Библиографическое описание:

Колесова Ю. И. Практика расчета окупаемости эквайринга в коммерческом банке // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 138-143.

В условиях роста количественных и качественных показателей безналичного оборота и рынка банковских карт рынка, «карточный» бизнес остается приоритетным для деятельности современных кредитных организаций. Одновременно возрастает важность используемых методик оценки эффективности внедрения подобных проектов.

Вопрос создания оригинальной модели расчета окупаемости установки и сопровождения соответствующего оборудования следует отнести к числу актуальных проблем, так как в структуре российского банковского рынка платежных карт представлены как российские, так и международные платежные системы: по-прежнему наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций и т. п.) занимают международные платежные системы, среди которых доминируют такие как VISA, MasterCard и American Express; потребности в российских продуктах недооценены в должной степени.

Несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карт международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт [1].

В России граждане чаще всего пользуются функцией снятия наличных (кэш-эквайринг). Торговый эквайринг как услуга, позволяющая предприятиям торговли и сервиса принимать в оплату товаров и услуг платежные карты, развивается также стремительно, но в общем объеме операций не превышает 13 %, по данным Банка России за 2011 год [2]. Межстрановые сопоставления также показывают, что в России очень высокое количество наличных денег в обращении. Признано, что транзакционный спрос на наличные деньги составляет 7–15 % от агрегата М2, а в России значение этого показателя на 1 января 2012 г. составило 24 % [3].

В условиях преобладания кэш-эквайринга некоторые функции АТМ, такие как: оплата услуг через банкомат, обмен валюты, перевод с карты на карту, предлагаемые фактически всеми банками, продолжают оставаться невостребованными в должном объеме [4]. Отвечая потребностям населения, кредитные организации стараются увеличивать возможности для создания насыщенной платежной инфраструктуры. Сравнивая показатели с международной статистикой, положение России представляется возможным отметить как перспективное (рис.1) [3].

Рис. 1. Проникновение инфраструктуры рынка банковских карт в различных странах мира


Кредитные организации остаются со значительными постоянными издержками на поддержание своих банкоматных сетей (аренда, охрана, электричество, инкассация). К негативным факторам также можно отнести более высокие тарифы за совершение операций держателями платежных карт в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами), что приводит к дополнительной нагрузке на сети банкоматов банков-эмитентов.

В этой связи особенно важны методы и техники, применяемые в расчетах эффективности терминального бизнеса.

Расчеты, связанные с торговым эквайрингом

При совершении розничных платежей у потребителей есть выбор между наличными деньгами и безналичными платежными инструментами (например, платежными картами). Торгово-сервисное предприятие заинтересовано в увеличении оборота, возрастании сумм совершаемых покупок, имея карту, клиент не ограничивается имеющейся суммой наличных средств. Банк заинтересован в комиссионном доходе, продвижении своих услуг и повышении статуса на рынке.

При подробном определении потребностей и возможностей торговой точки банк предлагает различное POS-терминальное оборудование и договорные особенности. Перечислим основные статьи расходов банка, а также представим агрегированную модель для определения оптимальной цены услуги, так как к доходной составляющей будет отнесена только ставка процента с оборота торговой точки.

Экономика торгового эквайринга строится из следующих показателей:

Капитальные затраты

  • Покупка терминалов;

  • Покупка сетевого оборудования;

  • Покупка ПО;

  • Фондирование средств;

  • Амортизация.

Операционные затраты

  • Сервисные платежи за ПО;

  • Комиссии платежных систем за клиринг (Fees guide);

  • Квартальные платежи платежным системам, отнесенные на торговый эквайринг.

  • Interchange платежных систем.

  • Транзакционные расходы.

Неоперационные затраты

  • Лицензионные платежи платежных систем и участников расчетов;

  • Послегарантийный ремонт оборудования;

  • Расходные материалы (стикеры, сертификаты, слипы, чековая лента);

  • Оплата моб. связи (в случае установки GSM-терминала);

  • Дополнительное оборудование (роутеры, серверы при кассовом решении);

  • Аллоцированный ФОТ;

  • Аллоцированные хозяйственные расходы.

Ключевыми исходными данными для определения ставки процента банка служат:

  • Заявленный безналичный оборот организации (данная величина может быть как условно-прогнозируемой, так и фактической, в случае сотрудничества с другим банком);

  • Величина комиссии interchange международных платежных систем (выплата эквайрера эмитенту);

  • Курс валюты (показатель важен при оплате оборудования, расценки на которое зачастую установлены в валюте);

  • Спецификация оборудования (банки устанавливают собственное оборудование и за свой счет).

Рассмотрим пример, при котором заявленный оборот составляет 700000 рублей, ставка interchange определена на уровне 1.45 %, для торгового предприятия выбран терминал dial-up. Общая формула поиска процентной ставки выглядит следующим образом (см. табл. 1):

Таблица 1

Алгоритм поиска процентной ставки

Окупаемость данного направления бизнеса, как правило, не должна превышать 24 месяца. Однако политика многих кредитных организаций сводится к демпингу, нацеленному на увеличение торгово-сервисных предприятий, для которых вопрос процента ключевой.

Расчеты, связанные с кэш — эквайрингом

  • Сетевые и зарплатные банкоматы

Категории банкоматов можно представить двумя основными группами:

Сетевые — банкоматы установленные для обслуживание карт банка и сторонних эмитентов.

Зарплатные — банкоматы установленные в рамках «зарплатного проекта», в случае если на территории размещения банкомата находится организация, сотрудники которой получают зарплату на платежные карты, выпущенные банком, и снимают ее в непосредственной близости с местом работы.

К предпосылкам для расчета окупаемости банкомата следует относить следующие факторы:

  • Полезный срок службы банкомата — 7 лет;

  • Стоимость отвлеченных ресурсов;

  • Процессинговые расходы;

  • Стоимость капитальных затрат;

  • Комиссия по чужим картам (VISA- 48 руб./транз. MC — 40 руб./транз.).

  • Затраты за SMS-оповещение — затраты которые несет банк перед операторами связи (около 30 копеек за сообщение).

При расчете окупаемости банкомата, установленного для зарплатного проекта учитываются (см. табл.2):

  • Стоимость пластиковых карт, комиссия за годовое обслуживание;

  • Процент за зачисление ФОТ на карточные счета.

Таблица 2

Сравнение статей расходов и доходов сетевого и зарплатного банкомата

Наименование статьи

Сетевой банкомат

Банкомат под зарплатный проект

Расходы



Капитальные затраты

+

+

Приобретение АТМ

+

+

Брендирование АТМ

+

+

Затраты на доставку и монтаж АТМ

+

+

Доп.оборудование (модемы и т. п.)

+

+

Организация канала связи

+

+

Неоперационные затраты



Арендная плата

+

+

Оплата связи, электричество

+

+

Страховка

+

+

Инкассация

+

+

Обслуживание/ремонт

+

+

Расходные материалы

+

+

Операционные затраты



Эквайринговая комиссия

+

+

Комиссия платежным агентам



Процессинговые расходы

+

+

Стоимость карт

-

+

Затраты на sms-оповещения

-

+

Доходы



Комиссия за выдачу средств по чужим картам (not on us)

+

+

Комиссия от приема платежей

+

+

Комиссия за выдачу валюты

+

-

Комиссия за выдачу средств по своим картам (on us)

+

-

Комиссия за зачисление заработной платы

-

+

Доход от остатков на счетах

-

+

Комиссия за годовое обслуживание карт

-

+

Комиссия за sms-оповещения

-

+


Методика расчета окупаемости АТМ

Рассмотрим подробно возможный расчет окупаемости банкомата. Предположим, что перед банком стоит задача реализации проекта установки банкомата.

Статья доходов Порядок расчета

Доходы по АТМ, установленному в рамках реализации

«зарплатного проекта»

Доход от размещения свободных ресурсов

Произведение ежемесячного фонда оплаты труда и предполагаемого остатка на карте (в % от ежемесячного ФОТ)

Комиссия банка за обслуживание карт

Произведение количества карт и тарифа за годовое обслуживание, установленного банком

Комиссия за обслуживание по «зарплатному проекту»

Произведение фонда оплаты труда и тарифа банка

Доходы от снятия наличных денежных средств по картам сторонних банков-эмитентов

Доход от снятия наличных денежных средств по картам сторонних банков

Сумма произведений доли карт платежной системы Visa International в %, умноженная на ставку Interchange платёжной системы Visa и доли карт платежной системы MasterCard Worldwide в %, умноженной на ставку Interchange платёжной системы MasterCard, умноженные на среднемесячное число транзакций в АТМ

Доход от снятия наличных денежных средств по картам банков-эмитентов- членов ОРС

Произведение объема снятия наличных денежных средств по картам, эмитентами которых являются банки-члены ОРС и ставки комиссии за выдачу наличных денежных средств в АТМ, установленной тарифами по операциям с банковскими картами «Объединенной расчетной системы»

Дополнительные доходы

Доход от приёма платежей

Произведение объема операций по платежам через банкомат и средней комиссии получателя платежа

Доход от приема наличных денежных средств в АТМ

Объем денежных средств, внесенных через АТМ, умноженный на комиссию за внесение наличных денежных средств через ATM

Доход от выдачи иностранной валюты через АТМ

Произведение суммы выдачи иностранной валюты в рублях и ставки за выдачу иностранной валюты в АТМ

Теперь подробнее о структуре учета расходов:

Статья расходов Порядок расчета

Единовременные расходы

Стоимость банкоматов и программного обеспечения

Расчет по фактической стоимости в зависимости от количества устанавливаемых банкоматов

Стоимость дополнительного оборудования

По фактической стоимости доп. оборудования (маршрутизаторов, модемов, источников бесперебойного питания и др.)

Расходы по транспортировке банкоматов

По фактической стоимости и зависят от местоположения банкомата и способа транспортировки

Строительно-монтажные работы

По фактической стоимости

Работы по приобретению и монтажу охранной сигнализации

По фактической стоимости

Расходы по организации канала связи

По фактической стоимости, которая зависит от технических параметров подключения конкретного банкомата

Единовременные расходы по рекламе и брендированию

Включаются по фактической себестоимости. Состоят из стоимости изготовления устанавливаемых рекламных вывесок и щитов и стоимости согласования их размещения, стоимости на изготовление наклеек на АТМ с логотипом банка

Текущие расходы

Расходы по инкассации банкоматов

Рассчитываются как произведение стоимости 1 поездки и количества поездок в месяц

Плата за пользование линиями связи

Рассчитывается исходя из ежемесячной стоимости платы на обслуживание канала связи

Расходы по охранной сигнализации

Включаются по фактической стоимости в случае постановки банкомата на охрану

Расходы на постгарантийное обслуживание АТМ

Включаются по фактической стоимости

Расходы на расходные материалы

Включаются по фактической стоимости

Арендная плата за помещение

Включаются по фактической стоимости

Налог на имущество

Рассчитывается как произведение стоимости основных средств (банкоматы и дополнительное оборудование) и ставки налога на имущество

Расходы по изготовлению карт

Произведение количества карт и себестоимости одной карты в т. ч. расходы на эмбоссирование

Расходы на Interchange

Рассчитываются как произведение среднего объема операций по платежам через банкомат и доли операций по чужим картам в их общем объеме умноженные на сумму произведения доли операций по картам платежной системы Visa International и ставки Interchange Visa и произведения доли операций по картам MasterCard WorldWide и ставки Interchange MasterCard).

Отвлечение средств

Рассчитывается как произведение среднемесячных остатков наличных денежных средств в банкомате и ставки рефинансирования ЦБ РФ

SMS Fee

Комиссия по обработке финансовых транзакций, рассчитываемая как произведение общего числа операций в АТМ банка и коэффициента 0,046 долларов США за операцию

Base II Fee

Комиссия за проведение клиринговых расчётов платёжной системы; рассчитывается как произведение суммы количества операций банка по картам банка, картам сторонних эмитентов, банков-эмитентов, входящих в ОРС и платежей в пользу поставщиков услуг через АТМ, умноженная на 0,046 доллара США.

Процессинговые расходы

Рассчитываются как произведение себестоимости проведения 1 транзакции в процессинге Банка и количество операций

Расходы на страхование

Включаются по фактической величине страховой премии

Текущие расходы на рекламу

Включаются в расчет в части аренды рекламного места и технического обслуживания рекламных щитов


Срок окупаемости рассчитывается в годах как необходимый срок для покрытия всех понесенных единовременных и текущих расходов по проекту.

Переход на систему аутсорсинга

В настоящее время большое внимание уделяется развитию инфраструктуры кредитного рынка в целом [5], и аутсорсинга, в частности, который можно определить следующим образом. Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [6].

Рассмотренные нами модели основываются на приобретении банками оборудования и включают в себя значительные затраты на него. Стоит также отметить, что доля кредитов в инвестициях в основные фонды сильно сократилась в период кризиса и практически не восстанавливается.

Тенденции последнего времени складываются вследствие поиска возможности экономии. Увеличение количества партнерских банкоматных сетей (при условии льготной или нулевой комиссии за снятие наличных с карты в устройстве «чужого» банка) способствует увеличению числа операций, при этом полностью исключая затраты на обслуживание дополнительного парка АТМ.

Признанным и широко используемым методом сокращения издержек при эксплуатации терминального оборудования (как POS-терминалов, так и банкоматов), в частности для удешевления транзакции, является переход на систему аутсорсинга.

Некоторое время назад на рынке сервисного обслуживания стали заметны первые признаки нового рыночного тренда, в рамках которого российские банки начали проявлять заинтересованность в расширении перечня сервисов, передаваемые на аутсорсинг специализированным сервисным компаниям [7]. Для быстрого решения проблем банку нужно иметь собственный технический персонал, который следил бы за работоспособностью каждого банкомата. Однако на практике это просто невозможно — сегодня значительная часть российских банков, работающих на розничном банковском рынке, имеют масштабные распределенные сети ATM, насчитывающие сотни устройств, больше половины из которых установлены на предприятиях в рамках зарплатных проектов, в торговых центрах, в аэропортах, на вокзалах и т. д.

В нынешних условиях, когда перед экономикой страны стоят масштабные задачи по модернизации, банковская система должна повысить прежде всего качество и эффективность своей работы, обеспечить доступность финансовых услуг, соответствующую потребностям времени [3].

Именно появлением новых видов сервисов, которые становятся востребованными на рынке и которые банки стремятся отнести на аутсорсинговое обслуживание, обусловлены основные тренды сервисного рынка.

Несмотря на различие проблем, с которыми сталкиваются кредитные организации, ответ на вопрос об окупаемости эквайринга сводится к одному решению — повышать эффективность бизнеса. Выходить на абсолютную окупаемость и доходность. Рынок платежных карт в России — динамично развивающийся, перспективный и выгодный для дальнейших вложений.

Результаты внедрения тех или иных систем показателей актуальны для отдельных кредитных организаций, но некоторые закономерности справедливы для всех банков. Существенные расходы на содержание банкоматных сетей необходимо уравновешивать ростом числа операций по картам. В этой части особое внимание будет уделяться разработке специальных маркетинговых проектов и программ лояльности и общему повышению финансовой грамотности.

Автор, рассматривая достоинства и недостатки передачи на аутсорсинг части терминального бизнеса, отмечает, что данная тенденция сохранится и приобретет черты новых клиентоориентированных моделей.

Литература:
  1. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

  2. Количество и объем операций, совершенных на территории России и за ее пределами с использованием банковских карт, эмитированных кредитными организациями. — [Электронный ресурс]. –Режим доступа: cbr.ru

  3. Доклад «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России». Материал для дискуссии к XXIII Съезду АРБ — [Электронный ресурс]. –Режим доступа: arb.ru

  4. Тедеев А. А. Инновационная деятельность кредитных организаций на рынке электронных банковских услуг. Диссертация. Канд. эконом. наук. –М., 2005. –175 с.

  5. Полищук А. И. Развитие инфраструктуры кредитного рынка // Финансовый журнал. — 2011. — № 3.

  6. Хейвуд Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. Outsourcing Dilemma, The: The Search for Competitiveness. — М.: «Вильямс», 2004. –176 с.

  7. Мультивендорность и полный географический охват остаются нашими приоритетами // ПЛАС. — 2011. — № 4.

  8. Латышева Н. В. Современная платежная система России: условия функционирования и направления развития. Диссертация. Канд. эконом. наук. –Саратов., 2009. –213 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle