Библиографическое описание:

Салиева М. Н. Теоретические предпосылки по изучению инноваций и интерактивных методов обучения в свете решения проблем преподавания студентам иностранных языков // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 397-399.

Часто мы рассматриваем процесс накопления знаний как необходимый атрибут накопления ценностей. Обращение к проблеме ее развития предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процесс обучения. Здесь речь идет об инновациях, введения новых методов в процедуру передачи знаний.

Создание нового становится творчеством культурных знаний лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает распространение среди знатоков, в нашем случае, в образовательной среде.

Предположим, «инноватор» рассказывает о своей теории, опытах и путях решения проблемы, и утверждает, что он собирается внести коррективы в процесс, скажем «обучения», то такая форма вызывает отклик со стороны людей определенного сообщества. А если такая корректировка вызывает сомнения и дополнительное время экспериментов, то предложение нельзя назвать ни инновацией, ни ново вводимым методом. Правда, бывает и так, что инновация или модернизация, как процесс в какой-то области, в определенный момент находят своих последователей и признания современников.

Источники национальных инноваций следует искать в исторических условиях обучения и формирования процесса образования. Эти понятия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни то или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с этапами обучения. Культурные или образовательные инновации — это источники многообразия исторических процессов, придающие им сохранность и передачу знаний поколениями. И эта неповторимость, незаменимость определяет необходимость особенно бережного отношения к процессу обучения молодежи.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его становления — усвоения опыта прошлых поколений. Сегодня этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного обучения в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества или через ту систему образования, которая ужу функционирует в обществе, отвечая каким-то требованиям.

Как показывает история развития инновационных процессов в гуманитарных науках, разнообразные ее формы возникли не сразу. Наиболее «древней» является связь педагогики и психологии в определении компонентов, механизмов, роли и задач интерактивных методов обучения. Исходным пунктом инноваций является ее связь с практикой. Возникнув из практики, опыта, научные идеи, теории становятся руководством к действию во время учебного процесса. И процессе применения происходит проверка их истинности. Практика выступает как объективный критерий для оценки, определения истинности, необходимости новых методов.

В последнее время педагоги чаще говорят о «модернизации образования», что естественно связано с обширным переходом в информационно-коммуникационные технологии и в изучение иностранных языков. Модернизация образования складывается на основе компьютера с видеотехникой при помощи, скажем, английского языка. Личные контакты: преподаватель и студент, чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях выхода студента/студентки в электронный мир информации. Получается как бы модернизированный, педагогически одобряемый «замкнутый круг» инновации в обучении.

Для общества необходимо, чтобы его члены владели иностранным языком. Для большинства молодежи как членов общества, в целом, иностранный язык — ценность потенциальная, а не реальная. В силу этого иностранный язык не выступает как личностная ценность. Противоречие должен снять педагог — посредник между обществом и студенческой аудиторией. Его задача, перевести общественную ценность в ценность личностную.

В методической литературе последних двух десятилетей вряд ли найдется более частое слово, чем «коммуникативный». Пробившись сквозь бетонные стены традиционных обучений, коммуникативная методика завоевала себе место под солнцем образования и как таковая уже не нуждается в поддержке. И она стала также модой для обозначения и указания многих других методик и методов. Как неудобно бывает признаться в том, что вы не читали такой-то бестселлер, так неудобно стало заявлять о себе как о противнике «коммуникативного».

Можно сказать, что наступило время, когда коммуникабельность должна бояться не своих врагов, а своих сторонников. Это теперь не парадокс, а реальность обучения иностранным языкам.

Сегодня у модернизации все более отчетливо обнаруживается еще одна функция — она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления. Наиболее четко данная функция проявляется в ситуациях, когда научные методы и ее данные используется для разработки крупных межгосударственных проектов.

Таким образом, процессы инновации, интерактивные методы оказывают комплексное воздействие на учебную жизнь студентов вузов, затрагивая их коммуникативно-техническую область познаний.

Все это, конечно, не означает, что процесс обучения строится как копия процесса общения. Более того, в процессе общения есть параметры, моделировать которые с точки зрения обучения совершенно не имеет смысла.

Сформировать процесс обучения как инновационный метод подхода к принципам образования, означает — моделирование лишь основных, жизненно важных, существенных параметров обучения, к которым относятся: характер деятельности студента, взаимоотношения и взаимодействия педагога и студента, ситуативные формы функционирования процесса преподавания, содержательные основы процесса инноваций, система технических и учебных средств. И усвоение которых обеспечило бы достижение образовательной цели.

Нельзя также не заметить, что инновационный пыл может угаснуть. Дело в том, что временные, социальные и экономические затраты на обучение иностранным языкам часто не сопоставимы с тем мизерным результатом, который мы получаем в виде так называемого практического владения языком. И казалось бы, вполне правомерно возникает вопрос: «Может ли модернизация как процесс стать основой учебного процесса?»

В настоящее время пропаганда интерактивных методов является настоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именно интерактивные методы адекватны образовательной цели, помогая тем самым, обучать даже тех, у кого имеются физические недостатки, и во-вторых, потому, что интерактивные методы обогащены новыми исследованиями, которые очень необходимы педагогу.

Один из важнейших источников педагогических выводов и обобщений — повседневная практика обучения, в которой интерактивные методы выступают в скрытом, свернутом виде. Педагоги, руководствуясь определенными целями, могут встретиться с препятствиями, которые не известны теории или известны, но еще не изучены. Возникает потребность их исследовать. Но, как известно, успешно исследовать можно лишь то, что подготовлено предшествующими работами, уже достигнуто конкретным уровнем теории или практики. Исследовательская работа же над слишком широкими, аморфными проблемами при нерасчлененности объекта и неумении выделить доступные для исследования стороны, правильно наметить этапы изучения приводит исследователей к неудачам.

Дорогу в будущее образовательного процесса мы прокладываем сегодня. Прогресс в этом во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, крепко вооруженные современными знаниями и методами, повлияем на получение знаний обучающимися.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle