Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.09.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Воробьев, А. А. Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями / А. А. Воробьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105812/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с электронным взаимодействием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В статье приведены нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения при оказании государственных услуг Росреестра в электронном виде, описан достигнутый результат по данному направлению деятельности, выявлены преимущества такого вида услуг, а также определены проблемы, возникающие при электронном взаимодействии.

Ключевые слова: государственная регистрация прав, государственный кадастровый учет, объект недвижимого имущества, электронная регистрация, усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП, НСПД, целевая модель

С 1 июня 2015 года Росреестром на своем официальном сайте впервые была реализована возможность подачи документов в электронном виде на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации.

В настоящее время подать документы в электронной форме на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет можно в сети Интернет посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта Росреестра, а также с других интернет-площадок, осуществляющих электронное взаимодействие с Росреестром.

При подаче документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в электронном виде пользователь самостоятельно заполняет на выбранной им интернет-площадке заявление о проведении учетно-регистрационных действий, в котором указывает сведения о себе либо о лице, интересы которого он представляет. Далее он подгружает в программу документы, необходимые для проведения учетно-регистрационных действий, в формате XML или PDF.

Заявление, а также все приложенные к нему документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (далее — УКЭП).

Получить УКЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре по выпуску электронных подписей, список которых размещен на официальном сайте Минцифры.

Преимущества электронного взаимодействия с Росреестром заключаются в том, что заявитель имеет возможность в удобное для себя время без посещения офисов многофункциональных центров подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, при этом существенно сократить временные затраты и транспортные расходы.

Помимо исключения необходимости личного посещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг следует также отметить в качестве преимущества электронного способа подачи документов и сокращение сроков проведения самой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как срок рассмотрения документов, принятых в электронном виде, сокращается на 2 рабочих дня по сравнению со сроком рассмотрения таких документов, принятых в многофункциональном центре.

Для примера, срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки или свидетельства о праве на наследство, которые поступили в орган регистрации прав в электронном виде, составляет всего один рабочий день.

Вместе с тем, на начальном этапе электронного взаимодействия количество заявлений, поступающих на государственную регистрацию прав в электронном виде, было минимальным. Данное обстоятельство связано с тем, что у заявителей отсутствовали знания и навыки, необходимые для работы на электронных площадках, осуществляющих электронное взаимодействие с Росреестром, а способ подачи документов в электронном виде для всех категорий заявителей являлся альтернативным, а не обязательным.

Кроме того, для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде заявителям необходимо обратиться и в удостоверяющий центр для получения УКЭП, которая является цифровым аналогом собственноручной подписи и имеет с ней равнозначную ценность, что также связано с дополнительными финансовыми затратами.

Датой, с которой началась точкой роста электронных услуг Росреестра, можно назвать 1 февраля 2019 года, когда вступили в силу внесенные в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462–1 изменения, обязывающие нотариусов обращаться в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимость в электронном виде при выдаче или удостоверении ими правоустанавливающих документов на недвижимое имущество [1].

Серьезным толчком к переходу на электронное взаимодействие стали и проводимые Правительством Российской Федерации мероприятия, связанные с упрощения процедур предоставления государственных услуг, в том числе путем их предоставления в электронном виде и в сокращенные сроки.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148, утверждена государственная программа Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» (далее — НСПД), реализация которой направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» и «Комфортная и безопасная среда для жизни» и соответствующих им показателей, в том числе по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в электронном виде до 95 процентов к концу 2030 года [2].

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1139-р целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации были дополнены и Целевой моделью «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества» (далее — Целевая модель) [3].

Согласно НСПД и Целевой модели в 2022 году доля государственных услуг по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставляемых в электронном виде, должна составлять не менее 45 % от их общего количества.

По результатам работы Росреестра за 2022 год от общего количества документов, поступивших на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, 55 % было подано в электронном виде, в 2021 год такой показатель составлял 44 % [4].

Необходимо отметить, что НСПД и Целевой моделью установлены показатели как для отдельных групп заявителей, так и для отдельных видов регистрационных действий. Так в 2023 году доля заявлений, поданных юридическими лицами в электронном виде, должна составить 60 % от их общего количества, а доля электронных заявлений по регистрации ипотечных сделок 90 %.

При этом средний фактический срок регистрации прав по заявлениям, поданным в электронном виде, в 2023 году должен составлять три рабочих дня, а для заявлений о государственной регистрации электронной ипотеки один рабочий день.

В рамках проведения мероприятий по переходу на электронное взаимодействие при оказании государственных услуг Росреестра в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления также представляют заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов [5].

Приведенные показатели свидетельствуют, что в настоящее время большая часть заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также прилагаемые к ним документы, поступают в орган регистрации прав в электронном виде и доля электронных услуг Росреестра постоянно растает.

Анализируя достигнутые результаты по электронному взаимодействию Росреестра с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, можно сделать следующие выводы.

Основная доля заявлений в электронном виде поступает в орган регистрации прав от органов государственной власти, органов местного самоуправления, нотариусов, кредитных организаций, застройщиков и иных профессиональным участникам рынка недвижимости.

Учитывая, что указанные выше лица на постоянной основе и в значительных объемах подают документы в Росреестр на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, переход на электронное взаимодействие позволил им существенно снизить трудозатраты, связанные с оформлением прав на недвижимое имущество, и сократить сроки получения таких услуг.

В указанном случае представителям организаций не требуется обращаться в многофункциональные центры для подачи документов в Росреестр, а в последующем и за получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Таким образом, связь заявителей с Росреестром при электронном взаимодействии осуществляется по электронным каналам напрямую, исключая «посредников» в лице многофункциональных центров.

Если говорить об электронном взаимодействии Росреестра с физическими лицами, то здесь на первом месте стоит вопрос обеспечения безопасности при отчуждении ими объектов недвижимости.

Так, согласно статье 36.2 Закона о регистрации документы, представленные на государственную регистрацию перехода прав на принадлежащий физическому лицу объект недвижимого имущества в электронном виде, подлежат рассмотрению Росреестром только в том случае, если таким лицом ранее было подано заявление на бумажном носителе о возможности регистрации на основании электронных документов.

Таким образом, для электронного взаимодействия физического лица с Росреестром ему необходимо сначала дать соответствующее согласие путем подачи заявления через многофункциональный центр.

Вместе с тем, в данном правиле законодатель делает и исключение. Так если электронное заявление о переходе права собственности от имени физического лица подает орган государственной власти или орган местного самоуправления, нотариус, а также, в случае подачи документов физическим лицом с площадки кредитной организации или если договор об отчуждении объекта недвижимости подписан электронными подписями, выданными публично-правовой компании «Роскадастр», для осуществления государственной регистрации перехода прав предварительного согласия от физического лица не требуется.

Можно сделать вывод, что электронное взаимодействие с Росреестром для физических лиц целесообразно только при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, нотариусами, кредитными организациями, а также, в случае если такое лицо осуществляет профессиональную деятельность на рынке недвижимости.

Учитывая, что для большинства физических лиц совершение сделок с недвижимостью носит единичный характер, самостоятельная подача документов в орган регистрации прав в электронном виде теряет смысл, так как заявителю в любом случае придется предварительно посетить многофункциональный центр, а также понести расходы, связанные с получением УКЭП.

Подводя итоги можно констатировать, что электронное взаимодействие Росреестра с заявителями развивается динамично и отвечает требованиям современных стандартов. Электронный формат позволил существенно сократить сроки оказания государственных услуг Росреестра и снизить затраты, связанны с оформлением прав на недвижимость.

Перспективы дальнейшего развития электронных услуг Росреестра будут связаны с обязательным переходом всех юридических лиц на электронный формат взаимодействия, при этом, в обозримом будущем, для физических лиц такая услуга должна оставаться альтернативной.

Литература:

  1. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148 / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402555/;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1139-р / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383611/;
  4. Итоговый доклад «Основные результаты деятельности Росреестра за 2022 и основные задачи на 2023 год» / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/09-upr/ИД_2023.pdf;
  5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/
Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, электронный вид, государственный кадастровый учет, электронное взаимодействие, недвижимое имущество, Российская Федерация, орган регистрации, физическое лицо, Целевая модель, государственная власть.


Похожие статьи

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества...

Реализация государственных функций по регистрации и учету недвижимого имущества производится исключительно государственными органами и учреждениями.

Актуальность и практическая значимость государственной...

5) оценивать с точки зрения целесообразности и актуальности основные этапы процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Реформа российского законодательства в сфере регистрации...

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием...

Синхронизация регистрации прав: прошлое, реальность...

Бюро технической инвентаризации — это ведомство, осуществляющее государственный технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости на территории России.

Совершенствование кадастровых отношений на принципах...

государственная кадастровая оценка, регистрация прав, Единый государственный реестр недвижимости, земельные ресурсы, данные, Единый информационный ресурс.

Основные тенденции развития процесса предоставления...

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по...

Актуальность создания Федеральной государственной...

Система должна реализовать единую учетно-регистрационную процедуру через объединение существующих разрозненных процедур кадастрового учета и регистрации прав.

Административно-правовой статус Росреестра в области...

Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества и. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в 2018 г.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимое...

Порядок государственной регистрации и основания отказа устанавливаются Законом о регистрации в соответствии с ГК РФ (п.6 ст.131 ГК РФ).

Похожие статьи

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества...

Реализация государственных функций по регистрации и учету недвижимого имущества производится исключительно государственными органами и учреждениями.

Актуальность и практическая значимость государственной...

5) оценивать с точки зрения целесообразности и актуальности основные этапы процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Реформа российского законодательства в сфере регистрации...

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием...

Синхронизация регистрации прав: прошлое, реальность...

Бюро технической инвентаризации — это ведомство, осуществляющее государственный технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости на территории России.

Совершенствование кадастровых отношений на принципах...

государственная кадастровая оценка, регистрация прав, Единый государственный реестр недвижимости, земельные ресурсы, данные, Единый информационный ресурс.

Основные тенденции развития процесса предоставления...

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по...

Актуальность создания Федеральной государственной...

Система должна реализовать единую учетно-регистрационную процедуру через объединение существующих разрозненных процедур кадастрового учета и регистрации прав.

Административно-правовой статус Росреестра в области...

Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества и. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в 2018 г.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимое...

Порядок государственной регистрации и основания отказа устанавливаются Законом о регистрации в соответствии с ГК РФ (п.6 ст.131 ГК РФ).

Задать вопрос