Библиографическое описание:

Титова О. В. Казначейство России: настоящее и будущее // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 187-189.

Казначейство России в последние годы стало мощной платежной, учетной, контрольной системой с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти.

Специалистами Федерального казначейства была разработана Стратегическая карта развития ведомства до 2015 года, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач

На сегодняшний день основными актуальными стратегическими задачами Казначейства России являются:

  • развитие и совершенствование механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета;

  • развитие государственных информационных систем;

  • создание и развитие системы «Электронный бюджет»;

  • реформирование системы платежей бюджетной системы.

Рассмотрим в целом каждое из направлений.

Управление ликвидностью — относительно новое направление в работе Федерального казначейства. Начиная с 2008 года средства федерального бюджета стали размещаться на депозиты в коммерческих банках. Данный процесс является основным методом управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) бюджета.

Размещения средств бюджета на банковские депозиты позволило получить в бюджет дополнительно около 5 млрд. рублей в 2010 году, а в 2011 году — более 19 млрд. рублей, что является ярким показателем эффективности от концепции ЕКС федерального бюджета, где деньги не просто хранятся, а начинают «работать» — приносить дополнительный доход в бюджет.

Одним из методов управления ликвидностью также является находящийся в разработке механизм краткосрочного кредитования бюджетов субъектов Российской Федерации — замещение механизма предоставления субсидий бюджетам на предоставление средств поддержания ликвидности бюджетов по кредитным договорам.

В настоящее время, совместно с Минфином России рассматривается вопрос о механизмах размещения средств федерального бюджета по сделкам РЕПО (кредитования под залог государственных ценных бумаг).

Таким образом, не смотря на очевидную пользу, получаемую от применения текущих способов управления ликвидностью, у данного направления есть пути развития и совершенствования, которые позволят этому процессу работать с еще большей эффективностью для бюджетной системы государства.

Следующим направлением развития Казначейства России является развитие информационных систем.

Самый значимый результат развития информационных систем — внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК), которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это результат слаженной работы Федерального казначейства с Министерством финансов России и Всемирным банком. Максимальное использование результатов внедрения АС ФК во всех сферах управления общественным финансами — является одной из важнейшей задачей Казначейства России.

В настоящее время Федеральное казначейство является владельцем двух информационных систем — АС ФК и Система ключевых показателей эффективности (КПЭ). Кроме того, Казначейство России является оператором следующих систем:

  • Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Портал ООС (www.zakupki.gov.ru);

  • Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях Портал ГМУ (www.bus.gov.ru);

  • Система электронный бюджет;

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;

  • Государственная автоматизированная система (ГАС управление)

Внедрение и использование казначейских информационных систем привело к таким экономическим эффектам, как, сокращение транспортных и хозяйственных расходов клиентов за счёт предоставления им сервиса электронного документооборота, скорость обмена информации с внешними пользователями увеличилась в тридцать раз, оптимизация функциональных процессов (сокращено число счетов по учёту доходов с 4000 до 85).

Особое внимание заслуживает новый проект — «Электронный бюджет» — это безбумажные технологии, однократный ввод данных, быстрота обработки информации, единая база данных или несколько баз данных, которые сопряжены друг с другом, портальные решения, ориентированные на информированность граждан о состоянии государственных финансов.

Правительство опубликовало концепцию создания единого портала бюджетной системы («Электронный бюджет») — www.budget.gov.ru на котором будет размещаться информация о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок.

На первом этапе (в 2012 году) переданы в опытную эксплуатацию шесть подсистем: ведения реестров, учета и отчетности, управления закупками, кадровыми ресурсами, нефинансовыми активами и информационно-аналитическая подсистема. Еще по трем подсистемам (бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами) предусмотрено провести проектирование. Также будет введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

На втором этапе в 2013 году подсистемы первой очереди будут переданы в промышленную эксплуатацию в пилотные органы государственной власти России и ряд субъектов. По отдельному графику будет происходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти.

С 2014 года планируется передача в промышленную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления, управления расходами и денежными средствами, а с 2015года подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.

По итогам внедрения системы «Электронный бюджет» Министерство финансов Российской Федерации надеется достичь следующих результатов:

  • выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;

  • довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 %;

  • сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 %;

  • сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;

  • довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в режиме реального времени, до 100 %;

  • обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 % муниципальных образований.

Следующая стратегическая задача, касающаяся развития казначейской системы — выполнение полновесных расчетно-платежных функций для полного охвата всех необходимых операций с бюджетными средствами.

В настоящее время в Центральном банке России открыты многочисленные счета публично-правовым образованиям — около 60 тыс. счетов (счёта по бюджетам, по средствам переданным во временное распоряжение). В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» открываются счета по новым бюджетным и автономным учреждениям. Количество счетов — запредельное. Это с одной стороны.

С другой стороны, платёжные операции, которые совершаются между счетами, участниками и не участниками бюджетного процесса, с организациями государственного сектора, с внешними получателями или плательщиками, не являются достаточно эффективными. В связи с чем, Федеральное казначейство планирует совместно с Центральным банком России реализовать проект (условное название «Казначейский банк») — осуществив к 2017году переход всех открытых банковских счетов в учётную систему Казначейства России. Таким образом, Федеральное казначейство должно получить статус прямого участника платежной системы Банка России и свой банковский идентификационный код.

Реализация этого проекта задаст новый стандарт обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие бизнес-процессы, которые сегодня кажутся в некоторой степени тяжеловесными. И как всегда лучшие стандарты банковской практики будут использованы в Казначействе России.

В декабре 2012 года исполнилось 20 лет со дня образования Федерального казначейства и на протяжении всего этого срока, Казначейство России всегда находилось на передовых позициях развития инновационных процессов. Основной задачей было и остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через полную автоматизацию процессов и применения самых передовых технологий.


Литература:

  1. Нестеренко Т. Г. Электронный бюджет — требование времени // Бюджет. — 2011. — № 12.

  2. Артюхин Р. Е. Казначейство России: по пути развития // Финансы. — 2012. — № 2.

  3. Назаров В. В. Бюджетное кредитование субъектов РФ: эффективное управление федеральным бюджетом // Бюджет. — 2011. — № 8.

  4. Емельяненко А. В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета — кассовое планирование // Бюджет. — 2011. — № 2

  5. Федеральное казначейство: итоги и перспективы // Финансы. — 2011. — № 3

  6. Дроздов О. И. Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты // Финансы. — 2010. -№ 9.

  7. Бюджет.ru [Электронный ресурс] http://bujet.ru/magazine/about.php


Основные термины: Российской Федерации, бюджетной системы Российской, системы Российской Федерации, «Электронный бюджет», Казначейства России, Федерального казначейства, управления ликвидностью, Федеральное казначейство, Казначейство России, системы «Электронный бюджет», сектора государственного управления, управления ликвидностью единого, федеральных организаций сектора, ликвидностью единого казначейского, организаций сектора государственного, информационных систем, федерального бюджета, единого казначейского счета, развития Казначейства России, целей Казначейства России

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle