Библиографическое описание:

Янченко И. В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 422-424.

Изменения, происходящие в обществе, нацеливают высшее профессиональное образование на становление компетентного специалиста обладающего интегративной личностной характеристикой, выражающейся в способности к успешной социальной и профессиональной деятельности. Названную характеристику личности мы определяем как карьерную компетентность: карьерная компетентностьинтегративное качество личности, характеризующее ее стремление, готовность и способность реализовать свой потенциал в возможных путях социально-трудовой деятельности [5]. Современная карьера, выступая средством реализации жизненных планов, расширяя материальные возможности, социальное окружение, возможности личностного роста служит мотивом для повышения качества образования, что в интересах всех участников образовательного процесса: преподавателей, вуза, государства — общества в целом.

В рамках гуманистической парадигмы образования личностный рост основывается на выделении субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе, уровне его активности в установлении субъект-субъектных отношений и организации совместной деятельности. В то же время субъектную позицию в образовательном процессе обеспечивают личностно-ориентированные педагогические технологии, имеющие целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности человека. Акцент делается не на усвоение готовой информации, препарированных знаний, что сегодня, учитывая возрастающую лавину информации, принципиально невозможно, а на развитие личности учащегося, на развитие техник мышления, способов получения новых знаний [4], обеспечение условий реализации творческого потенциала, развитие способностей и активности, расширение сферы самосознания [3]. Развивающими потенциал личности и имеющими направленность на надпредметную поисковую образовательную деятельность, являются процессуальные технологии, которые реализуются в следующих формах:

  • исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.), проектная деятельность;
  • коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);
  • игровая, моделирующая в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане [1].
В отличие от игровой деятельности, которую мы рассматриваем как проверку потенциала, накопления опыта, адаптации к окружающей среде и развития [8], сущность проектной деятельности заключается в создании новых объектов с заданными качествами, предполагает преобразование реальности. Актуальность проектной деятельности обусловлена инновационной направленностью экономического развития: владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции и обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
Проектная деятельность — метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную сферу, политику [5]. В педагогических исследованиях, посвященных методу проектов, проектной деятельности (проектированию) в определении этих понятий значимых разногласий нет. Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, проектирование — это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной и искусственной) [6]. Наиболее содержательное понимание метода проектов сформулировано Е. С. Полат: метод проектов — определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы [7].
Среди проектов образовательной деятельности выделяют следующие типы:
  • исследовательские — приближенные к научному исследованию, содержащие доказательство актуальности, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования, обозначение методов, источников информации, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, постановку новых проблем;
  • творческие — не имеющие детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
  • информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью;
  • социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы [6].
Необходимыми этапами проектной деятельности являются: выработка концепции, определение целей и задач проекта, определение доступных информационных и материальных и физических ресурсов, создание плана, организация деятельности по реализации проекта, презентация проекта, рефлексия результатов деятельности. Стадии деятельности учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом представлены в таблице 1 [6].

Таблица 1

Деятельность учителя и учащихся на стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.1. Выбор проблемы (темы) проекта. Поиск проблемы, выбор и обоснование проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу.

Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя.

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная.

Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т. п.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям.

В группах, а затем в классе обсуждаются план деятельности, формы представления результата исследовательские деятельности: видео-, фильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1.Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность.

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами.

4.2.Защита, презентация (контроль и испытание) результатов.

Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей

Доклад о результатах своей работы, демонстрация их.

4.3.Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки.

Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия


В исследовании Г. К. Селевко отмечается, что в современной педагогической практике метод проектов используется как компонент образовательных систем и способствует:
  • формированию проектной деятельности, проектного мышления,
  • стимулированию мотивации на приобретение знаний,
  • включению всех учащихся в режим самостоятельной работы,
  • самостоятельному приобретению недостающих знаний из разных источников,
  • развитию умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач,
  • развитию способности применять знания к жизненным ситуациям,
  • развитию способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя,
  • развитию важнейших компетенций для современно жизни: способности брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путём; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
  • развитию исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения [6].
К перечисленным положительным характеристикам использования проектной деятельности добавим важные стороны проектного метода (П. П. Блонский, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Л. Э. Левин, Е. С. Полат и др.), актуальные для формирования карьерной компетентности, такие как:
  • развитие способности к целеполаганию, анализу, оценке результатов своей деятельности;
  • развитие деловых качеств личности, настойчивости в преодолении трудностей, инициативы и творческих способностей;
  • формирование навыков коллективной деятельности и взаимопомощи [2].
В педагогической деятельности важна положительная ценностная ориентация проектной деятельности, поскольку предполагает наличие личностно-значимой проблемы обучающегося, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, публичного представление своего проекта, повышает мотивацию учащихся и позволяет пережить ощущение успеха. Перечисленные выше положительные аспекты метода проектов, развивающие качества личности актуальные для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста позволяют утверждать, что использование в образовательной практике проектной деятельности способствует формированию карьерной компетентности студентов, поскольку является прототипом будущей профессиональной деятельности. Мы обосновываем это тем, что в современных социально-экономических условиях проектная деятельность становится ведущей. При определенном содержании проектов проектная деятельность может являться квазипрофессиональной. Отношение к будущему как к жизненному проекту нацеливает будущего выпускника на необходимость планирования и прогнозирования карьеры, что придает процессу получения высшего профессионального образования глубокий личностно-значимый смысл, способствуя более осознанному накоплению необходимых компетенций для дальнейшей жизни в социуме и профессиональной деятельности.

Литература:
  1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. — Рига.: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  2. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01/С. И. Осипова; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2005. — 216 с.
  3. Манютин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994. — 320 c.
  4. Осипова С. И. Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дис. … док. пед. наук.: 13.00.01/С. И. Осипова; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2001. — 348 с.
  5. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования [Текст] / С. И. Осипова, И. В. Янченко //Вестник КемГУ — 2012. № 3 (51). — С. 135–141.
  6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  7. Полат Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. С. Полат // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 226 с.
  8. Янченко И. В. Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза [Текст] / И. В. Янченко // Молодой ученый. — 2013. — № 2.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle