Библиографическое описание:

Сафиязова Д. Ж. Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 399-401.

Целью высшего образования является подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных квалифицированных кадров, способных обеспечить социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, самостоятельно работать по избранной специальности в условиях рыночной экономики.
В свете современных требований к образованию и воспитанию, сформулированных в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан, особую актуальность приобретает воспитание у студентов потребности в самообразовании, формировании навыков работы с книгой, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать свою точку зрения, пользования справочной литературой [1, с.35].
Обучение русскому языку как неродному должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить решение коммуникативных задач, возникающих в реальном речевом общении.
Одной из основных сфер коммуникации для студента института физкультуры является профессиональная сфера. И поэтому обучение навыкам работы с литературой по специальности служит важнейшей составляющей профессионализма и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускника вуза.
Объем и содержание учебного материала должны приводиться в соответствии с содержанием профильных и смежных изучаемых дисциплин, социальных и профессиональных потребностей студентов.
Установление межпредметных связей является одним из стимулов повышения интереса студентов к русскому языку. Роль преподавателя специальной дисциплины заключается в постановке перед студентами таких познавательных и учебных задач, для решения которой им необходима дополнительная литература на русском языке, а роль преподавателя русского языка заключается в обучении студентов в работе с этой литературой, в выработке у них соответствующих умений и навыков.
Первокурсники имеют еще очень слабые представления о необходимых профессиональных компетенциях. Поэтому вся ответственность по подбору информации, акцентирование важности деталей или обобщения, мотивация студентов к осуществлению учебной деятельности лежит на преподавателях всех изучаемых дисциплин. Учебные тексты, проблемы для обсуждения, материалы для творческих проектов и заданий отбираются преподавателем языка в контексте решения практически и личностно значимых учебных и будущих профессиональных задач.
Чтение как вид речевой деятельности в неязыковом вузе приобретает особое значение, являясь основным источником информации по специальности и источником получения знаний для самообразовательных целей.
В связи с этим мы предполагаем одновременную работу по трем параметрам: работа над учебными текстами; использование на занятиях дополнительных источников; внеаудиторное чтение.
Текст, как средство для усвоения языка и важный источник знаний, позволяет ввести в практику преподавания принцип комплексной подачи материала.
Программа по русскому языку в УзГИФК рассчитана на студентов, окончивших школу с нерусским языком обучения. Она составлена таким образом, что в I семестре студенты должны овладеть навыками общения на русском языке в бытовой и социально-культурной сферах. Предусматривается изучение лексических тем, таких как «Великий и могучий русский язык», «Наша семья», «Моя биография», «Распорядок дня — мой помощник», «Моя родина — Узбекистан», «Живопись — отражение жизни народа». Но, несмотря на это, профессиональная направленность вуза учитывается на каждом занятии. Так, при прохождении темы «Наша семья» студентам предлагается работа с дополнительным материалом «Лучшая спортивная семья». Можно предложить самостоятельно подготовить небольшое сообщение о семье известного спортсмена или тренера.
II семестр включает профессионально ориентированный текстовой материал с общеспортивной и терминологической лексикой и рассчитан на работу со специальными текстами: «История физической культуры», «Петр Францевич Лесгафт», «Физическая культура», «Спорт», «Специалист по физической культуре и спорту — престижная профессия», «Здоровый образ жизни», «Валеология — учение о здоровье и здоровом образе жизни», «Этика взаимоотношений тренера и спортсмена», «Личность и спортивный коллектив» и т. п.
При чтении нами большое внимание уделяется развитию таких навыков и умений работы с учебным текстом, как уметь читать и понимать текст, уметь находить в нем главную информацию; научиться полно и кратко излагать содержание прочитанного текста; уметь делить текст на смысловые части, озаглавить их; уметь составлять вопросы к тексту, отвечать на них с опорой на текст и без нее.
В результате успешного овладения материалом данной программы студенты должны приобрести навыки общения на русском языке не только в бытовой и социально-культурной, но и в профессионально-коммуникативной сферах общения.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого. Это требует внедрения в учебный процесс интерактивных методов обучения.
Инновационная деятельность преподавателя связана с внедрением в образовательный процесс новых педагогических информационных технологий, обеспечивающих механизмы интеграции образования с наукой и производством.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту, развитию. Успех и эффективность нового процесса познания зависит от умения педагога направить взаимодействие обучаемых на выработку совместного решения, от того, как он умеет исправлять ошибки, устанавливать обратную связь, создавать открытые, доверительные отношения с обучающимися. Важная роль принадлежит жестам, позам, мимике.
В условиях нового процесса познания меняются функции и роли преподавателя и студента на занятии. Многие исследователи выделяют следующие роли преподавателя: руководитель, наставник, советник, организатор, полноправный участник процесса познания вместе с обучаемыми. Роли обучаемых: исследователь, учащийся, активно участвующий в процессе познания вместе с преподавателем
К инновационным методам обучения можно отнести: программированное обучение; методы, связанные с достижениями науки и техники: применение компьютеров, метод конкретных ситуаций, деловых игр, погружения [4, с.13].
На занятии по обучению языку особое место занимают такие формы, которые обеспечивают активное участие каждого студента, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека проявляются в полной мере. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на языке обучения, то она открывает богатые обучающие возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
  1. совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения);
  2. в игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы);
  3. каждая игра имеет близкий результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели [3, с.202].
Подготовка специалистов по физической культуре и спорту требует применения этих педагогических технологий и интерактивных методов обучения, так как специфика работы будущего педагога, тренера по спорту связана с проблемами интеллектуального развития, активного обучения, развития творческой личности.
Наиболее распространенными педагогическими технологиями, используемыми нами в образовательном процессе обучения русскому языку, являются: проблемное преподнесение материала; ситуативные и деловые игры: «Кто быстрее», «Мое мнение»; обсуждение за «круглым столом»; кластеры; «снежный ком»; блиц-опрос; диалоги и полилоги; диспуты.

В качестве примера можно привести некоторые инновационные методы обучения, используемые нами на занятиях русского языка.

После изучения темы «Живопись — отражение жизни народа» можно провести деловую игру «Спорт в живописи». Распределяются роли: туристы, журналисты, художники. Предлагается ситуация: группа туристов пришла на выставку молодых художников, изображающих спорт. После посещения выставки они приглашаются на пресс-конференцию с художниками. Возможные реализации: Скажите, почему вы выбрали объектом своих картин спорт? Какое место спорт занимает в вашей жизни? В каких еще жанрах живописи вы работаете? Ваши творческие планы? Обсуждение: Мне кажется, что картины наиболее точно передают состояние спортсмена во время соревнований, тренировок. Очень ярко и эмоционально показан миг побед. Картины красочны, хорошая игра света и тени, правильно подобранные краски позволяют полностью передать внутренний мир спортсмена.

В конце игры преподаватель дает оценку суждениям студентов и подводит итоги.

Во время изучения темы «Современный специалист должен быть образованным, деловитым и интеллигентным» студентам предлагается ситуационная мини-игра «Мое мнение». Ход игры: в игре принимает участие вся группа. Каждый студент высказывает и аргументирует свое мнение по поводу предлагаемых ситуаций:
  1. Футболист забил мяч в ворота противника. Гол!!! Он бежит по стадиону, размахивая руками и выкрикивая какие-то слова. На него набрасываются, бурно выражая свою радость, товарищи по команде, устраивают некрасивую, безобразную свалку на футбольном поле…
Ваше мнение?
  1. Две команды футболистов борются на поле за выход в финал. Тренеры этих команд ведут себя по-разному: один стоит неподвижно, напряженно наблюдая за игрой, изредка давая указания.
Другой — мечется у края футбольного поля, громко кричит, давая указания, хватается за голову, когда футболисты играют неудачно…
Ваше мнение?
Преподаватель проводит дискуссию сначала по первой ситуации, затем по второй (желательно в форме спора).
Студенты отстаивают свое мнение и с помощью преподавателя приходят к правильному выводу в соответствии с требованиями норм этики [2, с.27].

Конкретные профессиональные ситуации усиливают интерес обучаемых к занятиям, в результате чего ускоряется процесс приобретения новых навыков и практических знаний.

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов работы при обучении русскому языку направлено на формирование у студентов умений и навыков профессионального общения на русском языке, что позволит им в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами в профессиональной сфере.

Литература:
  1. Национальная программа по подготовке кадров. — Т.: Шарк. 1997. — С.35.
  2. Быкова А. Л., Сафиязова Д. Ж.. Сборник заданий интерактивной направленности: Учебно-методическое пособие по практическому курсу русский язык. — Т.: 2011. — С. 27
  3. Малявская И. К. Интерактивные игры на уроках английского языка как средство введения лексического материала. Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам: материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV, 6–8 октября 2010 г. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова». 2010. — C. 201–202
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центp “Академия”. 2002. — С.12–13

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle