Библиографическое описание:

Щербакова Н. Е. Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 317-321.

В статье предпринята попытка комплексного изучения вопроса отношения матерей к сыновьям в полных и неполных семьях, что, несомненно, представляет актуальность исследования, так как позволяет понять механизмы формирования и функционирования системы «мать — ребенок», а также лучше изучить личностное и эмоциональное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: материнско-сыновние отношения, полная и неполная семья.


Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте. Отцы и матери — самые дорогие и близкие детям люди, и независимо от того, хорошие они или плохие, дети тянутся, прежде всего, к ним, советуются с ними и хотят быть похожими на них.

В жизни каждого человека есть один важный этап, определяющий всю его дальнейшую судьбу. Образ матери в сознании ребенка формируется во время общения с ней, он отличается наибольшей яркостью и интенсивностью, оказывает колоссальное влияние на поведение ребенка. В старшем дошкольном возрасте заметна возрастная потребность в отождествлении (идентификации) детей с родителем того же пола (у мальчиков с отцом; у девочек с матерью).

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с матерью в неполных и полных семьях привлекала внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т. д.

Многочисленные исследования показали, что огромная роль в развитии и формировании поведения и личности ребенка принадлежит его взаимодействию с матерью. Теснейшая связь с матерью формируется у малыша еще до рождения и интенсивно развивается в детстве. Мать управляет развитием родительско — детских отношений. Поведение ребенка, его индивидуальные особенности возникают как результат формирования в процессе совместной жизни и деятельности матери и ребенка [15].

Исследователи в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Каждый из этих аспектов имеет достаточно сложное содержание. Эмоциональный фактор распадается на три оси: принятие — отвержение, симпатия — антипатия, близость — отдаленность. Поведенческий — доминирование — партнерство, потакание — автономия. Когнитивный содержит адекватное представление о ребенке и различные типы приписывания. Разная степень выраженности составляющих эти факторы позволяет создать большую типологию родительских отношений.

Анализ психолого-педагогической литературы, показал следующее противоречие по рассматриваемой проблеме: существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сыновей указанного возраста в неполных семьях, отсутствуют специальные коррекционные программы помощи мальчикам, которые воспитываются в ситуации неполной материнской семьи.

Поведение ребенка, его индивидуальные особенности возникают как результат формирования в процессе совместной жизни и деятельности матери и ребенка [15]. По мнению К. Б. Зуева, Ю. А. Токаревой, Е. Н. Рыбаковой, отношения с матерью представляют собой динамическое образование. Значение и функции отношений меняются в зависимости от пола и возраста ребенка. Особенно значимыми оказываются отношения к матери в дошкольном возрасте.

По мнению исследователей, отношения с матерью представляют собой динамическое образование. Значение и функции отношений меняются в зависимости от пола и возраста ребенка. Особенно значимыми оказываются отношения к матери в старшем дошкольном возрасте.

Однако озабоченность психологов вызывает тот факт, что в последнее время в России возросло количество детей, которые воспитываются в семьях без одного или обоих родителей, что в целом составляет 23 % [13].

По данным К. Б. Зуева, у детей из полных и неполных семей существуют различия в индивидуально-личностных характеристиках, которые носят незначительный характер и имеют специфику в зависимости от пола ребенка. Мальчики из неполных семей, по сравнению с мальчиками из полных семей, на сознательном уровне представляют материнское воспитание как более непоследовательное, а на неосознанном уровне — как более позитивное. В неполных семьях дети вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные [6, с.332].

Особенности детско-материнских взаимоотношений и их влияние на процесс психического развития ребенка рассматривали А. С. Батуев (1999), Н. Н. Авдеева (1997), Е. О. Смирнова (1995) и др. Взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка в связи c полом, возрастом ребенка, перинатальными показателями, особенностями развития ребенка и характеристиками взаимодействия матери и ребенка изучали И. А. Аринцина, Н. Н. Искра, М. Ю. Конькова (2005); В. Ю. Иванова (2006); М. Ю. Конькова, О. И. Пальмов (2006); И. А. Аринцина (2009); Р. Ж. Мухамедрахимов (2009) и др. Проблеме взаимоотношений между родителями и детьми в неполных семьях уделяли внимание такие исследователи, как А. И. Захаров, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, Г. Фигдор, К. Е. Пикхарт и др.

При изучении особенностей материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях мы взяли за основу материнско-сыновние отношения. Мы предположили, что материнско-сыновние отношения в полных и неполных семьях будут иметь специфику, которая заключается в завышенном уровне требовательности матерей к сыновьям в неполных семьях; низкой самооценки и эмоциональной зависимости между матерью и сыном в неполной семье.

В исследовании приняли участие две группы мальчиков МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми. Первую группу составили мальчики из полных семей и их родители (мамы и папы), а вторую группу составили мальчики из неполных семей, то есть воспитывающихся только мамами.

Психодиагностические методы включали в себя следующие методики: для дошкольников — проективная визуально — вербальная методика Р.Жиля; тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана; анкета для воспитателей — критерии социализации и активности ребёнка (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.), а для родителей — опросник «Анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера.

Результаты эмпирического исследования показали следующее:

  • У мальчиков из полных семей более выражен показатель социальной приспособленности в сфере его межличностных отношений, и восприятия внутрисемейных отношений. Также другие характеристики поведения, такие как: «отношение к братьям и сёстрам», «отношение к другу (подруге)», «отношение к авторитетному взрослому», «общительность» и «социальная адекватность поведения», что, в конечном счёте, сказывается на более высоком социальном статусе детей этой группы.

  • Мальчики из неполных семей значительно превосходят детей из полных семей по показателям «закрытость, отгороженность» и «доминантность». Желание иметь отца, то есть полную семью, видимо, сказалось на восприятии детьми этой группы «отношения к матери и отцу, как родительской чете».

  • Благоприятная семейная ситуация в большей степени складывается в полных семьях, где у дошкольников — мальчиков есть и мама, и папа.

  • Симптомокомплексы: «тревожность», «конфликтность» в семье, «чувство неполноценности» и «враждебность» в семейной ситуации, в полных семьях испытуемых данной выборки практически отсутствуют.

  • Неполные семьи дошкольников — мальчиков в большей степени характеризует «тревожность» и неблагоприятная семейная ситуация.

1 ряд — мальчики из неполных семей;

2 ряд — мальчики из полных семей.

Рис. 1. Сравнительные гистограммы выраженности показателей по методике «Кинестетический рисунок семьи» в группах дошкольников из полных и неполных семей. 1 — благоприятная семейная ситуация; 2 — тревожность в семье; 3 — конфликтность в семье; 4 — чувство неполноценности в семейной ситуации; 5 — враждебность в семейной ситуации.


  • Выраженность показателей «конфликтность в семье» и «чувство неполноценности в семейной ситуации» в неполных семьях достаточно высокая, по сравнению с выраженностью этих же показателей в полных семьях дошкольников-мальчиков.

  • Показатель враждебности в семейной ситуации также имеет чуть большую выраженность в неполной семье, хотя он и не так явно представлен.

Т-критериальный анализ Стьюдента показал следующие статистически значимые различия в группах испытуемых дошкольников:

  • Мальчики из полных семей более социально приспособлены в сфере межличностных отношений, и восприятии внутрисемейных отношений. Их отличают более близкие, эмоциональные отношения с братьями и сёстрами, в большей степени выражена адекватность социального поведения и выше социальный статус.

  • У мальчиков из неполных семей более эмоциональные отношения с бабушками, дедушками и другими близкими родственниками. Они более закрыты и склонны к отгороженности.

  • Родителей дошкольников-мальчиков из полных семей, отличает неустойчивость стиля воспитания и предпочтение в ребёнке детских качеств.

  • В полных семьях чаще встречается фобия утраты ребёнка, проекция на сына собственных нежелательных качеств. Конфликты в полных семьях чаще выносятся в сферу воспитания сыновей.

Корреляционный анализ в выборке дошкольников — мальчиков из неполных семей показал:

  • Высокий статус мальчиков из неполных семей обусловлен общительностью ребёнка, а низкий статус объясняется необщительностью детей.

  • Низкий статус мальчиков этой группы объясняется закрытостью и отгороженностью от других, а также стремлением дошкольников этой группы к уединению.

  • На статусе мальчиков из неполных семей сказывается умение взаимодействовать со сверстниками при решении конфликтных ситуаций.

  • Низкий статус мальчиков этой группы объясняется склонностью к агрессивному решению конфликтных ситуаций («побью», «позову милиционера», «дам по голове палкой» и т. п.) и слабой выраженностью проявлений вербального решения («объясню, что так плохо, что так нельзя делать», «попрошу его извиниться»), а также пассивностью дошкольников-мальчиков.

  • Минимальность санкций со стороны мам, то есть упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний, также способствует социальному положению мальчиков в группе. То есть, выраженность этого стиля воспитания со стороны мам, обуславливает низкий социальный статус сына, а отсутствие объясняет высокий статус в группе.

Корреляционный анализ в выборке дошкольников-мальчиков из полных семей определил:

  • Высокий статус мальчиков из полных семей объясняет хорошее отношение к матери и отцу, как родительской чете, а также к братьям и сёстрам. При этом они открыты и обладают хорошей социальной адекватностью поведения.

  • Высокий статус дошкольников-мальчиков из полных семей объясняет их активность, требовательность мам с одной стороны, а с другой — недостаточность запретов и предпочтение мамами в ребёнке детских качеств (кстати, именно мамы и показали воспитательную неуверенность по отношению к сыну).

  • Высокий социальный статус дошкольников-мальчиков из полных семей объясняется минимальностью санкций со стороны отцов.

  • Уважение значимых взрослых объясняется отсутствием агрессивного поведения в системе межличностных отношений, при решении конфликтных ситуаций, и социальной адекватностью поведения мальчиков, в свою очередь «продуктивное решение» в конфликтной ситуации вызвано отсутствием «стремления к уединению» мальчиков из полных семей.

Кластерный анализ позволил выявил три кластера дошкольников-мальчиков, с разными уровнями выраженности социального статуса и социального поведения, объясняющими паттерны поведения мальчиков в конфликтной ситуации или ситуации фрустрации:

  • 44 % мальчиков предпринимают такую тактику, как «жалоба», при этом они не агрессируют, вербально (то есть, как-то договориться) и продуктивно найти сами решение не могут или не умеют;

  • у 33 % мальчиков в конфликтной ситуации или ситуации фрустрации, отсутствует «уход от ситуации или жалоба», отмечается высокий уровень проявления агрессии (этот показатель находится на пике кривой данного кластера), они не стремятся к вербальному решению (не умеют или не хотят договариваться), у них отсутствует такая тактика в поведении, как «продуктивное решение»;

  • 23 % мальчиков исследуемой выборки показали умение находить «продуктивное решение» в конфликтной ситуации (или ситуации фрустрации), также они пытаются вербально разрешать ситуации (то есть, умеют или пытаются как-то договорится), у них совершенно отсутствует такая тактика, как «уход от ситуации» и «жалоба», и ещё — они совершенно не агрессируют.

Из всех предложенных Г. Э. Эйдемиллером типов семейного воспитания наиболее тесные корреляционные взаимосвязи, как в структуре матриц мам из полных и неполных семей, так и пап (из полных семей), обнаружили такие типы семейного воспитания как: «минимальность санкций», «недостаточность требований — запретов» и «воспитательная неуверенность» мам.

По выявленным коэффициентам корреляции в выборке родителей обеих групп мальчиков, можно сделать следующие выводы:

  • Чем выше доминирующая «гиперпротекция» мамы, тем вероятнее и ярче проявляется у дошкольников-мальчиков раздражительность, агрессивность, вседозволенность в поведенческих паттернах детей (по оценке воспитателя).

  • «Гиперпротекция» мам данной выборки носит доминирующий характер.

  • «Минимальность санкций» со стороны мам, приводит к проявлению в поведении мальчиков агрессии, враждебности, раздражительности, грубости, социального отвержения.

  • «Воспитательная неуверенность» родителей данной выборки, либо пониженный уровень их требований к ребёнку обуславливает нарушение в воспитании и приводит к проявлению агрессии, враждебности, так как ребёнок чувствует вседозволенность и уверенно предъявляет свои требования.

  • Слабость, неразвитость родительских чувств влечёт за собой высокий уровень проявления агрессии, жестокости в поведении ребёнка, причём, причиной неразвитости могут быть особенности характера или отвержение самого родителя в детстве его родителями, или то, что родитель сам в детстве не испытал родительского тепла.

  • «Недостаточность требований — запретов» со стороны мам к ребёнку, также служит причиной проявления агрессии в поведении ребёнка.

  • В выборке родителей неполных семей (мам) наблюдается стремление игнорировать взросление детей.

  • Со стороны некоторой части мам обследуемой выборки происходит непринятие ребёнка мужского пола, этим они потворствуют тому, чтобы в поведении ребёнка присутствовала агрессия.

  • Недостаток контроля, недостаток внимания к ребенку со стороны мам стимулирует развитие агрессии, раздражительности, грубости в поведении ребёнка, неразвитые навыки социального поведения.

  • Стремление мам к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребёнка, приводит к вспышкам гнева, агрессии и жестокости, социальной отгороженности.

  • Некоторые мамы данной выборки, ощущая себя с ребёнком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, ребёнок кажется маленьким и беззащитным, а он, в свою очередь пользуется этими привилегиями, начинает агрессивно реагировать на все поступки матерей, которые совершаются не в его интересах.

  • Некоторые мамы, требуют от сына безоговорочного послушания и дисциплины, и при малейшем проявлении своеволия, ребёнка сурово наказывают, что также приводит к проявлению агрессии.

  • Часть матерей данной выборки видят ребёнка младше его возраста, тем самым относятся несерьёзно к его интересам, мыслям, чувствам. Они не доверяют своему ребёнку, что также приводит к проявлению агрессии дошкольника.

Таким образом, мы выяснили, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число которых, в частности, входят стили воспитания, характер отношений, дисциплина, состав семьи (полная или нет) и т. п. Рассматривая различные стили воспитания ребёнка в семье, их связь с формирующимся поведением ребёнка, Л.Пулккинен выделил «эгоистическое обращение» с ребёнком, которое приводит к формированию у детей слабого самоконтроля.

М. Раттер также утверждал, что для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая, либо слишком слабая дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.

В исследовании подтвердился тот факт, что материнско-сыновние отношения и в целом состав семьи выступают как один из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на формирование социальных умений и статуса дошкольника — мальчика.

Э. Г. Эйдемиллер, В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин отмечают наличие связи между тем или иным типом воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера, его статуса.

В результате изучения теоретических источников по проблеме исследования, анализа результатов экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

У мальчиков из неполных семей достоверно более позитивное отношение выявлено: к матери, более негативное отношение к отцу. Разница между отношениями детей из неполных семей и полных семей к бабушке, дедушке, братьям, сестрам, подругам, друзьям не выявлена. У детей из неполной семьи выявлен более низкий уровень конфликтности, агрессивности;

Такие качества, как любознательность, общение в группе детей, стремлению к доминированию, лидерству, реакции на фрустрацию, у исследуемых дошкольников-мальчиков не различаются. Стремление к уединению и отгороженности выше у мальчиков из неполных семей.

Социальный статус у мальчиков из неполных семей достоверно ниже, чем у детей из полной семьи.

Также в результате экспериментального исследования мы выявили различия во взаимоотношениях матерей и сыновей дошкольного возраста в неполных семьях и взаимоотношениях матерей и сыновей в полных семьях.

Данное различие наблюдается по нескольким факторам:

  1. Уровень требовательности матерей к сыновьям в неполных семьях завышен.

  2. Уровень самооценки у дошкольников-мальчиков из неполных семей, как мы предполагали, неадекватен: завышен (или занижен) в зависимости от материнско-сыновних отношений.

  3. Эмоциональная зависимость между матерью и сыном в неполной семье болезненнее и крепче, чем между матерью и сыном в полной семье.

Мы определили, что высокий статус мальчиков старшего дошкольного возраста объясняет, во-первых, наличие полной семьи, во-вторых, уважительное отношение сыновей к матери и отцу как родительской чете, доброжелательное отношение к братьям и сёстрам, к бабушкам и дедушкам, что в целом характеризует благоприятную семейную ситуацию, при которой отсутствует конфликтность.

Низкий статус мальчиков в группе, низкий уровень активности и общительности мальчиков из неполных семей, объясняет выраженная тревожность в семье, фобия утраты ребёнка у матери, потворствование матерей своим сыновьям и неустойчивый стиль воспитания.

Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что специфика взаимосвязи показателей исследования в выборках испытуемых из полных и неполных семей будет различна.

В практическом плане полученные результаты, могут быть использованы в составлении коррекционной программы для работы с родителями испытуемых дошкольников, а также в процессе психологического консультирования семьи, что позволит более качественно и динамично анализировать материнско-сыновние отношения. Также материалы исследования могут быть полезны в оказании психолого-педагогической помощи по проблеме взаимодействия матери и ребенка старшего дошкольного возраста: организации психологического сопровождения системы «мать — ребенок», направленного на оптимизацию взаимодействия матерей и сыновей.


Литература:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 214 с.

  2. Белоусова И. В. Психологические проблемы современной российской семьи. — Нижний Тагил: НГСПА, 2005. — 122с.

  3. Городецкая Ю. В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей//Семья и семейная терапия. — 2005. — № 2. — С.33–39.

  4. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб: Питер, 2005. — 176 с.

  5. Захаров А. И., Происхождение детских неврозов и психотерапия. — СПб.: 2003. — 243с.

  6. Иванченко В. А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 3. — С. 17–20. Издательство «Союз», 2000.- 254 с.

  7. Лидерс А. Г., Спирева Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1. С.12–17.

  8. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.

  9. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.

  10. Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- № 2.-с.48–53.

  11. Самоукина Н. В. Симбиотические отношения между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. № 3.

  12. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.- 118с.

  13. Соколова Е. Т. Столин В. В., Варга А. Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 2009. — С. 16–37.

  14. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.-240 с.

  15. Фридман И. К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 2000.- № 1.- с.93–99.

  16. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/ В. М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 272с.

  17. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 255 с.


Основные термины: неполных семей, неполных семьях, статус мальчиков, материнско-сыновние отношения, Низкий статус мальчиков, стороны мам, дошкольном возрасте, старшем дошкольном возрасте, неполных материнских семей, конфликтной ситуации, неполных семьях дети, Высокий статус мальчиков, родителей неполных семей, поведении ребёнка, старшего дошкольного возраста, семейного воспитания, материнско-сыновних отношений, межличностных отношений, поведения мальчиков, развития ребенка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle