс - 2012.

7 Селиверстов В.И. / Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (Под редакцией председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний, ректора Московского института права, заслуженного деятеля наук Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова). - М.: "Проспект", 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle