Библиографическое описание:

Леер Е. И., Зверева С. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 310-318.

Согласно имеющимся в литературе сведениям, каждое музыкальное направление зарождалось и развивалось именно в ту эпоху и время, когда потребность человека в данном музыкальном направлении доходила до некоего максимума. Таким образом, популярность того или иного музыкального направления, стиля или жанра отражала потребность и настроение человечества в целом на тот момент времени [10, с. 12; 12;15].

Согласно современным представлениям, музыка разных направлений, благодаря ритму и звуку, способна оказывать неоднозначное влияние на все живые организмы, в том числе и на человека [13]. Так, классическая музыка оказывает благотворное влияние на человека (успокаивает, снимает мышечное напряжение, тонизирует, способствует снижению тревожности) [9, с. 35; 10, с. 24; 12;16]. Во второй половине XX века — начале XXI века, в 60–70 гг. зародилось и активно развивалось такое музыкальное направление как рок — музыка, которая оказывает негативное влияние на человека; в частности, вызывает агрессию и агрессивные действия, способствует возникновению депрессивного состояния, ослабляет самоконтроль, формирует социальную отчужденность [5, с. 34; 6 с. 79; 7 с. 257; 10 с. 20;12;14]. Духовное музыкальное направление, согласно современным исследованиям, оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей, концентрирует внимание, снимает мышечное напряжение, способствует повышению активности коры головного мозга, нормализует эмоциональное состояние [4 с. 37]. В начале XXI века сформировалась и прогрессивно развивается такое музыкальное направление, как электронная музыка, основным «потребителем» которой является молодое поколение. В силу недостаточной изученности влияния данного музыкального направления на настоящий момент времени сложно оценить степень влияния электронной музыки на человека. Но существует предположение, что влияние электронной музыки на человека неоднозначно [5, с. 23; 6, с. 80].

Подростковый возраст охватывает период 14–16 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни человека. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период, которые проявляются в эмоциональной неустойчивостью с резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Меняется форма общения, теряется авторитет взрослого, все большее значение приобретает общение и мнение сверстников, растет социальная активность, формируются собственные вкусы, в том числе и музыкальные [9, с. 342; 11, с. 143].

Согласно литературным источникам, сердце, как один из самых чувствительных органов человека, способно непосредственно реагировать на воздействие и/или изменение окружающей среды. В современных психофизиологических исследованиях метод кардиоинтервалометрии является наиболее популярным, поскольку позволяется оценить особенности системных процессов обеспечения текущей деятельности [1, с. 70; 2, 105; 3, с. 53].

В связи с вышесказанным исследование влияние музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14–16 лет представляет особый интерес.

Цель данного исследования: изучить особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14–16 лет.

В исследовании принимали участие 44 юноши и 36 девушек из средней общеобразовательной школы № 181 города Санкт — Петербурга.

В данном исследовании использовались следующие методики.

  1. «Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена (черно — белый вариант), направленные на оценку невербального и общего интеллекта испытуемых.

  2. Анкета — опросник «Сведения о продолжительности обучения учащихся в музыкальных школах и студиях». Разработка Леер Е. И.

  3. Анкета — опросник «Предпочтения юношей и девушек после прослушивания музыкальных произведений различных направлений». Разработка Леер Е. И.

  4. Методика «Инверсия эмоционального отражения», направленная на оценку предрасположенности к невротическим состояниям и проявлениям. Разработка Николаевой Е. И., Леутина В. П.

  5. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте (в модификации Каменской В. Г.) направленная на исследование особенностей психологических защит личности и общей напряженности защит.

  6. Метод нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (Музалевская Н. И., Урицкий В. М.). В качестве анализируемых признаков выступали: RR — показатель частоты сердечных сокращений; согласно Р. М. Баевскому [1;2;3] ударный объем характеризуется энергетической ценой, поэтому RR (мс) отражает энергетические затраты организма; CO RR — стандартное отклонение средних значений кардиоинтервалов; So (индекс кортиколизации) — показатель, который отражает функциональную активность кортикальных отделов регуляции; β (фрактальный индекс) — позволяет оценить качество интеграции функциональных связей кортикальных отделов регуляции.

Регистрация кардиоинтервалов проводилась 5 раз по 5 минут. Первая регистрация осуществлялась в состоянии оперативного покоя, а четыре последующие — в процессе прослушивания таких музыкальных произведений как «Симфония № 40» В. А. Моцарта, «Purification by fire» группа Cannibal Corpse, духовная песня «Славословие великое» в исполнении Валаамского хора и музыка в стиле хаос, исполнитель dj Yuriy.

Полученные данные обрабатывались с помощью следующих статистических подходов:

  1. Подсчет среднегрупповых значений и среднеквадратического отклонения признаков.

  2. Оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.

По результатам анкеты — опросника «Предпочтения юношей и девушек после прослушивания музыкальных произведений различных направлений» все обследованные юноши и девушки были разделены на подгруппы. Первую подгруппу составили 25 % юношей, которые отдали свои предпочтения классической и духовной музыке. Вторую подгруппу составили 48 % юношей, которые предпочли различные музыкальные направления (смешанные предпочтения). В третью подгруппу вошли 27 % юношей, которые предпочли такие направления, как «рок» и «хаос».

Первую подгруппу девушек составили 30 % испытуемых, предпочитающих классическое и духовное музыкальные направления. Вторую подгруппу составили 28 % испытуемых, которые предпочли различные музыкальные направления. В третью подгруппу девушек вошли 42 % испытуемых, которые предпочли «рок» и «хаос». Группы юношей и девушек с неопределёнными музыкальными предпочтениями в рамках данной статьи не рассматривались.

Сравнительный анализ результатов исследования общего и невербального интеллекта позволил установить, что достоверно более высокие показатели интеллектуального развития отмечаются у юношей, которые предпочитают «рок» и «хаос», и у девушек, которые предпочитают классическую и духовную музыку (различия статистически значимы при p<0,05) (см. рисунок 1).


Рис. 1


Среднегрупповые показатели по анкете-опроснику «Сведения о продолжительности обучения учащихся в музыкальных школах и студиях» позволили констатировать, что у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, и у юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», количество лет обучения в музыкальных школах и студиях практически одинаково. Таким образом, обучение в музыкальных школах и студиях никак не влияет на музыкальные предпочтения юношей обеих подгрупп. В подгруппе девушек, предпочитающих классическое и духовное музыкальные направления, количество лет обучения в музыкальных школах и студиях больше, чем в подгруппе девушек предпочитающих «рок» и «хаос» (p<0,05), что, несомненно, может оказывать влияние на их музыкальные предпочтения.

Стоит отметить, что девушки, предпочитающие как классическое и духовное музыкальные направления, так и «рок» и «хаос», имеют большее количество лет обучения в музыкальных школах и студиях, нежели юноши обеих подгрупп (см. рисунок 2).

Рис. 2


Среднегрупповые результаты по методике «Инверсия эмоционального отражения» показали, что во всех подгруппах юношей и девушек количество инвертируемых ответов укладывается в диапазон значений, типичных для практически здоровых испытуемых, что дает основание говорить о благополучном состоянии, уравновешенности и внутреннем комфорте в каждой подгруппе (см. рисунок 3).

Рис. 3


Согласно представленным данным в таблице 1, в иерархии психологических защит у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, ведущими психологическими защитами являются проекция, рационализация и отрицание, что является типичным для данной возрастной группы. В подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», ведущими психологическими защитами, наряду с проекцией и рационализацией, является и вытеснение. Это позволяет считать, что юноши данной подгруппы предпочитают «забывать» неприятную или травмирующую их информацию (см. таблица 1). Компенсация, как наиболее эффективная защита зрелой личности, в данной подгруппе, находиться на последнем месте в иерархии психологических защит. Подобные особенности иерархии психологических защит в группе юношей, предпочитающих рок и хаос, свидетельствуют о наличии эмоционально-личностных проблем.

Таблица 1

Юноши, предпочитающие классическую и духовную музыку

Юноши, предпочитающие

рок и хаос

1

Проекция — 50,7 %

1

Проекция — 53,2 %

2

Рационализация — 50,0 %

2

Рационализация — 47,9 %

3

Отрицание — 46,1 %

3

Вытеснение — 42,3 %

4

Вытеснение — 38,6 %

4

Замещение — 37,1 %

5

Компенсация — 29,1 %

5

Гиперкомпенсация — 34,2 %

6

Замещение — 26,8 %

6

Регрессия — 32,7 %*

7

Гиперкомпенсация — 24,5 %

7

Отрицание — 32,6 %

8

Регрессия — 23,2 %*

8

Компенсация — 24,2 %

Знаком * отмечены различия, статистически значимые при p<0,05.


Сравнение частоты использования отдельных психологических защит у девушек обеих подгрупп (см. таблицу № 2), позволило установить, что как в подгруппе девушек, отдающих предпочтение классической и духовной музыке, так и в подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», чаще всего используется проекция, как единственная возможная защита. Подобная особенность может указывать на наличие акцентуаций характера у девушек сопоставляемых подгрупп независимо от их музыкальных предпочтений. Такая защита, как гиперкомпенсация чаще используется девушками, предпочитающими классическую и духовную музыку. Соответственно, девушек данной подгруппы можно охарактеризовать как более пластичных в мотивационном отношении. В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», в иерархии психологических защит одно из ведущих мест занимает отрицание, являющаяся примитивной психологической защитой (см. таблица 2). Однако высокая частота использования данной защиты типична для девушек данной возрастной группы.

Таблица 2

Девушки, предпочитающие классическую и духовную музыку

Девушки, предпочитающие

рок и хаос

1

Проекция — 67,1 %

1

Проекция — 70,7 %

2

Регрессия — 47,4 %

2

Отрицание — 45,1 %

3

Рационализация — 45,8 %

3

Регрессия — 43,3 %

4

Гиперкомпенсация 44,5 %

4

Рационализация –41,6 %

5

Компенсация 40,9 %

5

Компенсация 41,3 %

6

Замещение 39,1 %

6

Замещение 39,9 %

7

Отрицание 37,0 %

7

Гиперкомпенсация 38,0 %

8

Вытеснение 22,6 %

8

Вытеснение 32,2 %


Сравнительный анализ среднегрупповых значений RR — интервалов позволил установить, что подгруппа юношей, предпочитающих такие музыкальные направления, как «рок» и «хаос», характеризуется более высокими значениями среднегрупповых величин RR — интервалов во всех без исключения сериях эксперимента. Следовательно, юноши данной подгруппы характеризуются более высокими функциональными ресурсами организма, нежели их сверстники, предпочитающие классическую и духовную музыку.

Стоит обратить внимание, что прослушивание различных музыкальных произведений практически никак не влияет на среднюю величину RR — интервалов у юношей сопоставляемых подгрупп (см. рисунок 4).

Рис. 4


Сравнительный анализ среднегрупповых значений RR-интервалов в подгруппах девушек выявил обратную закономерность: наиболее высокие значения усредненных RR-интервалов наблюдаются у девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку. Следовательно, девушки данной подгруппы характеризуются более высокими функциональными возможностями организма. Стоит обратить внимание, что, в отличие от юношей, в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку, прослушивание различных музыкальных произведений сопровождается статистически значимыми изменениями величины RR-интервалов. В частности, максимальные значения RR-интервалов наблюдаются во время прослушивания В. А. Моцарта, тогда как прослушивание рока приводит к уменьшению величины RR-интервалов (p<0,05). В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», также наблюдается максимальное значение RR-интервалов во время прослушивания духовной музыки и достоверное уменьшение во время прослушивания хаоса (см. рисунок 5).

Рис. 5


Сравнение среднегрупповых значений юношей по величине CO RR позволило установить, что наиболее высокие показатели данного признака отмечаются в подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос». Подобные различия подтверждают более высокие функциональные ресурсы организма у юношей данной подгруппы. В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, наблюдаются статистически значимые изменения величины CO RR в процессе прослушивания музыкальных произведений. В частности, во время прослушивания «рока» данные значения повысились, а во время прослушивания духовной музыки — достоверно понизились (p < 0,05) (см. рисунок 6).

Рис. 6


Сравнительный анализ среднегрупповых показателей девушек по значению CO RR позволило установить, что наиболее высокие показатели данного признака отмечаются в подгруппе девушек предпочитающих классическую и духовную музыку. Подгруппа девушек предпочитающих музыкальное направление «рок» и «хаос» по величине CO RR характеризуются более низкими показателями в сравнении со своими сверстницами.

Рис. 7


Сравнительный анализ среднегрупповых показателей юношей по величине So (индекс кортиколизации) позволил установить, что в подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, во всех без исключения сериях эксперимента наблюдаются более высокие значения данного индекса.

Однако стоит отметить, что изменения среднегрупповых значений So у юношей сопоставляемых подгрупп в процессе прослушивания различных музыкальных произведений являются сходными. Максимальные значения So отмечаются во время прослушивания «рока» и «хаоса», а минимальные — во время прослушивания классической и духовной музыки. Таким образом, у юношей, независимо от их музыкальных предпочтений, вклад функциональной активности коры головного мозга существенно возрастает во время прослушивания деструктивных и хаотичных музыкальных произведений (p<0,05) (см. рисунок 8).

Рис. 8


Сравнительный анализ среднегрупповых значений подгрупп девушек по величине So (индекс кортиколизации) позволил установить, что, в среднем, несколько более высокие значения данного индекса отмечаются в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку. Интересно отметить, что во время прослушивания данных музыкальных произведений у девушек этой подгруппы отмечаются и наиболее высокие значения величины So.

В свою очередь, в подгруппе девушек, отдающих предпочтение року и хаосу, изменения индекса So сходны с таковыми в подгруппах юношей; наиболее высокие значения данного индекса отмечаются во время прослушивания «рока» и «хаоса», а наиболее низкие — во время прослушивания классической и духовной музыки (p<0,05). Таким образом, вклад функциональной активности кортикальных отделов регуляции в подгруппах девушек находится в непосредственной взаимосвязи с их музыкальными предпочтениями (см. рисунок 9).

Рис. 9


В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, максимальные значения фрактального индекса β наблюдаются в процессе прослушивания «рока» и «хаоса», а минимальные — во время прослушивания духовной и классической музыки. Подгруппа юношей, предпочитающих рок и хаос музыку, характеризуется максимальными значениями фрактального индекса в процессе прослушивания «рока» и «духовной» музыки» (p<0,05) (см. рисунок 10).

Рис. 10


Сравнительный анализ среднегрупповых значений индекса β в подгруппе девушек показал, что наиболее высокие его значения независимо от музыкальных предпочтений испытуемых отмечаются во время прослушивания классической и духовной музыки. Стоит также отметить, что никаких принципиальных различий по данному признаку между девушками сопоставляемых подгрупп установить не удалось (см. рисунок 11).

Рис. 11


Выводы:

  1. Оценка общего и невербального интеллекта позволила установить, что юноши, предпочитающие классическую и духовную музыку, имеют достоверно более низкие показатели развития интеллектуальных способностей. У девушек, наоборот, наиболее высокие показатели интеллектуального развития отмечаются в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыкальных произведений.

  2. Исследование психологических защит личности позволило установить, что у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, ведущими защитами являются проекция, рационализация и отрицание. В свою очередь, у юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», ведущими защитами являются проекция, рационализация и вытеснение. В обеих подгруппах девушек ведущей психологической защитой является проекция как единственно возможная защита.

  3. Наиболее высокие функциональные ресурсы организма отмечаются у юношей, предпочитающие «рок» и «хаос», тогда как их сверстники, отдающие предпочтение классической и духовной музыке, характеризуются снижение функциональных ресурсов организма. В подгруппе девушек наблюдается противоположная закономерность — наиболее высокие функциональные возможности организма отмечаются у девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку.

  4. Вклад функциональной активности коры головного мозга существенно возрастает у юношей в процессе прослушивания музыкальных произведений «рок» и «хаос». Стоит обратить внимание на тот факт, что, независимо от музыкальных предпочтений, данная особенность наблюдается в обеих подгруппах юношей. Немаловажно отметить, что, среднее значение индекса кортиколизации выше в подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку.

  5. Вклад функциональной активности кортикальных отделов регуляции у девушек оказался непосредственно взаимосвязан с их музыкальными предпочтениями. Девушки, предпочитающие такие музыкальные направления, как классическая и духовная музыка, равно как и девушки, предпочитающие «рок» и «хаос», характеризуются наиболее высокими значениями индекса кортиколизации во время прослушивания именно предпочитаемых музыкальных произведений.

  6. В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, наиболее высокие показатели качества интеграции функциональных связей на уровне центральных систем регуляции отмечаются в процессе прослушивания «рок» и «хаос» музыки. В подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос» музыку, показатели качества интеграции функциональных связей на уровне центральных систем регуляции достоверно снижаются во время прослушивания классического произведения.

  7. В подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку, качество интеграции функциональных связей на уровне ЦНС значительно возрастает во время прослушивания духовного музыкального произведения. В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос» музыку, показатели качества интеграции функциональных связей на уровне ЦНС незначительно возрастают во время прослушивания духовного музыкального произведения и незначительно снижаются во время прослушивания музыки направления «хаос».


Литература:

  1. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 2. С. 70–82.

  2. Баевский Р. М., Берсенова Е. Ю. (2001) Медленные волны сердечного ритма как индикатор возрастного развития детей и подростков // Медленные колебательные процессы в организме человека. Теоретические и прикладные аспекты нелинейной динамики в физиологии. Сборник материалов III Симпозиума и Школы: Изд –во: НИИ КПГ СЩ РАМН. Новокузнецк. С. 105–109.

  3. Вариабельность сердечного ритма. (1999) Стандарты измерения, физиологической интерпретации и клинического использования // Вестник аритмологии. № 11. С. 53–78.

  4. Макарова К. В. Развитие духовных способностей: на примере младших школьников: диссер. док. псих. наук: Москва. 2007. 305 с.

  5. Маляренко Т. Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функции сердца и мозга: диссер. док. мед. наук: Пятигорск. 2005. 328 с.

  6. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. С. 79–86.

  7. Полозова А. В. (2011) Проблема формирования музыкальных предпочтений школьников — подростков // Знание. Понимание. Учение. № 1 С. 257–261.

  8. Полякова В. Б. (1967) К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, боифизике и фармакологии. № 7. С. 111–114.

  9. Реан А. А. (2008) Психология подростка. Изд.: Прайм-ЕВРОЗНАК, Москва 512 с.

  10. Самсонова Г. О. (2002) Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки: автореф. дис. … кан. биолог. наук. — Тула, 189 с.

  11. Ф. Райс. (2000) Психология подросткового и юношеского возраста: СПб:Питер, 624 с.

  12. Булатова Н. С. Музыкальные жанры и их влияние на психику. http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/bulatovaf1.html

  13. Воздействие звука, музыки на организм человека — плюсы и минусы. http://sozvezdieoriona.ru/publ/vozdejstvie_zvuka_muzyki_na_organizm_cheloveka_pljusy_i_minusy/5–1-0–44

  14. Влияние музыки на организм человека http://prosvetlenie.net/show_content.php?id=75

  15. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека. http://www.yuqzone.ru /brainmusic / articles / anqeliqht_1.htn

  16. Основные принципы воздействия музыки на человека http://www.vuima.ru/musicinf.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle