Библиографическое описание:

Янченко И. В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 422-424.

Изменения, происходящие в обществе, нацеливают высшее профессиональное образование на становление компетентного специалиста обладающего интегративной личностной характеристикой, выражающейся в способности к успешной социальной и профессиональной деятельности. Названную характеристику личности мы определяем как карьерную компетентность: карьерная компетентностьинтегративное качество личности, характеризующее ее стремление, готовность и способность реализовать свой потенциал в возможных путях социально-трудовой деятельности [5]. Современная карьера, выступая средством реализации жизненных планов, расширяя материальные возможности, социальное окружение, возможности личностного роста служит мотивом для повышения качества образования, что в интересах всех участников образовательного процесса: преподавателей, вуза, государства — общества в целом.

В рамках гуманистической парадигмы образования личностный рост основывается на выделении субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе, уровне его активности в установлении субъект-субъектных отношений и организации совместной деятельности. В то же время субъектную позицию в образовательном процессе обеспечивают личностно-ориентированные педагогические технологии, имеющие целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности человека. Акцент делается не на усвоение готовой информации, препарированных знаний, что сегодня, учитывая возрастающую лавину информации, принципиально невозможно, а на развитие личности учащегося, на развитие техник мышления, способов получения новых знаний [4], обеспечение условий реализации творческого потенциала, развитие способностей и активности, расширение сферы самосознания [3]. Развивающими потенциал личности и имеющими направленность на надпредметную поисковую образовательную деятельность, являются процессуальные технологии, которые реализуются в следующих формах:

  • исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.), проектная деятельность;
  • коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);
  • игровая, моделирующая в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане [1].
В отличие от игровой деятельности, которую мы рассматриваем как проверку потенциала, накопления опыта, адаптации к окружающей среде и развития [8], сущность проектной деятельности заключается в создании новых объектов с заданными качествами, предполагает преобразование реальности. Актуальность проектной деятельности обусловлена инновационной направленностью экономического развития: владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции и обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
Проектная деятельность — метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную сферу, политику [5]. В педагогических исследованиях, посвященных методу проектов, проектной деятельности (проектированию) в определении этих понятий значимых разногласий нет. Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, проектирование — это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной и искусственной) [6]. Наиболее содержательное понимание метода проектов сформулировано Е. С. Полат: метод проектов — определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы [7].
Среди проектов образовательной деятельности выделяют следующие типы:
  • исследовательские — приближенные к научному исследованию, содержащие доказательство актуальности, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования, обозначение методов, источников информации, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, постановку новых проблем;
  • творческие — не имеющие детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
  • информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью;
  • социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы [6].
Необходимыми этапами проектной деятельности являются: выработка концепции, определение целей и задач проекта, определение доступных информационных и материальных и физических ресурсов, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, презентация проекта, рефлексия результатов деятельности. Стадии деятельности учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом представлены в таблице 1 [6].

Таблица 1

Деятельность учителя и учащихся на стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.1. Выбор проблемы (темы) проекта. Поиск проблемы, выбор и обоснование проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу.

Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя.

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная.

Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т. п.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям.

В группах, а затем в классе обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательские деятельности: видео-, фильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1.Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность.

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами.

4.2.Защита, презентация (контроль и испытание) результатов.

Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей

Доклад о результатах своей работы, демонстрация их.

4.3.Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки.

Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия


В исследовании Г. К. Селевко отмечается, что в современной педагогической практике метод проектов используется как компонент образовательных систем и способствует:
  • формированию проектной деятельности, проектного мышления,
  • стимулированию мотивации на приобретение знаний,
  • включению всех учащихся в режим самостоятельной работы,
  • самостоятельному приобретению недостающих знаний из разных источников,
  • развитию умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач,
  • развитию способности применять знания к жизненным ситуациям,
  • развитию способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя,
  • развитию важнейших компетенций для современно жизни: способности брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путём; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
  • развитию исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения [6].
К перечисленным положительным характеристикам использования проектной деятельности добавим важные стороны проектного метода (П. П. Блонский, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Л. Э. Левин, Е. С. Полат и др.), актуальные для формирования карьерной компетентности, такие как:
  • развитие способности к целеполаганию, анализу, оценке результатов своей деятельности;
  • развитие деловых качеств личности, настойчивости в преодолении трудностей, инициативы и творческих способностей;
  • формирование навыков коллективной деятельности и взаимопомощи [2].
В педагогической деятельности важна положительная ценностная ориентация проектной деятельности, поскольку предполагает наличие личностно-значимой проблемы обучающегося, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, публичного представление своего проекта, повышает мотивацию учащихся и позволяет пережить ощущение успеха. Перечисленные выше положительные аспекты метода проектов, развивающие качества личности актуальные для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста позволяют утверждать, что использование в образовательной практике проектной деятельности способствует формированию карьерной компетентности студентов, поскольку является прототипом будущей профессиональной деятельности. Мы обосновываем это тем, что в современных социально-экономических условиях проектная деятельность становится ведущей. При определенном содержании проектов проектная деятельность может являться квазипрофессиональной. Отношение к будущему как к жизненному проекту нацеливает будущего выпускника на необходимость планирования и прогнозирования карьеры, что придает процессу получения высшего профессионального образования глубокий личностно-значимый смысл, способствуя более осознанному накоплению необходимых компетенций для дальнейшей жизни в социуме и профессиональной деятельности.

Литература:
  1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. — Рига.: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  2. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01/С. И. Осипова; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2005. — 216 с.
  3. Манютин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994. — 320 c.
  4. Осипова С. И. Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дис. … док. пед. наук.: 13.00.01/С. И. Осипова; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2001. — 348 с.
  5. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования [Текст] / С. И. Осипова, И. В. Янченко //Вестник КемГУ — 2012. № 3 (51). — С. 135–141.
  6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  7. Полат Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. С. Полат // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 226 с.
  8. Янченко И. В. Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза [Текст] / И. В. Янченко // Молодой ученый. — 2013. — № 2.


Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, профессиональной деятельности, карьерной компетентности, организация деятельности, формировании карьерной компетентности, ценность проектной деятельности, проектная деятельность, карьерной компетентности будущих, Актуальность проектной деятельности, сущность проектной деятельности, этапами проектной деятельности, будущих выпускников вуза, компетентности будущих выпускников, ориентация проектной деятельности, самостоятельной деятельности учащихся, использования проектной деятельности, практике проектной деятельности, рефлексия результатов деятельности, путях социально-трудовой деятельности, проектов образовательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle