Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 359-362.

В статье рассматривается международное право во взаимодействии с внутригосударственным правом, определяется значение изучения его в вузах с акцентированием на Концепцию внешней политики РФ и выделением аспектов: политического, мировоззренческого, общеправового, специально-правового и др.

Ключевые слова: международное право, взаимодействие, внутригосударственное право, значение изучения, Концепция внешней политики РФ, аспекты.


В педагогической литературе вопросам использования активных, проблемных и иных методов и приемов обучения, практической направленности и другим вопросам преподавания юридических дисциплин посвящено немало публикаций [5], что ни в коей мере не лишает нас продолжить изучение проблем юридических дисциплин. Предметом нашего исследования будут вопросы, характеризующие международное право и его значение при изучении в высших учебных заведениях (далее — вузах).

Международное право (далее — МП) занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права, и обеспечивает подготовку студентов по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция». При этом оно имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в международном сотрудничестве, так и во внутригосударственной сфере.

В юридической энциклопедии МП (лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) определяется как понятие, которое чаще применяемое для обозначения международного публичного права и представляет собой систему юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности [7]. Не вдаваясь в научную дискуссию об использовании указанных терминов для определения МП, мы согласны с общепризнанной научной позицией, что термины и понятия «международное право» и «международное публичное право» являются синонимами [6, с. 6].

Как было отмечено выше, МП занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, так как регулирует межгосударственные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения. При этом особенности профилей вузов определяют задачи и методику преподавания МП и предполагают детерминированный подход к проблемам, рассматриваемым в рамках указанной дисциплины. Проблемы и особенности методики преподавания МП требуют самостоятельного исследования.

Современное МП часто называют правом Устава Организации Объединенных Наций (далее — ООН) [1, с. 17]. И действительно именно Устав ООН определил принципы, Декларация о принципах МП (1970 г.) их закрепила, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — Хельсинский акт СБСЕ, 1975 г.) дополнил и внес ряд новых основополагающих принципов МП, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений. Тем самым принципы МП выражают и охраняют комплекс важнейших общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие ценности, как неприменение силы или угрозы силой, мир и сотрудничество, суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека и т. д. Принципы являются базисом международного правопорядка и они определяют его политико-правовой облик, являются критериями международной законности. Более того служат идейной основой функционирования и развития МП.

Общепризнано, что МП представляет собой самостоятельную правовую систему и обладает значительным своеобразием. При этом оно не может существовать отдельно от других отраслей права и внешних влияний. Аналогичным образом и внутригосударственное право любого государства не может не подвергаться влиянию как зарубежных правовых систем, так и МП.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее — РФ, Россия) предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [3, с. 8]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ является частью ее правовой системы, а положения МП имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом.

Система МП и система внутригосударственного права не существуют отдельно друг от друга и объясняется это прежде тем, что основными субъектами МП выступают государства. Общеизвестный факт, что на нормообразование в МП оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Государства при согласовании своих воль способны заключать международные договоры между собой, а значит, они являются, по сути, создателями (творцами) международно-правовых норм. В этом случае государства одновременно являются субъектами как внутренней, так и международной политики. В ходе осуществления международной политики государства учитывают внутригосударственные факторы (в том числе и внутреннее законодательство, прежде всего конституцию), а при осуществлении внутригосударственной деятельности обязаны учитывать обязательные для него нормы МП. Россия проводит миролюбивую и добрососедскую международную политику, как со своими ближайшими соседями, так и с другими государствами.

В свою очередь, МП влияет на внутригосударственное право (национальное законодательство). Во многих государствах ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства (в нашем случае российского) и тем самым развивают соответствующие отрасли права и юридические науки. Более того в законах многих стран мира устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международным договором, то предпочтительную силу имеет международный договор. В этом случае государства не могут ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения ими международных договоров (обязательств). Ратифицированные государствами международные договоры должны ими добросовестного выполняться.

Закономерны вопросы: каково место МП в правовой системе РФ, в системе российского законодательства, в системе юридических наук, его значение при изучении в вузах? На первые из вышеуказанных вопросов в литературе достаточно имеется научных публикаций, чего не скажешь в части значения МП при изучении в вузах.

Значение изучения МП в вузах (не только юридического направления, профиля) определяется рядом аспектов. Прежде всего, следует назвать политический аспект, который можно определить через анализ Концепции внешней политики РФ (далее — Концепция). Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. При этом правовую базу Концепции составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ и другие аналогичные документы. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления общей ситуации вокруг России, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций России проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений РФ с окружающим миром, как это предполагалось в основных положениях Концепции, утвержденной Президентом РФ от 23 апреля 1993 г. № 284.

Действующая Концепция внешней политики РФ, утверждена Президентом РФ от 12 июля 2008 г. № Пр.-1440 [4]. Данная Концепция дополняет и развивает положения предыдущей Концепции от 28 июня 2000 г. Основу Концепции составляет та же правовая база, Военная доктрина РФ и нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность в сфере внешней политики.

В п. 1 Концепции указывается, что «Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией — укреплением позиций РФ на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях … высшим приоритетом национальной безопасности — защита интересов личности, общества и государства …» [4].

В межгосударственных отношениях во главу ставятся гарантированный мир и утверждение принципов МП, в том числе неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств и нерушимость государственных границ, суверенное равенство государств и мирное разрешение споров, которые и предполагают мирное сосуществование различных государств, а в перспективе и устранение различного рода политических и военных конфликтных, предотвращение опасности возникновения новой мировой войны, определяет основное содержание международных отношений современности и главные задачи внешнеполитической деятельности РФ. В части международных экономических отношений, главным приоритетом внешней политики России в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которая в условиях глобализации немыслима без широкого включения ее в систему мирохозяйственных связей (тому пример вступление в 2012 г. России в ВТО). Можно сказать, что именно названные проблемы современной международной жизни определяют основное содержание, цели и направления развития МП. Несомненно, что при изучении МП и соответствующей практики государств, студенты глубже познают особенности современных международных отношений, характер и сущность внешней политики и международной деятельности Министерства иностранных дел РФ (далее — МИД России) и в целом российского государства.

Значимым представляется и мировоззренческий аспект изучения дисциплины МП в вузах. В процессе преподавания МП с необходимостью затрагиваются и в известном объеме рассматриваются вопросы истории дипломатии и внешнеполитической деятельности РФ, международных отношений и др. При этом привлекаются знания не только из области общественных (философии, политологии и др.), но и лежащих вне этой сферы других наук (статистики и т. д.).

С мировоззренческим аспектом тесно связаны и следующие — общеправовой и специально-правовой аспекты. В преподавании МП существует объективная необходимость основываться и исходить из важнейших положений и категорий общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного права и других, рассмотрение которых в определенной степени служит расширению и углублению соответствующих представлений у студентов. Кроме того, МП включает целый ряд вопросов, которые прямо или опосредованно соотносятся с деятельностью различных федеральных органов государственной власти, органов, учреждений и подразделений субъектов РФ, правоохранительных органов и международных организаций и конференций.

По нашему мнению, при подготовке квалифицированных юристов должны учитываться все названные аспекты изучения МП в вузах. Помимо указанных, не менее значимым в преподавании основных положений МП является идеолого-правовой аспект. Его значение определяется также, в частности, и тем, что в ч. 1 ст. 17 Конституция РФ указывается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [3, c 9].

Наш опыт преподавания МП в вузе [2] свидетельствует, что рассмотрение этого вопроса способствует более глубокому осмысливанию студентами ряда проблем конституционного и МП, позволяет всесторонне изучить Конституцию РФ. При рассмотрении названного вопроса, как и любого другого, соотносящегося со смыслом и содержанием Конституции РФ, прежде всего, подчеркивается, что закрепленные в Концепции цели и принципы внешней политики имеет большое внутриполитическое и международное значение. Внешняя политика России, как отмечается в Концепции направлена на формирование нового мироустройства, укрепление международной безопасности, обеспечение прав человека и информационное сопровождение внешнеполитической деятельности, а как предусматривается в Конституции РФ — построение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) [3, c. 6].

Помимо вышеуказанного следует, на наш взгляд, особо обращать внимание студентов на ту глубокую взаимосвязь, которая существует между целями российской внешней политики и конкретной деятельностью Президента РФ, Председателя Правительства РФ, МИД России и в целом государства на международной арене. В связи с этим подчеркивается, что такая взаимосвязь служит залогом высокой эффективности российской внешней политики, ярким примером которой является последовательная реализация Концепции — укрепление авторитета России на международном уровне.

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса о соотношении основных принципов современного МП и принципов внешней политики России. В Концепции провозглашаются такие принципы внешней политики российского государства: суверенное равенство государств, взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм МП, международных договоров, заключенных РФ. При рассмотрении этого вопроса четко прослеживается, что вышеуказанные принципы, возводимые в ранг внешней политики российского государства, полностью соответствуют общепризнанным принципам МП. Принципиально важное значение имеет и наше суждение о том, что соотношение общепризнанных принципов и норм МП, международного договора РФ и принципов внешней политики государства, определяемых в Конституции РФ или других нормативно-правовых актах, с общепризнанными принципами и нормами МП является решающим показателем отношения государства к МП, к его международным обязательствам и является также показателем его позиции в вопросах обеспечения международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества, свободы и независимости народов, и особенно важно, что в России гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Более того при рассмотрении соответствующих тем и вопросов МП необходимо акцентировать, что Конституция РФ закрепляет правовое положение, что общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Принципы МП, зафиксированные в Уставе ООН и ряде других международных договорах, среди которых особое место занимают Декларация о принципах МП и Хельсинский акт СБСЕ. Эти принципы представляют собой дальнейшее углубление общедемократических принципов международного сотрудничества и МП, определяют формирование нового типа межгосударственных отношений и нового мироустройства.

Таким образом, проанализированные общетеоретические положения МП, соотношение и взаимодействие с внутригосударственным правом, выделение конкретных аспектов значения изучения студентами МП через акцентирование на Концепции внешней политики РФ и обуславливают необходимость совершенствования его преподавания в вузах.


Литература:

  1. Захарова Л. Н. Международное право. М.: РИОР, 2008. 186 с.

  2. Имеется в виду — филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга.

  3. Конституция Российской Федерации. М.: Издательство Юрайт, 2011. 48 с.

  4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 г. № Пр-1440 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85021 (дата обращения: 09.01.2013).

  5. См.: Болонина С. В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: Дис.... канд. пед. наук. М., 2000. 161 c.; Глушкова С. И. Интерактивные методики в преподавании и обучении правам человека // Актуальные проблемы современного права и юридического образования. Материалы научно-практических конференций. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2005. С. 50–52; Жадан В. Н. Использование проблемно-поисковых методов в преподавании юридических дисциплин // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: Сборник научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 59–63; Жадан В. Н. Некоторые направления активизации студентов на семинарских занятиях по юридическим дисциплинам // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 30 апреля 2012 г.: в 7 частях. Часть 3; Мин. образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 49–55; Жадан В. Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин // Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс: Сборник научных трудов / Под науч. ред. д. пед. н., проф. С. П. Акутина. М.: Издательство «Спутник +», 2012. С. 117–122; Методика преподавания юридических дисциплин: Сборник научных трудов / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Юридический факультет; Под ред. М. К. Треушникова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 196 с.; Шабанов В. В. Использование интерактивных методов в преподавании гражданского права [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/1027–2012–02–05–13–06–25 (дата обращения: 09.01.2013) и др.

  6. Хужокова И. М. Краткий курс по международному праву. М.: Издательство «Окей-книга», 2009. 128 с.

  7. Юридическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.right777.ru/enc/3237.html (дата обращения: 09.01.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle