Библиографическое описание:

Родичева А. Ф. Современные подходы к управлению развитием образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 369-371.

Статья посвящена обзору вопросов, связанных с управлением развитием образовательного учреждения, выбором различных методологических подходов к управлению развитием образовательного учреждения, применением различных принципов управления развитием образовательного учреждения, описанием модели управления ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт–Петербурга.
Ключевые слова: образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт–Петербурга.

Эффективная и качественная деятельность современного образовательного учреждения возможно только при планировании собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества, государства. В таких условиях, необходимым выступает принятие за основу развития образовательного учреждения какого-либо методологического подхода.
В работах [1, 6] указывается, что исторический анализ развития науки управления позволяет выявить три наиболее общих подхода в теории управления — процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, серию непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Анализ литературы [1, 2] позволяет выделить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров или заключение сделок и другие.
Системный подходэто направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [1]. При системном подходе специфика объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей отношений между ключевыми элементами. В соответствии с этим подходом руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным моментом является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Он пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом на первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды [2].
Таким образом, развитие науки управления предлагает разные подходы и содержание управленческой деятельности. Остановимся на некоторых подходах управления развитием образовательного учреждения.
К распространенному подходу управления образовательным учреждением следует отнести системный подход. В работе [4, 6] указывается, что образовательное учреждение представляет собой целостную социально-педагогическую систему, управление ею требует адекватного, системного подхода. Они рассматривают образовательное учреждение как социально-педагогическую систему в нескольких аспектах: системно-структурном, системно-функциональном, историческом, системно-коммуникативном, информационном и управленческом. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (между звеньями школы, учителями, учениками и т. д.).
На основе системного подхода, построены и другие подходы к управлению образовательным учреждением. В работе [1, 6], указывается, что в качестве основных подходов к управлению развитием образовательного учреждения могут выступать следующие:
  • Системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем разного уровня.
  • Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы.
  • Коммуникативно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов.
  • Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности.
  • Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития.
В исследовании [3] обоснован интегративно-вариативный подход к управлению развитием образовательного учреждения, который предполагает построение системы управления на основе выбора вариантов интеграции между элементами ее внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности для обеспечения ее разнообразия, разноуровневости, интегративности, преемственности в рамках системы.
Педагогический аспект интегративно-вариативного подхода предполагает реализацию этого подхода на уровне управляемой подсистемы управления — объекта управленияпедагогический системы образовательного учреждения. Управленческий аспект предполагает реализацию этого подхода на уровне управляющей подсистемы — субъекта управления. На уровне педагогической подсистемы учреждения создание вариантов интеграции должно определяться следующими факторами: потребностями детей, выраженными в социальном заказе; направленностями образования; образовательными программами; уровнями их освоения; формами организации деятельности; ожидаемыми результатами.
Можно выделить несколько оснований для выбора вариантов интеграции: социальный заказ на дополнительное образование, в том числе интересы и потребности детей; цели образования детей, а также приоритеты деятельности образовательного учреждения. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративно-вариативного подхода к управлению учреждения. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам, по внутреннему и внешнему управляющему воздействию и др. [3]
Кроме подходов к управленческой деятельности большое внимание следует уделить принципам управления развития образовательного учреждения.
В исследованиях [5, 6] выделены принципы управления качеством образовательного учреждения дополнительного образования детей, а именно:
  • комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов;
  • объективности — все то, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;
  • преемственности соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;
  • перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования;
  • тотальности — вовлеченность в процесс управления всех;
  • оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;
  • уровневости — принятие решений на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;
  • рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков.
В качестве современных принципов управления, в работе [6] отмечаются такие, как лояльность к работающим, ответственность — обязательное условие успешного управления, коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали, атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих, своевременная реакция на изменения в окружающей среде, честное отношение и доверие к людям, этика бизнеса и другие.
Опираясь на вышеизложенные позиции в ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт–Петербурга была разработана и успешно реализуется модель управления развитием учреждения. Эта модель представляет собой комплексную деятельность по разработке и реализации стратегий развития и созданию условий (организационно-педагогических, психологических и др.), обеспечивающих достижение целей развития образовательного учреждения и всех участников образовательного процесса. В рамках модели управления развитием ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт-Петербурга осуществляется комплексное управление стратегиями развития, выраженных в реализации различных направлений подпрограмм (подпроектов) на основе гуманистических (демократических) основаниях.
Основная характеристика демократического управления состоит в децентрализации и отсутствие единого центра принятия решений; частичном лидерстве при ответственности за удержание общего пространства смыслов и результатов деятельности; широкой «специализации», предполагающей решение «новых пограничных» проблем; сочетании профессионального, неформального и клубного характера отношений субъектов образовательного процесса.
В обобщенном виде можно сказать, что основные характеристики модели управления развитием ГБОУ школы № 103 Выборгского района Санкт-Петербурга можно представить следующим образом:
  • Тип управления развитием образовательного учреждения: гуманистический (демократический).
  • Стиль работы: командный.
  • Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения).
  • Субъекты управления развитием образовательного учреждения: координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, педагогический состав.
  • Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.
  • Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.
В заключение хотелось бы отметить важность грамотного основополагающего выбора методологических оснований проектирования и реализации модели развития образовательного учреждения. Ведь от выбора подхода к развитию учреждения во многом определяется направление, «вектор» движения образовательного учреждения в будущем, что в конечном итоге сказывается на конкурентоспособности учреждения в социальных условиях.

Литература:
  1. Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01: Волгоград, 2002.
  2. Гущина, С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. к.п.н.: 13.00.01: Челябинск, 2000.
  3. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.
  4. Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. — Челябинск, 1998.
  5. Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01 Ижевск, 2005.
  6. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle