Библиографическое описание:

Добрикова Т. С., Баутина О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 119-122.

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

На сегодняшний день в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что на современных предприятиях, функционирующих в высококонкурентной и динамичной рыночной среде, под влиянием изменяющихся условий возрастает необходимость в разработке конкурентоспособной товарной политики, реализуемой в рамках общей системы маркетинга.

Для того чтобы эффективно управлять собственной конкурентной позицией предприятиям следует проводить анализ деятельности конкурентов. Целями такого рода анализа являются:

  • выявить существующих и потенциальных товаров-конкурентов;

  • определить настоящих и возможных конкурентов-производителей данных товаров;

  • исследовать сильные и слабые стороны всех конкурирующих товаров;

  • разработать прогнозы вероятной стратегии конкурентов.

В результате анализа предприятие получит возможность понять, по какой причине конкуренты поступают вот так, а не по-другому, и возможность выработать свою реакцию.

Ключевым моментом в завоевании лидирующих позиций на рынке относительно конкурентов является своевременное обновление производимых товаров и производство новых видов продукции. В наше время создание и производство новых видов товаров имеют определяющее значение для процветания предприятия. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, предприятия стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству.

Задача повысить конкурентоспособность предприятий, обусловлена необходимостью их мгновенного ответа на изменение рыночного спроса, ускоренного освоения новой и востребованной рынком продукции, обеспечения высокой надежности поставок. Реализация данных требований подразумевает формирование принципиально новых организационных условий на предприятиях, пересмотр традиционных подходов к организации производства, переход к маркетинговым методам управления производством.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Для предприятий хлебопекарной промышленности формирование конкурентоспособной товарной политики приобретает особую значимость: экономический успех этих предприятий напрямую зависит от способности предлагать рынку товар, доступный по цене и отвечающий запросам потребителей, испытывающих потребность в разнообразной и качественной хлебобулочной продукции.

Хлебобулочные изделия относятся к продуктам первой необходимости, в полной мере удовлетворяющих энергетические потребности населения. Они должны иметь высокое качество и доступные для всех покупателей цены. Этот вопрос может быть решен только благодаря развитию конкуренции хлебопекарных предприятий. Разгосударствление и приватизация названных предприятий породили условия для развития конкуренции. Тем не менее, рынок хлебобулочных изделий насыщен продукцией не высокого качества, цены на которую достаточно велики. Это объяснятеся тем, что отсутствуют необходимые навыки работы отечественных производителей хлебобулочных изделий в условиях рынка и неотработан механизм их конкуренции.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта недвижимости, т. е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Хлебопекарная промышленность Орловской области представлена двумя крупными хлебокомбинатами в Орле — это ОАО «Орловский хлебокомбинат» и ООО «Хлебокомбинат Юность», филиалы ОАО «Орелоблхлеб» и ряд мелких хлебопекарен.

Ливенский хлебокомбинат является филиалом акционерного общества ОАО «Орелоблхлеб», располагается в г. Ливны, ул. Железнодорожная, 4.

Целью общества извлечение прибыли в результате удовлетворения общественных потребностей в хлебобулочных изделиях с высокими потребительскими свойствами и качеством.

Основной вид деятельности — производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и сухарно-бараночных изделий. На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции составляет более 150 наименований.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основными конкурентами Ливенского хлебокомбината являются ОАО «Орловский хлебокомбинат» и ООО «Хлебокомбинат Юность».

Ливенский хлебокомбинат проводит довольно-таки немалую работу по изучению спроса на продукцию и расширению рынков её сбыта. Для того, чтобы повысить покупательский спрос и поддержать уровень конкурентоспособности повышает качество продукции и снижает её себестоимость.

Деятельность Ливенского хлебокомбината осуществляется по следующим направлениям: розничная торговля продуктами питания и оказание услуг.

В этой связи целесообразно рассмотреть объем реализации в структуре оказываемых услуг (табл.1).

Таблица 1

Анализ динамики структуры оказываемых услуг

Показатель

2010 год

2011год

2012год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Реализация продуктов питания

10862,94

1,89

8374,35

58,91

12083,31

68,89

Оказываемые услуги

4096,46

7,11

5841,15

41,09

5456,69

31,11

Итого

15110,5

100

14215,5

100

17540

100


Данные таблицы 1 говорят о том, что самый большой удельный вес в структуре сбыта приходится на реализацию продуктов питания. Доля розничной торговли составляет от 71,89 % в 2011 году до 68,89 % в 2012 году. Оказание услуг включает порядка 27,11–31,11 %, причем нетрудно заметить тенденцию снижения доли оказанных услуг.

Одним из главных моментов в деятельности предприятия является поиск потребителей. Основные потребители Ливенского хлебокомбината перечислены в таблице 2.

Таблица 2

Потребители мучных кондитерских изделий Ливенского хлебокомбината, в тоннах

Регионы сбыта

2010 год

2011 год

2012 год

г. Орел и орловская область

160

172

187

г. Ливны

161

139

189

г. Калининград

42

40

50

г. Тула

66

49

60

г. Москва и Московская область

35

40

40

г. Обнинск, Калужская область

39

50

62

г. Брянск

10

10

12

Собственная торговля

25

20

30

Частные предприниматели

124

80

125

Итого

662

700

755


Из таблицы 2 видно, что с каждым годом потребность в производимой продукции растет, что положительно отражается на сбытовой деятельности предприятия.

В последние годы транспортные расходы значительно увеличились, так как постоянно растут цены на бензин, запчасти и т. д. Это обусловило для Ливенского хлебокомбината ограничение в части реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территорию других районов области.

Кроме того, предприятием проводится анализ сбытовой сети, т. е. изучаются способы наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети — одно из самых важных решений руководства предприятия, которое определяет его успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. На сегодняшний день в зависимости от сбытовой сети находится степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а следовательно и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем. Выбор канала распределения влияет на коммерческий успех предприятия.

На предприятии используется две формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитном снабжении поставка необходимых товаров производится именно хлебокомбинату, минуя базы и склады оптовых организаций, при этом происходит сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а так же снижение издержек обращения благодаря уменьшению расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение материалов и сокращаются запасы в промежуточных звеньях.

При транзитном снабжении предприятие пользуется методом регулярных закупок мелкими партиями. При этом происходит рост оборачиваемости капитала и сокращение затрат.

Во многих случаях используется складская форма снабжения, при которой происходит осуществление разовой поставки продукции. Преимущества такой формы состоят в том, что завоз товаров производится в нужном количестве, имеет место планомерность завоза товаров и соответственно экономия. Применяя складскую форму снабжения, хлебокомбинат проигрывает в ценовой политике конкурентам, так как через оптовую торговлю продукция реализуется с наценкой.

Привлечение потенциальных покупателей происходит посредством наружной рекламы в виде оформленных оконных витрин и бегущей строки на местном телеканале. Иные способы рекламного воздействия не применяются, несмотря на их широкое распространение и достаточную доступность для предприятий в наше время.

Обобщим итоги деятельности предприятия, а именно выявим достоинства и недостатки, которые влияют на конкурентоспособность исследуемого предприятия.

К внутренним достоинствам можно отнести: умение выдержать сильное давления со стороны конкурентов, экономия на товарообеспеченности, наличие высококвалифицированных работников, эффективная система финансового планирования и анализа и уровень обслуживания потребителей.

К внешним достоинствам можно отнести: способность обслужить дополнительные группы покупателей, расширение товарного ассортимента и номенклатуры услуг, стабилизация экономической ситуации, увеличение покупательской способности потребителей, увеличение активности клиентов.

К внутренним недостаткам следует отнести: устарелое оборудование, низкую прибыльность, узкую сеть поставщиков, недостаточный уровень маркетинговых коммуникаций и исследований, средний уровень имиджа в глазах общественности, фрагментарный и несистематизированный характер стратегического планирования.

К внешним угрозам необходимо отнести: выход на рынок конкурентов с более низкими издержками, растущая требовательность покупателей, изменение потребностей и вкусов покупателей, политические изменения, неблагоприятная экономическая ситуация и социальные явления.

Таким образом, проведенный анализ говорит о недостаточно эффективной деятельности Ливенского хлебокомбината, а, следовательно, о недостаточной его конкурентоспособности. Наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает текущее оборудование, используемое на Ливенском хлебокомбинате, которое снижает свою производственную мощность на рынке конкурентов, в виду использования устарелых технологий, поэтому необходимы мероприятия по улучшению технологического процесса. Не смотря на это говорить о том, что предприятие все же имеет резервы оптимизации все же можно,

Для повышения конкурентоспособности Ливенского хлебокомбината филиал «Ореоблхлеб», как и для предприятий хлебопекарной промышленности в целом, должны осуществляться следующие мероприятия:

  • мониторинг, позволяющий проводить своевременный анализ конкурентоспособности производимой продукции;

  • анализ новых разработок и расширение ассортимента продукции;

  • ситуационный анализ положения предприятия на рынках сбыта;

  • совершенствование производства, в том числе путем внедрения новых технологий;

  • определение стратегических направлений инновационной политики предприятия;

  • своевременное изъятие экономически неэффективного товара из сбытовой программы предприятия;

  • проникновение на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

  • модификация выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

  • развитие и совершенствование системы сервисного обслуживания реализуемых товаров и системы стимулирования сбыта в целом.


Литература:

  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции от 26.07.2006 (в редакции от 29.11.2010). Доступ и справочно-правовой системы Консультант-плюс (дата обращения 30.12.12).

  2. Акулич И. А. Маркетинг. Учебник. Мн.: Выш. шк., 2000. 58с.

  3. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб:Издательство «Питер», 2003. С.211–217.

  4. Дурович А. П. Д84 Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997. С. 209–216.

  5. Ильин. А. И. Экономика предприятия: М.: «Новое знанаие», 2003. 677с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle