Библиографическое описание:

Димитров И. Л. Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 113-116.

Современная рыночная экономика очень динамична. Рынки перенасыщены товарами, предложение уже давно превышает спрос. И каждый производитель задается вопросом: как выжить в таких условиях? как сделать свой товар уникальным, востребованным и конкурентоспособным. Также и современный человек — потребитель не просто заинтересован и ждет новых идей и разработок от уже знакомых брендов, но и с таким же энтузиазмом встречает гаджеты от новых инновационных фирм. Это говорит о том, что потребитель зачастую может отдать предпочтение новейшим разработкам только появившейся на рынке фирмы, чем не столь технологичному продукту уже известного и хорошо знакомого бренда.

Например, как несколько лет назад произошло с компанией Nokia,которая долгое время была абсолютным лидером на рынке мобильных телефонов. Компания Apple в кротчайшие сроки сориентировала внушающую долю потребителей на своей высокотехнологичной линейке. Поэтому отметим, что инновационная деятельность крайне важна любой фирме, дабы сохранить конкурентоспособность и занять лидирующие позиции в своем сегменте рынка. И конечно современному обществу в целом, которое постоянно следит за последними разработками и уже не может представить свою жизнь без многих благ, появившихся за последние несколько лет.

Но, как и любая деятельность, — инновационная, даже в большей степени сопряжена с рисками. В начале реализации проекта мы должны оценить не только весь свой потенциал, но и возможные угрозы и риски проекта.

Основным критерием успешной разработки инновационного бизнес-проекта является всесторонний анализ реализации научной идеи. Необходима оценка возможного спроса на новый продукт, насыщенности потенциального сегмента рынка, наличие аналоговых разработок у конкурентов и т. д. Научно-технические проекты реализуются с целью вытеснить или усовершенствовать существующие продукты или породить спрос на новый уникальный продукт. Но в обоих случаях проекты должны быть коммерчески окупаемыми.

Для этого необходимо идентифицировать все возможные риски, так как для инновационных проектов, как ни для каких других, характерна очень высокая степень риска. Можно привести много примеров рисков различной категории (неполучение достаточного уровня финансирования, отказ партнера от исполнения своих обязательств, неполучение патента или с опозданием и т. д.), которые в совокупности могут привести к полному провалу даже очень перспективного проекта.

Итак, мы видим, на сколько важно не только иметь инновационную идею, а еще и спрогнозировать четкий план для ее реализации, учитывая все возможные риски и угрозы. Инновационная деятельность крайне затратная и требует колоссального труда для преодоления массы барьеров, чтобы новый продукт не только вышел на рынок, но и нашел своего потребителя, то есть он породил спрос. Это должно быть отражено в бизнес-плане инновационного проекта, который должен быть более глубоким и проработанным, чем обычный. И, как минимум, отражать ответы на следующие вопросы:

  1. насколько перспективный и доступный для во вхождения является будущий сегмент рынка, кто наши потенциальные конкуренты?

  2. каковы наши сильные стороны и возможности, обеспечивающие нам конкурентное преимущество?

  3. какие риски угрожают проекту, и как планируется их минимизировать?

  4. какая сумма требуется для старта и дальнейшего развития от венчурного инвестора?

  5. какова предполагаемая коммерциализация нашего проекта, сколько займет стартовый период и оценка характерных ему убытков?

Вернемся к поставленной задаче идентификации инновационных рисков, это самый начальный и самый важный этап риск-менеджмента, а именно постараемся ответить на вышеперечисленный вопрос: «Какие риски угрожают проекту, и как планируется их минимизировать?»

Для того чтобы найти противодействие рискам мы должны в начале их выявить. Но как же их идентифицировать? Риски инновационной деятельности практически всегда связаны с полной неопределенностью, поэтому целесообразно применять экспертные методы. Для идентификации рисков необходимы:

  1. специалисты, которые должны хорошо знать основные аспекты, связанные с источниками и причинами рисков. Эти специалисты называются экспертной группой. Важную роль в этом процессе играет опыт участников. Однако просто собрать экспертные мнения и оценки недостаточно.

  2. следующий очень ответственный момент — это сформировать экспертную группу, чтобы каждый участник был заинтересован достижением поставленных целей, готов работать в команде и разделять взгляды других.

  3. так как на протяжении всего процесса идентификации рисков, основным материалом работы экспертов будет информация (сборка, анализ, систематизация, заключения, прогнозы т. д.), то самый важный, на наш взгляд, этап — «загрузка» экспертов всеобъемлющей, актуальной информацией.

Рассмотрим данный этап подробнее. Существует первичная информация — это достоверные факты, полученные от таких источников, как руководитель проекта, его заместителей, лиц вовлеченных в инновационную деятельность. Первичная информация считается «сырой», так как она необработанная и несистематизированная. Нас же интересует вторичная информация, обработанная и целостная, на основе которой экспертная группа сможет сделать более объективный анализ по выявлению рисков. Это может быть аналитические таблицы и наглядные графики по осваиваемой деятельности, подробное описание сильных сторон инновационного продукта, показатели и характеристики возможных конкурентов, выпускающих товары-аналоги, оргструктура проекта и другие наглядные представления.

Также важно отметить, что вся собранная информация должна быть качественной, а именно отвечать следующим критериям:

  • актуальность, (заведомо нести в себе прогнозы на будущее). Лучшая деловая информация не та, которая актуальна на данный момент, но и которая касается будущих периодов. Это очень важно для инновационной деятельности.

  • достоверность, (устойчивость информации, которая не будет искажаться под влиянием «общественного мнения», а именно СМИ, — это еще один барьер в инновационной деятельности, который может вызвать недоверие у потребителя к продукту).

  • релевантность, (степень соответствия и готовности информации для решения, поставленной нами задачи — идентификации рисков).

  • полнота, (степень достаточности имеющихся характеристик о нашем инновационном продукте и о проекте в целом).

И последнее, что необходимо принять во внимание, — это «старение» информации. Как и любая материальная вещь, неизбежно подлежит износу, так и информация подвержена моральному «старению», а именно она постепенно теряет все вышеперечисленные нами свойства. Для этого опытный менеджер проекта должен обозначать интервалы, в течение которых актуальна наша собранная информация.

Выделяют оперативно-тактическую информацию, теряет ценность примерно по 10 % в день. (Данная информация требует срочной обработки и выработки управленческого решения, иначе она становится ничтожной примерно через 10 дней. Это могут быть краткосрочные планы и задачи, предложения партнеров или просто постоянная динамика курса валют).

Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10 % в месяц (это все сведения о нашем проекте, которые ранее мы обозначили как — вторичную информацию).

Информация о неизменных (малоизменяемых) объектах (наша инфраструктура, природные ресурсы, транспортная сеть) теряет ценность примерно по 15 % в год.

Схематично это отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Старение информации


Из рис.1 наглядно видно, как по прошествии определенных периодов информация полностью теряет свою ценность и не может быть полезна для решения поставленных задач. Требуется полное обновление информационной базы.

Таким образом, мы подошли к последнему этапу идентификации рисков инновационного проекта.

Интеграция экспертных оценок — еще одна нелегкая ступень в процессе идентификации рисков. Данная проблема отсутствует лишь при наличии только одного эксперта, но и в этом случае существует риск — однобокости взглядов. Поэтому, чтобы получить актуальный список существующих рисков, необходима целая группа высококвалифицированных специалистов, не обязательно напрямую вовлеченных в нашу деятельность, экспертные мнения сторонних специалистов также очень важны. Рассмотрим методы идентификации рисков.

«Мозговой штурм». Самый простой и распространенный метод идентификации, который существует очень давно. Экспертная группа высказывает любые идеи, которые записываются и подлежат последующей обработке: структурируются и оцениваются. Ключом к успеху данного метода является тщательное рассмотрение каждой идеи, воздержание от критики мнения своего оппонента. На практике же этот метод встречается со многими трудностями, так как результатом является бесчисленное количество идей, которое просто иногда невозможно обработать.

Но сейчас метод мозгового штурма получил распространение в методе карточек Кроуфорда и с успехом применяется во многих компаниях. Метод становится анонимным и позволяет выявить (идентифицировать) и ранжировать риски в порядке их важности. Каждый участник экспертной группы на листке бумаги записывает наиболее важный, по его мнению, риск (угрозу) с кратким комментарием. Собрав информацию, уже можно по похожим формулировкам объединить группы рисков по степени важности. В заключение происходит совместный анализ всех выделенных рисков и принимается решение. Предложения от каждого эксперта выдвигаются анонимно, окончательное решение считается групповым. В этом методе крайне важен грамотный подбор экспертов, тогда можно с высокой вероятностью идентифицировать большинство значимых рисков.

Также можно выделить метод Делфи. Этот метод несколько более затратный по времени, поскольку выполняется в несколько операций. Вначале проводится письменный опрос подобранных экспертов, затем полученные мнения анализируются и обобщаются сторонними лицами, а уже потом вновь рассылаются экспертам в виде интегрированного списка рисков, по которому эксперты и делают свои заключения. Данный метод позволяет проанализировать риски несколько раз, систематизировать их, автоматически отодвигая маловероятные и незначительные на второй план.

Следует также обратить внимание на малораспространенные методы, которые могут быть очень актуальны и действенны по отношению выявления рисков в инновационной деятельности.

Метод «суда». Используется по аналогии судебного процесса. На основе анализа имеющейся информации, формируется список альтернатив, в нашем случае возможных угроз, инновационных барьеров, рисков или наоборот сильных сторон проекта. Эксперты делятся на противников и защитников рассматриваемых альтернатив. Также выделяются эксперты, которые обобщают доводы, выступая в роли «судьи», это могут быть сами менеджеры проектов, и выносят окончательное решение. Данный метод поможет идентифицировать наиболее важные, весовые угрозы и дать четкое обоснование им, или наоборот опровергнуть существование некоторых рисков, предположив их влияние на наш проект с очень низкой вероятностью.

Метод комиссий. Данный метод незаменим при отработке всех возможных сторон существующей конкретной задачи. Например, выбора источника финансирования инновационного проекта и сопутствующие данному процессу риски. Процедура состоит в многократном обсуждении волнующего вопроса, происходит обмен мнениями в свободной форме «методом круглого стола». Руководитель непосредственно регулирует весь процесс, предварительно разрабатывая программу обсуждения. Метод применим для обсуждения многих глобальных для проекта вопросов и даже выбора проекта в целом, обоснования его актуальности и новизны. Все зависит лишь от качества подобранной экспертной группы и загруженной информации, о чем мы говорили ранее.

Экспертных методов выявления рисков очень много. Какой подойдет для конкретного проекта, конкретной ситуации, решать лишь опытному менеджеру, возможно, придется комбинировать методы или проводить их неоднократно. Самое главное получить результат — экспертная группа должна четко сформировать список наиболее важных рисков. Как и правильно поставленный вопрос уже заведомо содержит ответ, так и хорошо идентифицированный риск облегчает выработку мер по его управлению.

Если риски будут грамотно идентифицированы на начальном этапе, то мы сможем во время разработать стратегию по их управлению или вообще уйти от риска.

Необходим всесторонний анализ тенденций рынка по выявлению возможных рисков и угроз. И, как нам кажется, при разработке любого проекта должен быть «пессимистичный» настрой по отношению к рискам, то есть всегда надо ожидать и быть готовым к самому худшему. И заготавливать противодействие.

Очень большую значимость при идентификации играет экспертная группа и качественная информация. При идентификации мы должны выявить причину возникновения риска, степень угрозы и возможные последствия. Это является достаточной почвой для дальнейшего анализа и управления риском. Как правило, уже в процессе идентификации рисков частично вырабатываются меры по управлению ими, иными словами, риск-менеджмент «окупается» очень быстро, если соотносить его с возможными потерями. Худшее же, что можно сделать со списком идентифицированных рисков — забыть о нем сразу же после составления. Хотелось бы уделить внимание этой проблематике.

Конечно, недостаточно просто выявить риски, необходимо грамотное управление. А управление рисками предполагает много усилий на выработку стратегий по минимизации рисков. Также следует учесть возможность неудачи и потерь от выбранной стратегии. Поэтому психология людей оттягивает этот момент до тех пор, пока риск или угроза, не достигнут критической точки. Но без системы риск-менеджмента инновационному предприятию просто не выжить в современной рыночной экономике. В инновационной деятельности необходимо не строго следовать всем правилам и догмам ведения бизнеса, а отказаться от тривиальных взглядов и мыслить творчески. Ведь для того, чтобы вывести на рынок новый чуждый продукт, необходимы не дюжие усилия. Поэтому, чтобы инициировать все эти процессы, объединить воедино и привести к успеху, необходим опытный руководитель — менеджер. Нам кажется, в последнее время предприниматели стали забывать, что именно они являются основным «ресурсом» для создания экономических благ. Из экономической теории мы знаем, что основные факторы производства — это земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Данные «уникальные» способности и должны находить наиболее эффективные варианты соединения всех остальных факторов, дабы удовлетворить потребности людей и максимизировать свою прибыль.

По мере реализации проекта необходимо постоянно возвращаться к ранее идентифицированным рискам. Но рано или поздно выявленными рисками необходимо управлять, чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновационными рисками, а именно предпринимательские способности раскроют весь свой потенциал, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle